Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-педагогическая компетенция



Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник – в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием проблем клиента и возможными путями их решения. И это особенно актуально в ситуации, когда практически в любой профессиональной области быстро происходит смена труда без перемены места, а специалистам необходимо овладевать родственными или смежными профессиями. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и др.) на основе взаимообмена информацией, технологиями, инструментарием. В связи с этим компетентность в различных областях – главное, что характеризует способность социального работника помогать людям в современном обществе.

Одним из значимых компонентов в структуре профессиональной деятельности социального работника, по мнению ряда исследователей, является социально-педагогический компонент. Социально-педагогические знания и умения оказываются востребованными в социальной работе с различными категориями населения (дети, подростки, беженцы, инвалиды, пожилые люди, осужденные и др.) Социально-педагогическими методами решаются проблемы формирования отношений в группе, развития готовности личности к самопомощи. Педагогические элементы социальных технологий систематизируют содержательные и процессуальные компоненты социальной работы, относящиеся к личности человека, участника социального процесса. В целом социально-педагогический компонент социальной работы позволяет принимать эффективные педагогически целесообразные решения в различных сферах социальной деятельности. Принимая это во внимание, в качестве важной задачи теоретической и практической профессиональной подготовки будущих специалистов можно выделить формирование социально-педагогической компетентности социальных работников.

Социально-педагогическая компетенция – это совокупность знаний, умений и способностей, необходимых для социализации, т.е. адаптации и продуктивной деятельности индивида в области социальной педагогики и практики[216].

Сущность понятия «социализация» в Энциклопедическом словаре раскрывается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Сущность понятия «социализация» в контексте развития личности А.В. Мудрик определяет так: «Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет»[217].

И.С.Кон процесс социализации человека определяет как формирование жизненной перспективы, поиск социальной ориентации, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения[218]. В результате социализации происходит адаптация человека к обществу. Усваивая требования общества, его ценности и нормы, он вырабатывает свойства и качества, необходимые для вхождения в систему общественных отношений. Каждое поколение проходит процесс социализации, вхождения в общество, овладения в том или ином объеме богатством общественных связей.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность имеет своим объектом конкретного человека во взаимосвязи его с социальной средой (средой обитания), а предметом – достижение конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Ее целью выступает гармонизация этого взаимодействия, всей совокупности взаимоотношений, позволяющая обеспечить наиболее полную самореализацию человека и развитие его как личности в реальных условиях среды[219].

Такая гармонизация осуществляется по направлениям:

а) целенаправленная педагогизация социальной среды в интересах социализации, ресоциализации обитаемого в ней человека, группы;

б) воздействие (взаимодействие) с самим человеком с учетом его потребностей, возможностей, интересов.

в) педагогизация среды и воздействие на человека в интересах создания для него наиболее оптимальных условий самореализации.

По мнению специалистов, социальная педагогика как практика реализует следующие функции[220]:

· диагностическая – оценка социально-педагогических факторов социума, протекающих в нем процессов, условий жизнедеятельности и обитания человека; уровня социально выраженных его особенностей;

· прогностическая – социально-педагогическое прогнозирование протекания социальных процессов среды; проявление в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека);

· образовательная – подготовка (переподготовка) человека как специалиста, с учетом его интересов, желаний, индивидуальных возможностей и потребностей среды;

· адаптационная – приспособление человека к среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности;

· коррективная – с учетом индивидуальности человека и социально-психологических потребностей среды;

· мобилизующая – включение человека в общую деятельность (в разные ее виды); активизация его индивидуальных возможностей как члена конкретного социума на жизнь, на самореализацию;

· контрольная – оценка и контроль социального поведения, стимулирование положительного самовыражения, предупреждение негативных социальных действий, которые оказываются на человека его окружением, референтной группой;

· реабилитационная – снятие стресса, разрядка, разгрузка, восстановление духовных и физических сил, накопление положительных эмоций и пр.;

· профилактическая (защитно-профилактическая) – защита личности от среды в ее агрессивных проявлениях (и наоборот).

В своей совокупности изложенные функции объединяются в группу социально-преобразовательных функций социальной педагогики.

Таким образом, задачами социально-педагогической деятельности выступают: адаптация; реабилитация; компенсация; профилактика; коррекция; социальная стабилизация; социальная защита; социальное обеспечение; социальный контроль; социальная пропаганда и др.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется, как правило, методами общей педагогики (воспитания и обучения) – убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др., что является отражением общепедагогических функций в социальной педагогике; ее собственными методами (уточнение которых является одной лэ актуальных задач науки).

Специальные исследования и практика убедительно показывают, что социально-педагогическая деятельность осуществляется с помощью различных технологий, в зависимости от сферы применения, целей и решаемых задач. Под социально-педагогической технологией понимается общая совокупность и последовательность операций деятельности социального педагога по отношению к конкретному объекту, обеспечивающей оптимальный вариант достижения определенной социально-педагогической цели. В каждой сфере она конкретизируется, уточняется, наполняется своим содержанием в соответствии с предметной областью социально-педагогической деятельности.

Выражение «социально-педагогическая деятельность» говорит о ее социальной направленности. Это педагогическая деятельность по отношению к конкретному человеку, группе, социальной среде в интересах достижения социально-педагогических целей[221]. Такая деятельность носит:

· непосредственный характер – прямое воздействие на человека, группу (взаимодействие с ними);

· опосредованный – использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей.

Как правило, социальный работник старается использовать возможности и непосредственного, и опосредованного взаимодействия с объектом социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность – есть проявление субъекта, реального человека со всеми его достоинствами и недостатками во взаимодействии с другим человеком – объектом также со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. В процессе социально-педагогической деятельности и субъект, и объект активны. Другими словами, в социально-педагогической деятельности имеет место взаимодействие реальных людей (личностей) со всеми присущими им достоинствами и недостатками, потребностями, интересами, мотивами, целями, особенностями развития и воспитания.

Их взаимодействие осуществляется в реальных условиях среды, которая своеобразно воздействует на участников и результаты их деятельности: стимулирует или тормозит ее действенность. Социальный работник (субъект) определяет, чего он хочет добиться (цель своей деятельности), как этого достичь (способы достижения) и практически реализует задуманное посредством непосредственного или опосредованного воздействия на объект (взаимодействие с ним).

Опосредованный характер воздействия осуществляются через среду обитания (непосредственного окружения) объекта. В свою очередь объект как-то относится к воздействию, производит какие-либо адекватные действия, реакции, изменения действий и пр. Активность объекта может носить позитивный, нейтральный - стремление показать свое безразличие и даже негативный, агрессивный характер.

Следует отметить, что результат социально-педагогической деятельности бывает самым разнообразным. В частности, это проявляется в серьезных положительных изменениях у объекта воздействия, небольших подвижках, а иногда и ярко выраженных негативных реакциях или действиях. Определенный отпечаток социально-педагогическая деятельность накладывает и на субъект. Он утверждается в своих возможностях, получает определенное удовлетворение, либо у него появляются сомнения, разочарования, а иногда и потеря уверенности в свои способности достигать социально-педагогические цели.

Результат педагогической деятельности в социальной среде не носит скачкообразный характера. Как показывают специальные исследования, такая деятельность способствует постепенному, порой противоречивому изменению в объекте и не всегда соответствует прогнозу. Достигается планируемый результат заинтересованностью (мотивацией), целенаправленностью деятельности социального педагога, его мастерством, отношением к делу, субъекту, упорным и настойчивым трудом, постепенно. Он зависит также от особенностей субъекта, его заинтересованности, отношения к педагогической деятельности, активности и времени участия в ней.

Социально-педагогическая деятельность тесно связана с социальной работой. Социальная работа предусматривает значительный объем решения социально-педагогических проблем человека. Исключительно важным аспектом выступает мобилизация самого человека, активизация его индивидуальных возможностей на самоактивизацию, самореализацию. В этом плане социальная работа использует возможности социальной педагогики: убеждает, внушает, разъясняет, побуждает, активизирует, помогает, показывает пример, настаивает и пр. Главными методами выступают убеждение, внушение. Их назначение заключается в том, чтобы социальному работнику добиться получения союзника в работе с человеком в нем самом, превращение его из объекта в субъект саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

Данный факт диктует необходимость специальной социально-педагогической подготовки социального работника. Отсюда и высокие требования к социальному работнику с позиции его социально-педагогической компетенции: не только знать и уметь, но и быть способным применять эти (социально-педагогические) знания, навыки и умения в работе с клиентом. Быть компетентным в социально-педагогической сфере – значит обладать совокупностью личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности, максимально используя свои возможности, адаптируясь к запросам общества.

Изложенное свидетельствует о том, что специалисту социальной сферы (социальному работнику и социальному педагогу) требуются знания из различных областей, позволяющие ему на начальном этапе провести диагностику, общую консультацию и, главное, определить, какие специалисты нужны в первую очередь для квалифицированного решения социальной проблемы (социальных проблем) конкретного человека.

Н.Ю. Клименко считает, что разным специалистам социальной сферы (социальному работнику, социальному педагогу, специалисту социального обеспечения и социальной защиты населения и проч.) необходима своя «мера» социально-педагогических знаний и умений.

Нами выявлены уровни социально-педагогической компетенции специалиста социальной работы: оптимальный, достаточный и критический (таблица 2).

Таблица 2

Уровни социально-педагогической компетенции специалиста социальной работы

 

Оптимальный Склонен к социально-педагогической деятельности. Имеет глубокие знания в области социальной педагогики. Умеет осуществлять глубокий, содержательный анализ особенностей психического и социального развития детей. Выделяет социальные проблемы клиентов и их верно интерпретирует. Умеет использовать знания для решения профессиональных задач. Умеет организовать клиента на совместную деятельность, осуществление контроля на основе объективного оценивания. Общение с клиентами строит на основе доверия, совместная деятельность носит характер взаимодействия. Обладает высокими морально-нравственными качествами, эмпатией, уверенностью, высокой самооценкой. К решению профессиональных задач подходит творчески, заинтересован в педагогическом самосовершенствовании.
Достаточный Предрасположен к социально-педагогической деятельности. Обладает знаниями в области социальной педагогики. Способен выделять наиболее заметные, чаще типичные особенностей психического и социального развития детей Умеет организовать совместную деятельность с опорой на самых активных клиентов, в основном по отдельным направлениям. Изучает особенности семей на уровне типичных социальных характеристик. Общение с родителями осуществляет на уровне советов. Социально-педагогическую деятельность осуществляет в соответствии с узкопрофессиональными целями. Не стремится расширять круг профессиональных задач.
Критический Не осознает важности социально-педагогической работы Недостаток в знаниях и умениях при решении профессиональных задач. Деятельность не носит предупредительный характер, направлена только на «исправление». Присутствует формализм в организации жизнедеятельности детей. Отсутствует потребность во взаимодействии с клиентами, использует неэффективный стиль общения с ними. Не сформированно адекватное представление о себе и о профессиональной деятельности. Решение социально-педагогических проблем требует многих усилий и затрат времени. Дальнейшее профессиональное развитие осуществляется только по требованию администрации.

 

Формирование социально-педагогической компетенции осуществляется в процессе обучения в вузе. Главной целью обучения является не «наполнение» обучающихся определенными знаниями, а воспитание у студентов готовности использовать знания, полученные в результате обучения, в процессе решения профессиональных задач.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.