В новых социально-экономических условиях особую актуальность приобретает ориентация высшей технической школы на подготовку специалиста, имеющего не только хорошие знания, но и навыки в профессиональной сфере, умеющего правильно оценить сложившуюся производственную ситуацию, принять соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического результата, способного эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Современные требования к выпускникам вузов сегодня формулируются следующим образом:
· комплексность подготовки, ориентированная на гибкую адаптацию к изменениям содержания профессиональной деятельности;
· способность самостоятельно принимать грамотные и ответственные решения, сформированность проблемного и оперативно-конкретного подхода к решаемым проблемам;
· сочетание профессиональных знаний и практических навыков и умений;
· знание основ методологии научно-технического поиска и методов научного исследования (моделирование и экспериментальные методы);
· знание фундаментальных дисциплин и умение применять их для прикладных решений;
· владение в совершенстве современными информационными технологиями и активное использование их в своей работе;
· осознанность необходимости непрерывного образования, самообразования, непрерывного повышения своей квалификации, поскольку знания в современном обществе быстро устаревают[63].
Таким образом, выпускник вуза должен быть компетентным в своей области. В связи с этим результат высшего образования переориентируется с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», «квалификация» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Эти понятия, хотя и находятся во взаимодействии, но не отождествляются. Квалификация не отменяется, но она недостаточна как интегрированный результат образования в новых условиях. Компетентность, как более широкое понятие, – это обозначение интегральных характеристик качества подготовки выпускника, результата образования; это знания, которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения непредсказуемых проблем в условиях нарастающей динамики развития общества.
Таким образом, знаниевая ориентация сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Компетентностный подход в России – это инновация, возникающая в русле отечественной культурно-образовательной традиции, основными особенностями которой являются отраслевая направленность высшего профессионального образования, включение практик в образовательный процесс, построение образования на основе науки.
Однако проблема формирования профессиональной компетентности специалиста относится к нерешенным как в педагогической науке, так и в практике. В настоящее время в педагогике и социологии образования развернулись поиски, направленные на ее исследование. До сих пор не определено само понятие «профессиональная компетентность», его содержание, сущность и структура, не разработана система критериев эффективности процесса и достижения его профессиональной компетентности.
Анализ литературы показывает, что в понятийно-терминологическом аппарате российской педагогической науки и практики до сих пор не существует единого (общепризнанного) понимания терминов «компетентность» и «компетенция»; есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.
Понятие «компетенция» происходит от латинского «competo», то есть «добиваюсь», «соответствую», «достигаю», «подхожу». Значения «добиваюсь» и «достигаю» означают действия, в то время как «соответствую» и «подхожу» отражают суть состояния.
В «Толковом словаре русского языка»компетенция рассматривается как понятие, включающее «область знаний, в которых кто-либо хорошо осведомлен», а компетентность – это «обладание компетенцией»[64]. В Глоссарии терминов ЕФО отмечается, что термин «компетентность» используется в тех же значениях, чтои «компетенция»[65]. «Компетентность» обычно употребляется в описательном плане.
Л.Н. Боголюбов В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков подчеркивают именно практическую направленность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике»[66], а «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования»[67].
Компетенция – это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации»[68]. О.В. Чуракова и И.С. Фишман под компетенцией понимают соорганизацию знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации[69].
В большинстве зарубежных исследований, появившихся в последние 5-7 лет (Cl.Beelisle, M.Linard, B.Rey, G.Le Booterrf, L.Turkal, N.Guignon, M.Joras и др.), понятие «компетенция» толкуется не как набор способностей, знаний и умений, а как способность или готовность мобилизовать все ресурсы (организованные в систему знания и умения, навыки, способности и психические качества), необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, адекватные конкретной ситуации, т.е. в соответствии с целями и условиями протекания действия. Так, Ф.Эрпенберг относит компетенции к диспозициям самоорганизации личности в условиях деятельности[70]. Б.Бергман считает компетенции профессионала важнейшим персональным (личностным) ресурсом[71].
Однако большинство исследователей сходится во мнении, что компетенция: а) относится к личности обучаемого, студента; б) не сводится к знаниям, умениям и навыкам: в) может быть сформирована и диагностирована в специальным образом организованной деятельности студентов (а лучше – в реальной деятельности).
Существует также несколько подходов к классификации компетенций. Так, например, Совет Европы (Совет Культурной Кооперации) определил пять групп ключевых компетенций[72]:
1) политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов;
2) компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с другими людьми других культур, языков и религий;
3) компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, владение несколькими языками;
4) компетенции, связанные с возникновением общества информации;
5) компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.
С.Е.Шишов выделяет следующие компетенции:
· в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в т.ч. внешкольных;
· в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя);
· в сфере социально-трудовой деятельности;
· в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия);
· в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени)[73].
Проанализируем понятие «компетентность». В настоящее время феномен компетентности широко рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. В 70-е годы термин «компетентность» использовался в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Сегодня компетентностно-ориентированное образование стало устойчивой образовательной практикой во многих европейских странах. В различных своих модификациях оно прочно утвердилось в системе образования Шотландии, Франции, Финляндии, Австрии и т.д.[74].
Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Компетентность состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»[75].
Австралийский исследователь T.Hoffmann утверждает, что понятие компетентности можно операционализировать тремя способами:
1) как видимые и регистрируемые результаты деятельности;
2) как некоторые стандарты выполнения деятельности;
3) как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности.
Как видим, в любом случае компетентность связывается с деятельностным результатом.
Компетентность как специфическая характеристика конкретной профессиональной деятельности субъекта рассматривалась в работах отечественных ученых: А. Коха, Е.С. Кузьмина, Л.А. Петровской, Н.В. Кузьминой, Ю.М. Жукова, П.В. Растянника, Е.А. Яблоковой, А.П. Ситникова, А.А. Деркача, О.А. Полищук, И.Н. Семенова. В них компетентность определяется как:
· «сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные функции»[76];
· «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств для выполнения намеченных целей»[77];
· «способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного результата…компетентность – не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности»[78];
· уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях[79].
Быть компетентным, по мнению многих авторов, означает «способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт»[80].
Выделяется более 30 видов компетентности, каждая из которых имеет свое название и разноприродное основание: аутопсихологическая компетентность, гуманитарно-психологическая компетентность, индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному саморазвитию, умение организовать труд, мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству, призвание, уверенность в себе, оптимизм.
Дж. Равен выделяет следующие компоненты компетентности:
· инициатива, которая является внутренне мотивированной;
· ценности как интегральный компонент, включающий в себя склонность анализировать и полностью прояснять смутно сознаваемые зарождающиеся идеи[81].
Таким образом, компетентность как и компетенция выступают интегральными характеристиками личности. И то, и другое является приобретаемым качеством. Часто данные понятия понимаются как синонимы, их трудно развести. Общим для этих понятий выступает деятельность. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.
В этом контексте актуальным звучит вывод Ф.Мерийе, который отмечал, что «для педагога целью является соединение двух противоречивых принципов: принципа дидактизации и принципа целесообразности, то есть «принципа, который гарантирует систематические приобретения знаний, но который допускает риск, что они будут «крутиться вхолостую», и принципа, который гарантирует интеграцию знаний, но который рискует привести в тупик и значительно обеднить тем самым приобретения учащихся».
Таким образом, сегодня знания перестали быть «символическим капиталом». Если знания превращаются в самоцель, это, скорее, решение вопросов грамотности. Приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных социальных и профессиональных задач, в которых они могут проявиться. В настоящее время знания становятся средством преобразования ситуации.
Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций – способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире. Происходит перенос центра внимания на самого человека, его роль в изменении внешних условий развития.
Главной идеей интегрированного развития компетентности является приобретение не только знаний и умений в условиях формального образования, но и увязывание этих знаний с теми, которые человек приобретает вне формального образования.
По мнению А.В.Хуторского, понятия «компетентность» и «компетенция», которые используются во многих российских исследованиях как синонимы, необходимо дифференцировать. Компетенция, по мысли автора, это «…совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а компетентность представляет собой «…владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[82].
Таким образом, как показывает дефиниционный анализ, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на наш взгляд, обозначает сферу приложения знаний, умения и навыки человека, в то время как «компетентность» – семантически первичная категория и представляет их интериоризованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знаниевый» багаж человека. Отсюда «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». Принципиальное, на наш взгляд, отличие компетенции и компетентности состоит в том, что компетенция представляет собой институциональное понятие, определяющее статус какого-либо лица, компетентность же в свою очередь является понятием функциональным.