XXI век – век информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний и информации. Рынок труда, на который сегодня попадает выпускник вуза, отличается повышенной конкуренцией участников, возросшими профессиональными требованиями к специалистам. К потребительским качествам современного специалиста, в числе других, относят также:
· профессиональное использование информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств;
· наработанную коммуникационную среду;
· умение искать, анализировать и перерабатывать информацию, получая новые знания и др.
Среди обширного комплекса общепрофессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист социальной работы, особое место занимает информационная компетенция, объединяющая в себе целый ряд специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности процесса обучения, посредством «умелого» применения новых информационных технологий. Информационная компетенция – составляющая общепрофессиональной и специальной профессиональной компетентности современного специалиста с социальным образованием.
Понятия «информационная компетенция» и «информационная компетентность» – достаточно широкие и определяемые на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как:
· сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств[159];
· новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств[160].
Ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме становления и развития компетентности, с нашей точки зрения, является понятие «информация».
В философском энциклопедическом словаре[161] понятие «информация» (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется следующим образом:
· сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;
· уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений;
· сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
· передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
Мы полагаем, что информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
А информационная компетенция – обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.
Как уже упоминалось, сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетенция, независимо от авторов и способов классификации, всегда выдвигается как одна из наиболее важных. При анализе исследований PISA было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез. Таким образом, информационная компетенция является инвариантной вне зависимости от основания классификации ключевых компетенций.
На наш взгляд, информационная компетенция не сводится к известной триаде «знания, умения, навыки», лежащей в основе стандартов второго поколения, но она без ЗУНов и не существует. Ее можно рассматривать как некоторую сферу отношений между знаниями, умениями, навыками человека и его действием в социальной практике. Компетенция тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в условиях конкретной деятельности.
С общих дидактических позиций можно выделить следующие этапы формирования информационной компетентности специалистов в системе социального образования: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность[162].
Компьютерная грамотность – овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере, понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Конечной целью обучения компьютерной грамотности является подготовка компетентных конечных пользователей компьютерной техники, способных самостоятельно применять программное обеспечение обработки текстовой, табличной, графической информации, работать в компьютерных сетях, владеть навыками работы с гипертекстами и мультимедиа.
Компьютерная грамотность является недостаточной для деятельности человека в информационном обществе.
Информационная грамотность – это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.
Президент ИФЛА Кай Расерока раскрывает понятие «информационной грамотности» через термины, определяющие различные его аспекты. Это компьютерная грамотность; цифровая грамотность; гиперграмотность; информационно-технологическая грамотность; интерактивная компетентность; компетентное пользование ресурсами Интернет; компетентное пользование ресурсами библиотеки; компетентное пользование медиаресурсами; многосторонняя компетентность; вербальная грамотность; визуальная компетентность.
В США информационная грамотность определяется как осознание потребности в необходимости информации, знание того, как достигнуть и использовать информацию, умение оценить ее, и способность обмениваться информацией.
Н.И. Гендина предлагает использовать данный термин для обозначения комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для человека информационного общества[163].
С. Брандт считает, что информационная грамотность «является интеллектуальной структурой для понимания, поиска и оценки информации»[164]. Этот вывод согласуется с пониманием того, что как целостная система обучение всегда включает взаимосвязанную научную и учебную информацию.
Обучающая деятельность связана с обработкой информации – её поиском, сбором, хранением и систематизацией, применением и преобразованием информации. Именно благодаря информации, множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения, придают ей упорядоченность и организованность. Она (информация) является базой, на которой разворачиваются другие совместные практики, характерные для данной предметной области – эксперименты и исследования в процедурах и технологиях данной науки.
По нашему мнению, на эффективность использования информации в учебном процессе в большой степени влияет субъективный фактор – информационная подготовка студентов, уровень информационно-компьютерной компетенции. При этом следует учитывать, что именно в период обучения в высшей школе и происходит выработка личных алгоритмов профессионального информационного поведения будущих специалистов. Следовательно, важная задача вуза – это обучение студентов знаниям и умениям, которые, так или иначе, связаны с технологией информационного поиска. Следует заметить, что этого не происходит, поскольку источниковедение и информационный поиск в каждом курсе охватывает специфические источники и алгоритмы.
Только обобщенная методика алгоритмизации информационного поиска может и должна применяться в качестве некоторого иллюстративного материала для обучения субъектов образования алгоритмам информационного поиска. Здесь следует отметить, что знание алгоритмов поиска и обработки традиционной информации (на бумажных носителях) не только не лишние, но и позволяют оптимизировать поиск информации, существующей в компьютерных сетях. Реализация такого подхода может быть решена в интеграции различных учебных дисциплин, что обеспечит широкую профессиональную подготовку студентов.
Мы согласны с Петуховой Т.П., что информационная компетенция студента включает в себя освоение четырех типов опыта[165]:
· опыта познавательной деятельности в области информатики и информационных технологий, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
· опыта осуществления известных способов информационной деятельности в своей будущей предметной области и смежных областях (опыта решения модельных типовых задач использования информационных технологий в указанных сферах) – в форме умения действовать по образцу;
· опыта творческой деятельности в сфере профессионально-ориентированных технологий – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
· опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в различных сферах, – в форме личностных ориентаций.
Все это позволяет говорить не об IT-обучении, а об IT-образовании.
Информационная компетенция студента может проявиться в трех основных сферах:
· в повседневной жизни (как результат информационного поведения и взаимодействия, принятия решений в жизненных ситуациях и т.д.);
· в образовательном процессе (как результат деятельности в типовых и модельных ситуациях, а также в связи с информатизацией образования);
· в реальной производственной деятельности (в ходе производственной практики студента, участия в научно-исследовательской работе, совмещения обучения и работы и т.д.)[166].
Следует отметить, что информационная компетентность социальна, так как, с одной стороны, она социальна по своему содержанию (вырабатывается, формируется и проявляется в социуме), а с другой стороны, она характеризует взаимодействие человека с обществом, социумом и другими людьми посредством использования им информационно-коммуникационных технологий.
Анализ различных трактовок информационной компетенции позволяет выделить следующие ее сущностные характеристики:
· интегративную природу знаний и умений;
· универсальность (по характеру и степени применимости);
· многофункциональность (то есть она должна позволять решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни);
· многомерность (должна включать различные умственные процессы и интеллектуальные умения);
· интеллектуальную насыщенность (то есть для овладения ею требуется значительное интеллектуальное развитие: абстрактное мышление, саморефлексия, критическое мышление и др.);
· объемность (она должна представлять собой широкую компетенцию в образовании и обеспечивать связь с актуальными проблемами с точки зрения личности);
· междисциплинарность и надпредметность (в условиях образования).
Если рассматривать информационную компетенцию студентов специальности «социальная работа» как одну из целей и как составляющую результата высшего профессионального образования, то она должна быть ориентирована на подготовку студентов как будущих специалистов, к полноценной жизнедеятельности в информационном обществе. Следовательно, ее содержание должно формироваться в соответствии с социальным заказом общества, обусловленного потребностями рынка трудовых ресурсов, общества, семьи, личности и оно (содержание информационной компетенции) может быть определено, с одной стороны, структурой деятельности специалиста, а с другой стороны, парадигмой информационного общества, что даст возможность учесть профессиональный и социальный контексты.
Таким образом, под информационно-компьютерной подготовкой специалистов социальной работы мы понимаем изучение информационных технологий и обучение их грамотному использованию для решения отдельных типовых задач, приближенных к будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Анализ литературы и наш опыт показывает, что информационная компетенция должна рассматриваться как способность выпускника вуза активно использовать профессионально-ориентированные информационные технологии в будущей деятельности и смежных областях. Она включает в себя систему знаний и умений в области информатики и информационных технологий, совокупность ценностных ориентаций и опыт деятельности по использованию профессионально-ориентированных информационных технологий.
Информационная компетенция включает в себя мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и операциональный компонент.
Содержательно информационная компетенция раскрывается через ряд её компонентов:
· фактологически-аналитический характеризует знание и понимание основных информационных процессов и закономерностей в области информационных технологий;
· предметно-специфический «мыслительный» предполагает умения и навыки мыслительной и «ручной» деятельности в сфере решения социально-профессиональных задач;
· методологический предполагает комплексное, системное видение проблем и их решения в области компьютерных технологий;
· мировоззренческий предполагает сформированность у обучающихся опыта в сфере стратегических проектов в области компьютерных технологий, а также наряду с методологическим компонентом, умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.
С позиций профессиональной подготовки представляется целесообразным говорить о двух основных этапах формирования информационной компетенции будущих специалистов социальной работы в вузе:
· информационная компетенция как средство парапрофессиональной поддержки деятельности специалиста;
· информационная компетенция как компонент профессиональной деятельности специалиста[167].
Возможности формирования информационной компетенции специалистов социальной работы определяются содержанием предусмотренных учебным планом информационных дисциплин. Их объем и структура зависят от уровня и вида профессиональной подготовки (основная, дополнительная, общепрофессиональная или в рамках специализации). Но все они направлены на формирование, развитие и совершенствование у студентов системного профессионального мышления, которое позволяет специалисту решать задачи профессиональной деятельности алгоритмически, подходить к анализу и решению стоящих проблем комплексно, системно.
Формирование информационной компетенции должно осуществляться, в первую очередь, в результате информационно-компьютерной подготовки. Информационно-компьютерную подготовку мы определяем как совокупность всех условий возникновения и развития информационной компетенции будущего специалиста социальной работы.
Результат формирования информационной компетенции связан с целесообразным выбором и использованием информационных технологий и компьютерных средств, необходимых современному конкурентоспособному специалисту социальной работы, и формированием способностей их применения при решении профессиональных задач.