Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ существующих подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» в трудах отечественных и зарубежных ученых



 

В новых социально-экономических условиях особую актуальность приобретает ориентация высшей технической школы на подготовку специалиста, имеющего не только хорошие знания, но и навыки в профессиональной сфере, умеющего правильно оценить сложившуюся производственную ситуацию, принять соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического результата, способного эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Современные требования к выпускникам вузов сегодня формулируются следующим образом:

· комплексность подготовки, ориентированная на гибкую адаптацию к изменениям содержания профессиональной деятельности;

· способность самостоятельно принимать грамотные и ответственные решения, сформированность проблемного и оперативно-конкретного подхода к решаемым проблемам;

· сформированность нестандартного мышления (профессионально-творческая готовность);

· сочетание профессиональных знаний и практических навыков и умений;

· знание основ методологии научно-технического поиска и методов научного исследования (моделирование и экспериментальные методы);

· знание фундаментальных дисциплин и умение применять их для прикладных решений;

· владение в совершенстве современными информационными технологиями и активное использование их в своей работе;

· осознанность необходимости непрерывного образования, самообразования, непрерывного повышения своей квалификации, поскольку знания в современном обществе быстро устаревают[63].

Таким образом, выпускник вуза должен быть компетентным в своей области. В связи с этим результат высшего образования переориентируется с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», «квалификация» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Эти понятия, хотя и находятся во взаимодействии, но не отождествляются. Квалификация не отменяется, но она недостаточна как интегрированный результат образования в новых условиях. Компетентность, как более широкое понятие, – это обозначение интегральных характеристик качества подготовки выпускника, результата образования; это знания, которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения непредсказуемых проблем в условиях нарастающей динамики развития общества.

Таким образом, знаниевая ориентация сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Компетентностный подход в России – это инновация, возникающая в русле отечественной культурно-образовательной традиции, основными особенностями которой являются отраслевая направленность высшего профессионального образования, включение практик в образовательный процесс, построение образования на основе науки.

Однако проблема формирования профессиональной компетентности специалиста относится к нерешенным как в педагогической науке, так и в практике. В настоящее время в педагогике и социологии образования развернулись поиски, направленные на ее исследование. До сих пор не определено само понятие «профессиональная компетентность», его содержание, сущность и структура, не разработана система критериев эффективности процесса и достижения его профессиональной компетентности.

Анализ литературы показывает, что в понятийно-терминологическом аппарате российской педагогической науки и практики до сих пор не существует единого (общепризнанного) понимания терминов «компетентность» и «компетенция»; есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Понятие «компетенция» происходит от латинского «competo», то есть «добиваюсь», «соответствую», «достигаю», «подхожу». Значения «добиваюсь» и «достигаю» означают действия, в то время как «соответствую» и «подхожу» отражают суть состояния.

В «Толковом словаре русского языка»компетенция рассматривается как понятие, включающее «область знаний, в которых кто-либо хорошо осведомлен», а компетентность – это «обладание компетенцией»[64]. В Глоссарии терминов ЕФО отмечается, что термин «компетентность» используется в тех же значениях, чтои «компетенция»[65]. «Компетентность» обычно употребляется в описательном плане.

Л.Н. Боголюбов В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков подчеркивают именно практическую направленность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике»[66], а «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования»[67].

Компетенция – это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации»[68]. О.В. Чуракова и И.С. Фишман под компетенцией понимают соорганизацию знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации[69].

В большинстве зарубежных исследований, появившихся в последние 5-7 лет (Cl.Beelisle, M.Linard, B.Rey, G.Le Booterrf, L.Turkal, N.Guignon, M.Joras и др.), понятие «компетенция» толкуется не как набор способностей, знаний и умений, а как способность или готовность мобилизовать все ресурсы (организованные в систему знания и умения, навыки, способности и психические качества), необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, адекватные конкретной ситуации, т.е. в соответствии с целями и условиями протекания действия. Так, Ф.Эрпенберг относит компетенции к диспозициям самоорганизации личности в условиях деятельности[70]. Б.Бергман считает компетенции профессионала важнейшим персональным (личностным) ресурсом[71].

Однако большинство исследователей сходится во мнении, что компетенция: а) относится к личности обучаемого, студента; б) не сводится к знаниям, умениям и навыкам: в) может быть сформирована и диагностирована в специальным образом организованной деятельности студентов (а лучше – в реальной деятельности).

Существует также несколько подходов к классификации компетенций. Так, например, Совет Европы (Совет Культурной Кооперации) определил пять групп ключевых компетенций[72]:

1) политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов;

2) компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с другими людьми других культур, языков и религий;

3) компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, владение несколькими языками;

4) компетенции, связанные с возникновением общества информации;

5) компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

С.Е.Шишов выделяет следующие компетенции:

· в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в т.ч. внешкольных;

· в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя);

· в сфере социально-трудовой деятельности;

· в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия);

· в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени)[73].

Проанализируем понятие «компетентность». В настоящее время феномен компетентности широко рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. В 70-е годы термин «компетентность» использовался в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Сегодня компетентностно-ориентированное образование стало устойчивой образовательной практикой во многих европейских странах. В различных своих модификациях оно прочно утвердилось в системе образования Шотландии, Франции, Финляндии, Австрии и т.д.[74].

Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Компетентность состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»[75].

Австралийский исследователь T.Hoffmann утверждает, что понятие компетентности можно операционализировать тремя способами:

1) как видимые и регистрируемые результаты деятельности;

2) как некоторые стандарты выполнения деятельности;

3) как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности.

Как видим, в любом случае компетентность связывается с деятельностным результатом.

Компетентность как специфическая характеристика конкретной профессиональной деятельности субъекта рассматривалась в работах отечественных ученых: А. Коха, Е.С. Кузьмина, Л.А. Петровской, Н.В. Кузьминой, Ю.М. Жукова, П.В. Растянника, Е.А. Яблоковой, А.П. Ситникова, А.А. Деркача, О.А. Полищук, И.Н. Семенова. В них компетентность определяется как:

· «сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные функции»[76];

· «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств для выполнения намеченных целей»[77];

· «способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного результата…компетентность – не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности»[78];

· уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях[79].

Быть компетентным, по мнению многих авторов, означает «способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт»[80].

Выделяется более 30 видов компетентности, каждая из которых имеет свое название и разноприродное основание: аутопсихологическая компетентность, гуманитарно-психологическая компетентность, индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному саморазвитию, умение организовать труд, мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству, призвание, уверенность в себе, оптимизм.

Дж. Равен выделяет следующие компоненты компетентности:

· инициатива, которая является внутренне мотивированной;

· ценности как интегральный компонент, включающий в себя склонность анализировать и полностью прояснять смутно сознаваемые зарождающиеся идеи[81].

Таким образом, компетентность как и компетенция выступают интегральными характеристиками личности. И то, и другое является приобретаемым качеством. Часто данные понятия понимаются как синонимы, их трудно развести. Общим для этих понятий выступает деятельность. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.

В этом контексте актуальным звучит вывод Ф.Мерийе, который отмечал, что «для педагога целью является соединение двух противоречивых принципов: принципа дидактизации и принципа целесообразности, то есть «принципа, который гарантирует систематические приобретения знаний, но который допускает риск, что они будут «крутиться вхолостую», и принципа, который гарантирует интеграцию знаний, но который рискует привести в тупик и значительно обеднить тем самым приобретения учащихся».

Таким образом, сегодня знания перестали быть «символическим капиталом». Если знания превращаются в самоцель, это, скорее, решение вопросов грамотности. Приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных социальных и профессиональных задач, в которых они могут проявиться. В настоящее время знания становятся средством преобразования ситуации.

Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций – способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире. Происходит перенос центра внимания на самого человека, его роль в изменении внешних условий развития.

Главной идеей интегрированного развития компетентности является приобретение не только знаний и умений в условиях формального образования, но и увязывание этих знаний с теми, которые человек приобретает вне формального образования.

По мнению А.В.Хуторского, понятия «компетентность» и «компетенция», которые используются во многих российских исследованиях как синонимы, необходимо дифференцировать. Компетенция, по мысли автора, это «…совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а компетентность представляет собой «…владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[82].

Таким образом, как показывает дефиниционный анализ, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на наш взгляд, обозначает сферу приложения знаний, умения и навыки человека, в то время как «компетентность» – семантически первичная категория и представляет их интериоризованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знаниевый» багаж человека. Отсюда «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». Принципиальное, на наш взгляд, отличие компетенции и компетентности состоит в том, что компетенция представляет собой институциональное понятие, определяющее статус какого-либо лица, компетентность же в свою очередь является понятием функциональным.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.