Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-технологическая компетенция



Пристальное внимание к «социальным технологиям» представителей различных отраслей научного знания детерминировано развитием общественной жизни, технологизацией социального пространства, управленческих процессов, потребностями общества в оптимальных, эффективных, универсальных способах достижения социально-значимых целей.

Как таковое, понятия «социально-технологическая компетенция» и «социально-технологические умения» в педагогической теории и практике появились сравнительно недавно, поэтому очень важно сформулировать сущностно-содержательное определение этих категорий.

На современном этапе проблематикой социальных технологий занимается ряд отечественных представителей общественных и гуманитарных наук: В.Г. Афанасьев, Н.С. Данакин, В.С. Дудченко, Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванов, М. Марков, В.И. Патрушев, Ю.М. Резник, Н. Стефанов, Ж.Т. Тощенко, В.В. Щербина и другие.

Так, В.Г. Афанасьев определяет его как «элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки…на конкретный язык… достижения поставленных целей»[201]. А.К. Зайцев – как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели»[202]. Н.С. Данакин рассматривает ее как «процесс направленного воздействия на социальный объект»[203]; Л.Я. Дятченко как «социально- организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов», а так же как «процесс целенаправленного воздействия на социальный объект с целью получения запрограммированного результата»[204]; В.С. Дудченко как «такую инновацию, которая на основе критического анализа имеющегося опыта рационализирует деятельность людей, повышает эффективность социальных процессов»[205]; Ж.Т. Тощенко «социальную технологию» определяет следующим образом: «это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов и получения оптимального социального результата»[206] [180].

Наиболее полное определение дано в словаре-справочнике «Социальное управление»: «Социальная технология – это алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе. Социальная технология – элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо связано с потребностью быстрого крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности. А построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой разворачивается практика»[207].

Отдельным предметом научного исследования «социальная технология» выступает у представителей социологической науки В.Н. Иванова и В.И. Патрушева, которые рассматривают данный феномен в рамках инновационной социологии. Сущность социальных технологий они понимают как инновационную систему выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах. Ее значение заключается, прежде всего, в том, что она делает человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели[208].

Они выделяют новую область научного знания – социально- технологическую, которая осваивает новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил. Основная их концептуальная идея заключается в том, что устойчивое развитие общества невозможно без социально-технологического обеспечения. Технологизацию управленческой деятельности Иванов и Патрушев связывают, в первую очередь, с проблемой проектирования, разработки и внедрения социальных технологий в общественную практику.

Основными характеристиками социальных технологий являются: алгоритмичность, последовательность, расчлененность на этапы и операции, координированность действий, однозначность выполнения процедур, системность, целенаправленность и научная обоснованность.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено качественным многообразием социального мира. Поэтому можно говорить о так называемой дифференциации и группировках социальных технологий по различным основаниям. Единая классификация социальных технологий, так же как и понимание самого термина отсутствует. Каждый исследователь классифицирует технологии по определенным основаниям. Между тем, у различных ученых существует много сходных мнений по данному вопросу, что позволяет представить обобщенную классификацию социальных технологий. Основанием для классификации социальных технологий являются: масштаб, характер объекта, степень новизны, практическая включенность, уровень общественных отношений, сфера общественной жизни, направление деятельности и другие.

Социальная работа, являющаяся, с одной стороны, видом социальной деятельности, а другой – научной областью, не может игнорировать общую тенденцию. Социальная работа как профессиональная деятельность и самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает основным условиям технологизации. Во-первых, социальная работа как деятельность представляет собой достаточно высокую степень сложности, что требует расчленения ее на обособленные части, в во-вторых, необходимо изыскание средств, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект социальной работы достигался при минимуме усилий.

По мнению Е.И. Холостовой, социальная работа просто обречена быть технологичной, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов и огромного числа социальных проблем, воздействие может быть эффективным только в условиях технологического подхода[209].

Технологизацию социальной работы принимают как вполне адекватную реакцию на происходящие в общественной жизни изменения, связанные с технологической революцией. В научных исследованиях вполне доказана необходимость и значение технологизации социальной деятельности, в том числе социальной работы со своими специфическими целями и задачами. Принципиальный вопрос о возможности технологизировать социальную работу ушел в прошлое, и не является сегодня предметом спорных обсуждений.

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям населения. Именно в социальной работе как в деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений, опыта и практика работы субъектов социальной деятельности. И.Г. Зайнышев понимает под технологией социальной работы одну из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь, поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации[210].

В целом технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным объектом социальной работы.

Необходимо отметить, что социальная работа не ограничивается лишь технологиями социальной работы, а постоянно использует в качестве основного инструмента технологии планирования, проектирования, эксперимента, контроля, прогнозирования, диагностики, то есть так называемые технологии социального управления. Это связано, прежде всего, с тем, что базовыми функциями социальной работы являются управленческая, диагностическая, прогностическая, планирования, проектировочная, контролирующая.

Будучи разновидностью социальной технологии, технология социальной работы имеет свою структуру. Вопрос о структуре социальной технологии волновал практически всех исследователей этой области. Подобно тому, как нет единого подхода к термину «социальная технология», нет и единой точки зрения на ее внутреннюю структуру. Поэтому далее нами рассматривается определенное синтезированное из многих теорий представление о структуре социальной технологии, в том числе технологии социальной работы.

Основу любого технологического процесса составляет алгоритм действий. Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными. Он позволяет обеспечить повторяемость и тиражируемость технологии. Любой технологический процесс подразделяется на этапы, а они, в свою очередь – на операции. В этом случае под этапом понимается некоторый отрезок процесса, который ведет к качественному изменению объекта и в котором реализуется цикл «процесс входа – центральный процесс – процесс выхода». Каждый этап, со своей стороны, состоит из операций, то есть из действий, реализующих его закономерности и требования. Так, например, обеспечение информацией предполагает проведение ряда операций – подбор фактов, их классификацию так далее.

Большинство методов, которые используются в социальной технологии, созданы в других отраслях знания и практической деятельности. Практически все они комбинированы в категорию «методы социальной работы». Сочетание используемых в технологии методов зависит от проектировщика технологии.

Автор и исполнитель технологии – человек, если быть точным, то область технологии социальной работы полностью оказывается в руках специалистов социальной работы. Любая технология проходит сложный путь своего развития, основными моментами которого являются обоснование необходимости социальной технологии, формулирование целей и задач, подбор технологии, разработка новой, реализация технологии и оценка ее эффективности.

При этом следует подчеркнуть, что если специалист социальной работы встречается с новой социальной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет о необходимости разработки инновационной технологии. Если же задача технологически уже решена, то речь идет о тиражировании, распространении технологии, обучении специалистов уже известным способам решения назревших проблем, и такие технологии составляют класс традиционных. И в том и в другом случае требуется высокий профессионализм автора и исполнителя технологии. Специалист социальной работы – специалист весьма широкого профиля, и его знания и умения должны быть адекватными требованиям профессии.

Еще Н. Стефанов, находившийся у истоков развития социальной технологии, писал: – «Технологизация социальной практики и науки требует обратить внимание на подготовку специалистов в этой области человеческой деятельности.Чтобы совершить поворот в разработке отдельных видов социальной технологии, ускорить их внедрение требуется заботиться о развитии кадрового потенциала»[211].

Анализируя должностные обязанности, профессиональные функции, требования к уровню знаний, умений и навыков, а так же то, чем должен владеть специалист социальной работы, бросается в глаза роль технологической компоненты социальной деятельности. Любая социальная деятельность, в том числе и социальная работа, будучи системным процессом достижения социально значимых целей, несет в себе технологическую основу. Кроме того, говоря о содержании социальной работы, практически всегда речь идет о технологии социальной работы. Необходимо повториться, что содержание деятельности обуславливает требования к профессионализму, поэтому знание содержания социальной работы, то есть технологии, умения ее составлять и внедрять на практике, владеть ею является составляющей профессиональной готовности специалиста. Исходя из сущности и характеристик социальной технологии, которые рассмотрены нами в данном исследовании, выясняется, что природа всех функций социального работника, да и всей социальной работы в целом технологична. Это означает, что функции специалиста социальной работы могут быть реализованы только посредством социальных технологий, которые предварительно должны быть приведены в необходимую для конкретных условий форму, что, в свою очередь, предполагает наличие у специалиста социально-психологической компетентности.

Данный факт является достаточно важным, поскольку научная обоснованность какой-либо компетенции требует акцента внимания на ее формирование в ходе профессиональной подготовки специалиста, полностью соответствующего квалификационным характеристикам.

Возможность профессионально подойти к разработке и реализации социальных технологий требует огромного объема знаний и умений. Проявление социальной работы в качестве социальной технологии все более акцентирует внимание на так называемой социально-технологической подготовке специалистов социальной сферы, формировании у будущих специалистов социально-технологической компетенции.

Под социально-технологической компетенцией мы понимаем совокупность объективно необходимых знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, которые позволяют решать задачи профессиональной деятельности по оказанию помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Социально-технологические знания являются теоретической и методологической основой разработки и внедрения конкретных живых социальных технологий по оптимизации социальных процессов.

В рамках деятельностного подхода социальная технология представляет собой планомерно организованную деятельность по решению социальных проблем или влиянию на социальный объект, выполняемую в определенном порядке. С точки зрения деятельностного подхода в понимании социальной работы социально-технологические умения предполагают в своей основе умение осуществлять эту деятельность (в данном случае социальную работу) в виде социальной технологии.

В пользу правомерности введения термина «социально-технологическая компетенция» говорит и тот факт, что все больше начинают входить в оборот такие термины как «технологическая культура»[212], «технологическая подготовка»[213], «технологическая грамотность», «социально-технологическое развитие»[214], «социально-технологический подход»[215], ядром которых выступает «социальная технология».

Изучение профессиональной деятельности специалистов социальной работы, а так же литературных источников позволило определить социально-технологические умения как умения обосновывать, разрабатывать проекты социальных технологий и реализовывать их.

В основе содержания социально-технологических умений лежит модель технологического процесса социальной деятельности, которая состоит из трёх крупных блоков: обоснование необходимости технологии, разработка проекта социальной технологии и реализация технологии. В соответствии с этими структурными единицами нами были выделены социально-технологические умения.

В контексте социальной технологии как деятельности, можно было бы определить данные умения как деятельностные (в широком смысле), однако не следует забывать тот факт, что не всякая деятельность является технологичной. Управленческие умения в трактовке технологии как способа социального управления, наоборот, сужают область социальной работы, далеко выходящей за рамки социального управления. Проектировочные умения отвечают лишь этапу разработки социальной технологии, оставляя при этом без внимания реализационный и контрольно–аналитические этапы.

Поэтому целесообразно выделение собственно социально- технологических умений, которые являются видом деятельностных и основаны на общепрофессиональных умениях. Все категории умений, составляющие группу социально-технологических, связаны со структурой социальной технологии, поэтому более детально остановимся на рассмотрении структуры социальной технологии.

Социально-технологические умения сводятся к умению осуществлять вышеуказанный технологический процесс социальной работы, который в свою очередь, состоит из определенного ряда действий. Все действия, составляющие технологический процесс, требуют наличия соответствующих умений.

Так, например, этап целеполагания предполагает умение формулировать цели и задачи, а так же подбирать оптимальный путь ее достижения. Этап обработки информации требует умения работать с информацией, то есть умения собирать, систематизировать, обобщать, сравнивать, анализировать, хранить, передавать информацию и так далее.

Подробный анализ всех этапов социальной работы позволил выделить три группы социально-технологических умений:

1. умение обосновывать социальную технологию;

2. умение разрабатывать проект социальной технологии;

3. умение реализовывать социальную технологию.

Таким образом, социально-технологическая компетенция предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, техниках, методиках решения проблем нуждающихся и умения грамотно реализовать свои знания на практике.

Формирование социально-технологической компетенции будущего специалиста социальной работы происходит в процессе обучения в вузе, и его успех возможен при комплексной реализации ряда условий, среди которых:

– опора в профессиональной подготовке на целостную теоретическую концепцию формирования социально-технологической компетенции будущего специалиста,

– осуществление на технологической основе межпредметных связей в практике подготовки будущих социальных работников,

– комплексное воздействие на интеллектуальную, потребностно-мотивационную, эмоциональную и деятельностную сферы студентов при изучении ими различных социальных технологий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.