Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-психологическая компетенция



 

Становление российского рынка рабочей силы, в том числе и в сфере социальных услуг, показывает, что успеха на нем достигнут люди способные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, компетентные в области своей профессиональной деятельности. В то же время, с полной уверенностью можно утверждать, что современная ситуация выдвигает неосвоенные вузовской практикой задачи, связанные с подготовкой профессионально компетентного специалиста социальной работы.

В настоящее время большинством ученых признано, что социально-психологические способности, знания, умения, позиции являются неотъемлемым компонентом как профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, так и, соответственно, профессиональной подготовки социального работника.

Решение исследовательских задач по изучению социально-психологической составляющей деятельности социального работника, и, как следствие, установлению сущности социально-психологической компетентности специалиста социальной сферы потребовало рассмотрения связанных с этим проблем. Прежде всего, проблемой научного характера является определение содержания и структуры самого понятия «социально-психологическая компетенция».

Социально-психологическая компетенция (от лат. competens – соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетенции входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (рефлексия, эмпатия). Социально-психологическая компетенция формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

Социально-психологическая компетенция – это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами. При этом основным является такой компонент социально-психологической компетенции, как компетентность в других.

А. Адлер описывает социально-психологическую компетентность через понятие «реальной жизни». «Реально» живущий человек стремится к близости, даже соперничая с окружающими. «Фиктивные» цели – стремление к превосходству – предполагает представление себя единственным и уникальным, не связанным с другими людьми «звеном». Развитие зрелого человека идет в направлении освоения ценностей и содержания «второй демократии» – процесса, связанного с трансформацией общества в результате трансформации отдельных людей, чье поведение отличается большей внутренней зрелостью, постоянством целей и, в тоже время – естественной гибкостью форм.

В настоящее время все чаще появляются специальные исследования, посвященные непосредственно психологической и социально-психологической компетентностям.

Так, Н.В. Яковлева и Л.П. Урванцев определяют психологическую компетентность как «представленность в сознании индивида психологического содержания проблемных ситуаций и владение способами их решения». Решение проблемных ситуаций предполагает синтез когнитивно-информационных и оперативно-технических аспектов, которые обеспечивают преодоление трудностей и достижение результата деятельности[186].

Н.В. Яковлева отмечает, что структура психологической компетентности, как и профессиональной компетентности, различается для отдельных видов деятельности, т.к. она определяется проблемными ситуациями, характерными для конкретных профессий. В частности, автор рассматривает процесс формирования психологической компетентности врача. Компонентами психологической компетентности являются интегративные психические процессы, психологические умения, эмоционально-волевые комплексы, проявляющиеся в личностных свойствах субъекта, при этом детерминирующая роль в системе психической регуляции деятельности отводится осознанной регуляции. В связи с этим, Н.В. Яковлева делает вывод о том, что структурное содержание психологической компетентности представляет иерархия осознанных смысловых образований, составляющих профессиональную «Я-концепцию» личности, а психологическую компетентность врача она определяет как подсистему, обеспечивающую оптимальный уровень активации субъекта и соорганизации отдельных компонентов профессиональной деятельности в целостную систему[187].

Социальные психологи достаточно часто обращаются к понятию социально-психологическая компетентность, но при этом они вкладывают в него различное содержание. Данная компетентность порой отождествляется с межличностной компетентностью, коммуникативной компетентностью, компетентностью в общении. Нередко термин «социально-психологическая компетентность» используется для обозначения социально-психологических способностей или социально-психологических качеств.

Отечественные ученые, анализируя проблему социально-психологической компетентности, раскрывают содержание этого понятия через деятельность.

В социально-педагогическом словаре социально-психологическая компетентность определяется как информированность и способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

Исследования М. Кяэрста являются очень информативными с точки зрения содержательного наполнения феномена социально-психологической компетентности[188]. Исходя из предложенной им схемы компонентов компетентности и ряда дефиниций этого понятия, можно следующим образом охарактеризовать возможные ракурсы рассмотрения социально-психологической компетентности.

Социально-психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности специалиста наполняется конкретным содержанием лишь в контексте определенной деятельности и соответствующей проблематики.

Социально-психологическая компетентность специалиста имеет свои предпосылки (сюда входят социально-психологические ресурсы человека, такие как, ценности, убеждения, установки, способности, мотивы, знания в области социальной психологии, разнообразный опыт участия в социальной жизни); зависит от конкретного вида профессиональной деятельности (от тех задач, которые решаются в данной деятельности, от тех ситуаций, которые там возникают, от их сложности, динамизма, управляемости); проявляется в конкретных результатах данной деятельности (имеются в виду внешние результаты, связанные с качеством разрешения тех или иных ситуаций, и внутренние результаты субъекта деятельности – его удовлетворенность данным результатом).

Социально-психологическая компетентность выражается также в способности человека осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение других, понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения данной деятельности, в способности видеть социально-психологические проблемы в своей деятельности, умении их формулировать и искать пути их адекватного разрешения.

Рассмотренные подходы к пониманию компетентности отличаются друг от друга и терминологически, и содержательно, и концептуально. Наиболее адекватным понятием нам представляется термины «социально-психологическая» компетентность и «социально-психологическая компетенция», поскольку они отражает самую сущность ее предмета – человека. Это понятие можно использовать в контексте анализа любой профессиональной деятельности.

В содержательном плане понятие социально-психологическая компетентность трактуется авторами также довольно разноречиво. В него включают как максимально узкий, так и предельно широкий набор психических, социальных качеств, процессов, знаний, умений и навыков. При этом они могут быть либо операционно-техническими (знания, умения, навыки), либо глубинными личностными образованиями.

В структуру социально-психологической компетенции специалиста социальной работы необходимо включать когнитивный (интеллектуальный) компонент, обеспечивающий ориентировку в других людях, практический (исполнительный), представляющий собой систему умений и навыков воздействия на людей, а также психологический, как совокупность психологических характеристик личности, способствующих успешной реализации первых двух компонентов. Именно они и определяют содержание социально-психологической компетенции.

В концептуальном плане наиболее перспективным нам представляется деятельностный подход к пониманию социально-психологической компетентности. С позиций этого подхода социально-психологическая компетенция специалиста определяется содержанием его профессиональной деятельности и одновременно является предпосылкой ее успешности.

Таким образом, социально-психологическая компетентность специалиста социальной работы является одной из интегративных характеристик его личности и проявляется

1) в знании:

· социально-психологических характеристик различных групп населения;

· возможностей оказания психологического воздействия на субъектов из ближайшего окружения;

2) в способности:

· осознавать и контролировать социальное и психологическое поведение человека в сложных ситуациях;

· понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния в проблемной ситуации;

· искать и осуществлять пути благополучного разрешения возникших проблем как посредством актуализации личностных психологических ресурсов человека, так и осуществлением необходимых изменений в его ближайшем жизненном окружении;

· владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения данной деятельности[189].

Социально-психологическая компетентность специалиста обеспечивает его соответствие как субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятельности:

· соответствие деятельности проявляется в успешности (эффективности, результативности) личности специалиста социальной работы при решении основных задач деятельности, в достижении ведущих целей деятельности, в высоком уровне адаптации к деятельности;

· соответствие профессиональной группе выражается в соответствии личности специалиста групповым ценностям и нормам, в наличии ее социально-психологического влияния на других, веса в глазах других;

· соответствие предмету деятельности проявляется в удовлетворенности человека от взаимодействия с субъектом деятельности и степенью успешности разрешения возникших проблем.

Все вышеперечисленные элементы характеризуют социально-психологический «профиль» деятельности специалиста социальной работы, поскольку он призван оказывать помощь людям в сложных жизненных ситуациях, а его основными целевыми группами клиентов являются люди слабо защищенные и имеющие существенные ограничения в реализации своих жизненных потребностей.

Поскольку специалист социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в социуме, а одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации, а значит и общества в целом по отношению к клиентам социальной работы, то социальный компонент в структуре профессиональной компетентности этого профессионала принимает совсем другие вес и роль, нежели в социальной компетентности обычного человека.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.