Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В. Место Сунны в законотворчестве



В исламском праве Сунна является вторым источником и в законотворчестве идет вслед за Кораном. С точки зрения разъяснения норм Сунна является вспомогательным средством и дополнением к Корану. Одно­временно Сунна может предложить некоторые положения, отсутствующие в Коране. Место Сунны в законо­творчестве можно кратко обозначить тремя определениями:

1. Сунна – разъясняет неясные и сжато изложенные места, выделяет общезначимые положения. По мнению большинства факихов, дает определение отменяющему (нâсих) и отменяемому (мансух).

2. Сунна – разъясняет и дополняет положения сюжетов достоверного коранического происхождения.

3. Сунна – разъясняет часть положений, отсутствующих в Коране.

В качестве примера для первого определения можно привести молитву (салят) и налог в пользу нуж­дающихся (закят). Хадис “Нельзя совершать никах одновременно на тетках жены по отцовской и мате­ринской линии, на дочерях сестер и братьев жены”[54] выделяет аят “И законны для вас (все женщины), кроме этих...”[55].

Как пример для второго определения, можно напомнить клятвенное заверение о невинности (ли’âн)[56]. В Коране этот термин объяснен подробно.


Сунна также требует, чтобы после клятвенного заверения супруги оформили развод окончательно.

В качестве примера того, что Сунна непосредственно выдвигает положение, которое делает ее источ­ником права в тех случаях, когда Коран об этом умалчивает, можно привести следующее: молочное родство, запрет или нежелательность шелковых одеяний для мужчин, молитва витр, необходимость искупления за нарушение поста в месяц рамадан.

III. ТРЕТИЙ ДОВОД: АЛЬ-ИДЖМÂ’ (الاجماع)

А. Определение[57]

В языке слово иджмâ’имеет такие значения, как решимость (’азм), намерение (касд) и согласие, еди­нодушие (иттифâк). Терминологически это слово определено следующим образом: «аль-Иджмâ’ - это еди­нодушное мнение всех муджтахидов - мусульман в одно из столетий после кончины Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу».

الاجماع : "هو اتفاق جميع المجتهدين من المسلمين في عصر من العصور بعد وفاة النبي (صلعم) على حكم شرعي في امر من الامور العملية"

Б. Предмет аль-иджмâ’ и сфера его применения[58]

Действие иджмâ’ распространяется на часть шариатских норм, то есть на дела, имеющие отношение к религии, имеет место в вопросах, связанных с культовой практикой (’ибâдат) и правом. Что касается вопро­сов, связанных с убеждением (и’тикâд), то здесь иджмâ’ не является очевидным; в таких вопросах имеет силу традиция (накл). Точно также применение иджмâ’ не оправдано при рассмотрении вопросов рацио­нального характера и не связанных с религией.

В. Условия образования иджмâ’

Иджмâ’ образуется муджтахидами, находящимися в стадии иджтихâда (самостоятельного решения юридическо-богословских вопросов), не являющимися грешниками и еретиками (ахл аль-бид’ат). Согласие представителей простого народа по какому-либо вопросу не может считаться иджмâ’.


Все факихи согласны в том, что иджмâ’ не присуще исключительно ахл аль-бейт (люди дома) и спод­вижникам. Единодушное мнение всех факихов одного века является достоверным иджмâ’. Причем не обя­зательно истечение целого века от согласия муджтахидов, и даже то, что часть из тех, кто составлял своим согласием иджмâ’, затем отозвали свое мнение, не может отрицательно повлиять на состоявшееся иджмâ’.

Г. Основа иджмâ’

Согласие муджтахидов относительно какого-нибудь инцидента опирается не только на их мнение, но и на определенный законный (шар’и) довод. Этим доводом может служить хадис (хабар аль-вâхид) или кыйâс (аналогия). Эти доводы в свою очередь подкрепляются иджмâ’.

Д. Иджмâ’ как аргумент (худжжат)

Иджмâ’, как аргумент, подтверждается в аятах, хадисах и рационалистических (’акли) доводах:

Аяты

1. «А кто действует враждебно Посланнику после того, как было явлено ему руководство, кто следует пути иному, чем путь верующих, того Мы обратим к тому, к чему он (сам) обращается, и вве­дем его в ад: а это злое пристанище»[59]. Под "путем верующих" подразумевается то, что они избрали на сло­вах и в своих деяниях.

2. «Вы – лучший из народов, вознесенный для людей; вы призываете к добру и запрещаете зло...»[60]. Этот аят указывает на доброе упоминание о народе (умме). А это добро вызывает потребность в справедливости того, ради чего они объединились и пришли к согласию.

3. «И так Мы сделали вас возвышенным народом, дабы вы могли быть приносящими свиде­тельства для людей...»[61]. Аят указывает на то, что характерной чертой этой уммы является справедливость и свидетельство. Таким образом, этот аят предписывает поступать в соответствии с единодушным согласием этой уммы по какому-либо вопросу.


Хадисы

1. (لا تجتمع امتي على الضلالة) «Моя умма не объединяется на заблуждении»[62].

2. ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن) ) «То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха»[63]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.