Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение содержания профессиональной компетентности как образовательного результата в системе высшего образования



 

Вопросы профессиональной компетентности специалиста рассматриваются в работах современных зарубежных ученых (G. Moskowitz, R.L. Oxford, R.S. Scarcella, E.W. Stewick, E. Tarone, D. Yule). Как показывает анализ этих исследований, в ведущих зарубежных странах (США, Англия, Германия, Франция), происходит смещение акцента в требованиях к современному работнику с формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств.

В американской социальной науке разработана модель «компетентного работника» (Д.Ж. Мерилл, Д. Юл, И. Стевик), в которую входят способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к саморазвитию, под которым понимается процесс самоизучения, при котором личность принимает требования, трансформирует их для себя адекватно уровню сознания, развития способностей, сформированности потребностей. Мы полагаем, что саморазвитие – это не только осознанный процесс формирования профессионального мастерства, самообразования и самосовершенствования, но и мотивированный, целенаправленный свободный выбор и стремление достичь желаемого уровня профессиональной компетентности.

Интересной является концепция «интегрированного развития компетентности», разработанная шведскими и американскими учеными В.Чипанах, Г.Вайлер и Я.И.Лефстед. В понимании авторов «компетентность» является суммой знаний, умений и навыков в широком смысле, приобретаемых в процессе обучения. Компетентность личности является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических аспектов знаний.

Ряд зарубежных исследователей (Р.Хагерти, А.Мэйхью и др.) рассматривают любого профессионала как носителя шести типов профессиональных компетенций, в совокупности составляющих ядро (инвариант) профессиональной квалификации. Это:

· техническая компетенция;

· коммуникативная компетенция;

· контекстуальная компетенция (владение социальным контекстом, в котором существует профессия);

· адаптивная компетенция (способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся профессиональным контекстам);

· концептуальная компетенция;

· интегративная компетенция (умение мыслить в логике профессии, расставлять приоритеты и решать проблемы в соответствующем профессиональном стиле и т.д.).

Рассмотрим существующие подходы к проблеме профессиональной компетентности специалиста в современной отечественной науке.

Понятие «профессиональная компетентность», его компонентный состав, связи категории «профессиональная компетентность» с другими профессионально-личностными характеристиками исследуются в работах В.А. Адольфа, Б.С. Гершунского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.С. Розова, В.А. Сластенина Т.А. Ильиной, Л.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной, Н.В. Карнаух, Ю.В. Варданяна.

В исследовании Н.С. Розова общекультурная компетентность представляется как совокупность 3-х аспектов:

· смыслового, включающего адекватность осмысления ситуации в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки;

· проблемно-практического,обеспечивающего адекватность распознания ситуации, адекватную постановку и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке;

· коммуникативного,фокусирующего внимание на адекватном общении в ситуациях культурного контекста и по поводу таких ситуаций с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он компетентен (в трех указанных выше аспектах) в ситуациях, выходящих за пределы его профессиональной сферы. В профессиональной компетентности главная роль отводится проблемно-практическому аспекту, а в общекультурной – смысловому и коммуникативному. В целом важны все три аспекта, т.к. профессиональное образование направлено на подготовку общекультурной и компетентной во многих областях личности человека.

Подход Н.C.Розова лежит в основе разработки Государственного образовательного стандарта для специалиста любого профиля, т.к. отражает одноименные аспекты его подготовки. Профессиональная компетентность является производным компонентом от общекультурной компетентности любого человека. Культура личности возвышается над ее компетентностью, т.к. включает «степень развития личности и ее совершенства, в т.ч. качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования».

В.В. Сериков сущностью образования также считает проектирование таких ситуаций личностного развития, в которых стало бы возможно свободное жизнепроявление личностных сил, увлечений, знаний, умений и навыков человека в смыслотворческой деятельности, способствующей обретению им профессиональной компетентности[83].

А.К. Маркова[84] уточняет определение профессиональной компетентности как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Понятие «компетентность» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.

По мнению Б.С. Гершунского, категория «профессиональная компетентность» определяется главным образом уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу, как результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализации в деятельности[85].

В.А. Адольф под профессиональной компетентностью понимает готовность к продуктивной деятельности и определяет структуру профессиональной компетентности, включающую теоретико-методологический, культурологический, предметный, психолого-педагогический и технологический компоненты[86].

Н.И. Запрудский под профессиональной компетентностью понимает «систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня».

Таким образом, термин «профессиональная компетентность», хоть и является интегральным качеством личности, имеет обобщенную эталонную модель.

Большинством исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух планах: как цель образования, профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность. Следовательно, она представляет собой сплав образованности и опыта.

В работе Ю.В. Варданяна обоснован ряд интересных идей[87]:

· определение профессиональной компетентности как единства теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности позволяет характеризовать профессионализм специалиста;

· оценка профессиональной компетентности через меру результативности деятельности при решении профессиональных задач закладывает путь для характеристики многоуровневых признаков этого явления;

· ориентация на формирование профессиональных умений путем решения в профессионально-образовательном процессе многообразных задач, моделирующих, имитирующих или реально отражающих профессиональную деятельность, свидетельствует о возможности формирования, становления и развития в вузе профессиональной компетентности будущего специалиста.

Итак, профессиональную компетентность можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний по конкретной специальности, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля.

Профессиональная компетентность специалиста, по мнению многих авторов, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и личностной сферах. Действительно, главное психологическое условие успешной деятельности в любой области – это уверенность в своих силах. На наш взгляд, профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием – это сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста; его готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности (то есть умения и возможности) производить необходимые для этого действия.

Таким образом, ядром профессионального становления личности является формирование профессиональной компетентности, т.е. развитие личности в процессе профессионального обучения, освоение профессии и выполнение профессиональной деятельности. Процесс формирования профессиональной компетентности индивидуально разнообразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности. Следует отметить, что сущностные характеристики профессиональной компетентности специалиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

· социально-правовой компонент – знание и умение в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

· специальный компонент – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

· персональный компонент – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

· аутокомпонент – адекватное мнение о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций[88].

Бондарева Е.В. выделяет такие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный[89].

Мотивационно-волевой компонент включает в себя, во-первых, мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности, стимулирует творческое проявление личности в профессиональной компетентности; предполагает наличие интереса к указанной категории, который характеризует потребность личности специалиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования профессиональной компетентности. Во-вторых, подразумевает приложение дополнительных усилий для уменьшения вероятности неудачи, а также мобилизацию энергии, проявление настойчивости, активность и умение выдерживать нагрузки, упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность, т.е. характеризует волевую сторону поведения и неразрывно связан с волей человека.

В функциональную компетентность будущего специалиста входит приобретенный синтез знаний: естественнонаучных, общепрофессиональных, гуманитарных, специальных дисциплин; навыков творческой деятельности специалиста, трансформирующийся из потенциального в реальное, деятельностное состояние. Данный компонент функционирует в виде способов деятельности, необходимых выпускнику для проектирования собственной технологии управления и организации в профессиональной деятельности, приемов самостоятельного и мобильного решения профессиональных задач, генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению его самообразованности и профессионализма.

Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Следует заметить, что компетентный специалист должен владеть деловым этикетом, обладать культурой речи. Помимо вышеперечисленных, в состав коммуникативного компонента следует включить также умения обсудить проект, план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом.

Коммуникативные способности проявляются в сотрудничестве и коллективной производственной деятельности. К ним относятся: способность понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; способность понимать партнеров по общению, их мотивы и цели; способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность прогнозировать межличностные события, знать основные приемы общения; способность избегать конфликтов в общении.

Таким образом, коммуникативная компетентность становится одним из приоритетных качеств современного специалиста, поскольку различные виды деятельности (управленческая, организационная, производственно-технологическая, проектная) осуществляются в непосредственном контакте с людьми. Профессиональное общение становится не маловажной стороной компетентности специалиста и во многом определяет его успех в профессиональной деятельности. Поэтому обязательным профессиональным качеством для каждого выпускника вуза должно стать умение работать с людьми.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств как креативность, инициативность, уверенность в себе, склонность к самоанализу, способность к предвидению, прогнозированию результатов деятельности и отношений, а также профессионально-значимых знаний, умений и навыков. Выделение рефлексивного компонента очень важно, поскольку этот компонент определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Очевидно, что выпускник любого вуза не может полностью соответствовать такой модели профессиональной компетентности. В его профессиональной компетентности, как правило, присутствуют лишь ее основы. Поэтому, начиная с первого этапа обучения в вузе нужно, прежде всего, развивать у студентов мотивационную сферу (интерес, осознанность выбора профессии и др.). Кроме того, развивая необходимые студенту выше перечисленные способности, формируя профессиональные умения и навыки, плюс полученные знания и накопленный за годы учебы, пусть еще небольшой, профессиональный опыт, полученный на производственной практике, вуз тем самым поможет будущему специалисту быстрее адаптироваться в соответствующей профессиональной среде.

В формировании профессиональной компетентности большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т. д.

Итак, под профессиональной компетентностью специалиста будем понимать систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня. В модель профессиональной компетентности входят познавательные мотивы, ранее усвоенные профессионально значимые знания, избыточные или «несвоевременные» знания, аспекты подготовки, подлежащие усвоению, результативные диагностики и самодиагностики.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам выделить следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивный. На наш взгляд, основополагающим компонентом компетентности выступает операционно-деятельностный, выражающийся в умениях и способностях личности.

В нашем исследовании мы шли от понимания профессиональной компетентности как интегративного (системного) свойства личности специалиста, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знания, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (прогностичность) в работе, открытого к динамичному обогащению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности.

Обобщение проведенного теоретического анализа профессиональной компетентности специалиста позволяет сформулировать следующие выводы.

Формирование профессиональной компетентности – это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Формирование профессиональной компетентности представляет собой динамический процесс адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Данный процесс реализуется через разрешение противоречий между актуальным уровнем развития перечисленных аспектов профессиональной деятельности, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью личности.

Процесс формирования профессиональной компетентности опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Действенность формирования профессиональной компетентности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии, профессионального отбора, формирования профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера и последовательного освоения профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

Реализация в наиболее полной мере творческого потенциала личности, профессиональной компетентности специалиста, очевидно, возможна как результат формирования системы знаний в процессе общей и профессиональной подготовки. Появление соответствующей системы знаний возможно, когда сама деятельность является следствием активности, заинтересованности учащегося, избирательно воспринимающего информационное содержание образования, исходя из уже имеющихся знаний, сложившейся системы ценностей, определяющих направление развития его личности. Исходя из этого, цель процесса подготовки специалиста – формирование определенной системы профессиональных ценностей и соответствующих способов деятельности, обеспечивающих их реализацию[90].





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.