Становление российского рынка рабочей силы, в том числе и в сфере социальных услуг, показывает, что успеха на нем достигнут люди способные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, компетентные в области своей профессиональной деятельности. В то же время, с полной уверенностью можно утверждать, что современная ситуация выдвигает неосвоенные вузовской практикой задачи, связанные с подготовкой профессионально компетентного специалиста социальной работы.
В настоящее время большинством ученых признано, что социально-психологические способности, знания, умения, позиции являются неотъемлемым компонентом как профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, так и, соответственно, профессиональной подготовки социального работника.
Решение исследовательских задач по изучению социально-психологической составляющей деятельности социального работника, и, как следствие, установлению сущности социально-психологической компетентности специалиста социальной сферы потребовало рассмотрения связанных с этим проблем. Прежде всего, проблемой научного характера является определение содержания и структуры самого понятия «социально-психологическая компетенция».
Социально-психологическая компетенция (от лат. competens – соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетенции входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (рефлексия, эмпатия). Социально-психологическая компетенция формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.
Социально-психологическая компетенция – это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами. При этом основным является такой компонент социально-психологической компетенции, как компетентность в других.
А. Адлер описывает социально-психологическую компетентность через понятие «реальной жизни». «Реально» живущий человек стремится к близости, даже соперничая с окружающими. «Фиктивные» цели – стремление к превосходству – предполагает представление себя единственным и уникальным, не связанным с другими людьми «звеном». Развитие зрелого человека идет в направлении освоения ценностей и содержания «второй демократии» – процесса, связанного с трансформацией общества в результате трансформации отдельных людей, чье поведение отличается большей внутренней зрелостью, постоянством целей и, в тоже время – естественной гибкостью форм.
В настоящее время все чаще появляются специальные исследования, посвященные непосредственно психологической и социально-психологической компетентностям.
Так, Н.В. Яковлева и Л.П. Урванцев определяют психологическую компетентность как «представленность в сознании индивида психологического содержания проблемных ситуаций и владение способами их решения». Решение проблемных ситуаций предполагает синтез когнитивно-информационных и оперативно-технических аспектов, которые обеспечивают преодоление трудностей и достижение результата деятельности[186].
Н.В. Яковлева отмечает, что структура психологической компетентности, как и профессиональной компетентности, различается для отдельных видов деятельности, т.к. она определяется проблемными ситуациями, характерными для конкретных профессий. В частности, автор рассматривает процесс формирования психологической компетентности врача. Компонентами психологической компетентности являются интегративные психические процессы, психологические умения, эмоционально-волевые комплексы, проявляющиеся в личностных свойствах субъекта, при этом детерминирующая роль в системе психической регуляции деятельности отводится осознанной регуляции. В связи с этим, Н.В. Яковлева делает вывод о том, что структурное содержание психологической компетентности представляет иерархия осознанных смысловых образований, составляющих профессиональную «Я-концепцию» личности, а психологическую компетентность врача она определяет как подсистему, обеспечивающую оптимальный уровень активации субъекта и соорганизации отдельных компонентов профессиональной деятельности в целостную систему[187].
Социальные психологи достаточно часто обращаются к понятию социально-психологическая компетентность, но при этом они вкладывают в него различное содержание. Данная компетентность порой отождествляется с межличностной компетентностью, коммуникативной компетентностью, компетентностью в общении. Нередко термин «социально-психологическая компетентность» используется для обозначения социально-психологических способностей или социально-психологических качеств.
Отечественные ученые, анализируя проблему социально-психологической компетентности, раскрывают содержание этого понятия через деятельность.
В социально-педагогическом словаре социально-психологическая компетентность определяется как информированность и способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
Исследования М. Кяэрста являются очень информативными с точки зрения содержательного наполнения феномена социально-психологической компетентности[188]. Исходя из предложенной им схемы компонентов компетентности и ряда дефиниций этого понятия, можно следующим образом охарактеризовать возможные ракурсы рассмотрения социально-психологической компетентности.
Социально-психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности специалиста наполняется конкретным содержанием лишь в контексте определенной деятельности и соответствующей проблематики.
Социально-психологическая компетентность специалиста имеет свои предпосылки (сюда входят социально-психологические ресурсы человека, такие как, ценности, убеждения, установки, способности, мотивы, знания в области социальной психологии, разнообразный опыт участия в социальной жизни); зависит от конкретного вида профессиональной деятельности (от тех задач, которые решаются в данной деятельности, от тех ситуаций, которые там возникают, от их сложности, динамизма, управляемости); проявляется в конкретных результатах данной деятельности (имеются в виду внешние результаты, связанные с качеством разрешения тех или иных ситуаций, и внутренние результаты субъекта деятельности – его удовлетворенность данным результатом).
Социально-психологическая компетентность выражается также в способности человека осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение других, понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения данной деятельности, в способности видеть социально-психологические проблемы в своей деятельности, умении их формулировать и искать пути их адекватного разрешения.
Рассмотренные подходы к пониманию компетентности отличаются друг от друга и терминологически, и содержательно, и концептуально. Наиболее адекватным понятием нам представляется термины «социально-психологическая» компетентность и «социально-психологическая компетенция», поскольку они отражает самую сущность ее предмета – человека. Это понятие можно использовать в контексте анализа любой профессиональной деятельности.
В содержательном плане понятие социально-психологическая компетентность трактуется авторами также довольно разноречиво. В него включают как максимально узкий, так и предельно широкий набор психических, социальных качеств, процессов, знаний, умений и навыков. При этом они могут быть либо операционно-техническими (знания, умения, навыки), либо глубинными личностными образованиями.
В структуру социально-психологической компетенции специалиста социальной работы необходимо включать когнитивный (интеллектуальный) компонент, обеспечивающий ориентировку в других людях, практический (исполнительный), представляющий собой систему умений и навыков воздействия на людей, а также психологический, как совокупность психологических характеристик личности, способствующих успешной реализации первых двух компонентов. Именно они и определяют содержание социально-психологической компетенции.
В концептуальном плане наиболее перспективным нам представляется деятельностный подход к пониманию социально-психологической компетентности. С позиций этого подхода социально-психологическая компетенция специалиста определяется содержанием его профессиональной деятельности и одновременно является предпосылкой ее успешности.
Таким образом, социально-психологическая компетентность специалиста социальной работы является одной из интегративных характеристик его личности и проявляется
1) в знании:
· социально-психологических характеристик различных групп населения;
· возможностей оказания психологического воздействия на субъектов из ближайшего окружения;
2) в способности:
· осознавать и контролировать социальное и психологическое поведение человека в сложных ситуациях;
· понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния в проблемной ситуации;
· искать и осуществлять пути благополучного разрешения возникших проблем как посредством актуализации личностных психологических ресурсов человека, так и осуществлением необходимых изменений в его ближайшем жизненном окружении;
· владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения данной деятельности[189].
Социально-психологическая компетентность специалиста обеспечивает его соответствие как субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятельности:
· соответствие деятельности проявляется в успешности (эффективности, результативности) личности специалиста социальной работы при решении основных задач деятельности, в достижении ведущих целей деятельности, в высоком уровне адаптации к деятельности;
· соответствие профессиональной группе выражается в соответствии личности специалиста групповым ценностям и нормам, в наличии ее социально-психологического влияния на других, веса в глазах других;
· соответствие предмету деятельности проявляется в удовлетворенности человека от взаимодействия с субъектом деятельности и степенью успешности разрешения возникших проблем.
Все вышеперечисленные элементы характеризуют социально-психологический «профиль» деятельности специалиста социальной работы, поскольку он призван оказывать помощь людям в сложных жизненных ситуациях, а его основными целевыми группами клиентов являются люди слабо защищенные и имеющие существенные ограничения в реализации своих жизненных потребностей.
Поскольку специалист социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в социуме, а одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации, а значит и общества в целом по отношению к клиентам социальной работы, то социальный компонент в структуре профессиональной компетентности этого профессионала принимает совсем другие вес и роль, нежели в социальной компетентности обычного человека.