Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 6. Национально-государственное самосознание



Национально-государственное самосознание является одной из мировоззренческих основ идеологии белорусского государства. Данное понятие включает в себя как представления:

1) о культуре, языке, исторических традициях, нравах и обычаях народа;

2) о государстве, в котором данный народ проживает. Национально-государственное самосознание граждан является одновременно и частью их мировоззрения, и средством реализации национально-государственных интересов.

Систематизированным обобщением национального самосознания белорусского общества является национальная идея. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусов как общности, в значимости для граждан истории своего народа, сохранении ими своего исторического наследия, и в поддержке политических сил, отстаивающих национальные интересы белорусов в интеграционных и глобализационных процессах современности. Белорусская национальная идея является основой национально-государственного самосознания белорусов. Она может быть представлена как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образном, художественно-литературном выражении.

Становлению белорусской идеи способствовали:

- ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций;

- социально-политические идеи белорусской философии различных периодов;

- философско-публицистические выступления и произведения;

- литературно-художественное творчество деятелей белорусской культуры.

Национальная идея является источником духовного обогащения личности, фактором выработки ее жизненной стратегии, организующим началом в процессе формирования системы ценностей. Поиск или осознание национальной идеи требует от человека гражданственности и научно обоснованного гуманистически ориентированного мировоззрения. Приобщение к национальной идее наделяет человека патриотическим самосознанием, которое, в зависимости от действий руководства страны и сограждан, вызывает у него самые различные чувства: от гордости до стыда за свою страну. Патриотизм(от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене.

Национальная идея служит возрождению и закреплению традиций национальной культуры. Традиция (от лат. – передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Процесс возрождения связан с определенной степенью творчества, «конструирования» и создания нового с последующим утверждением в качестве образца.

В периоды национального возрождения национальная идея разрабатывается наиболее активно. При этом внимание общественности обращается к истокам национальной государственности, к историческим событиям и личностям, сыгравшим в ней ту или иную роль. В поворотные моменты истории любого народа происходит активное обсуждение путей его дальнейшего развития. Осознание этой проблемы и выбор новых ориентиров нередко сопровождаются переписыванием истории. Важнейшую роль в этом процессе играет изучение событий и периодов, называемых «белыми» пятнами в истории. Если история не любит сослагательного наклонения, то об идеологии так сказать нельзя. История народа представляет собой богатейший источник ориентиров дальнейшего развития общества. Однако выработка национально-государственного самосознания не ограничивается изучением истории и культуры своего народа и пересмотром отдельных ее сюжетов. В периоды идеологических поисков могут возрождаться старые и создаваться новые национальные мифы, утверждающие в общественном сознании представления о величии прошлого и преемственности времен. Благодаря этому национальная идея обосновывает веру человека в будущее своего народа как носителя самобытной культуры, как уникального субъекта истории и части мировой цивилизации.

В последние десятилетия вопрос национально-культурной самоидентификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Политико-философское наследие белорусского народа, способное послужить основой для развития мировоззренческой сферы идеологии белорусского государства, формировалось на протяжении всей истории общественной мысли белорусского народа. Общественная мысль – это часть духовной жизни общества, духовного производства и общественного сознания, которые по своему содержанию и форме носят исторический характер.

Белорусский исследователь В.Ф. Шалькевич предлагает делить время, охватываемое историей политической и правовой мысли Беларуси, на 6 периодов:

1. Средневековье (XI-XV вв.).

2. Возрождение и Реформация (конец XV-XVI вв.).

3. Контрреформация и кризис феодально-крепостнических отношений (XVII – середина XVIII вв.).

4. Просвещение (вторая половина XVIII в.).

5. Конец ХVIII – начало XX вв. (1795-1918).

6. Советская Белоруссия и белорусская эмиграция (1919-1991 гг.).

Современный период (90-е годы XX – нач. XXI вв.). Важнейшие обсуждаемые в этот период проблемы – государственная независимость Республики Беларусь, построение правового государства и гражданского общества, национальная идентичность белорусов, вопросы национальной истории и идеологии, права человека в Беларуси и др. Представителями этого периода являются философы, политологи, правоведы и другие представители современного белорусского обществознания (В.Оргиш, В. Мацкевич, А.Майсеня, А.Вишневский, В.Шалькевич, Ю.Шевцов, Ю.Дракохруст и др.), разработчики официально признанной идеологии белорусского государства (Г.А. Василевич, В.А. Мельник, Л. Евменов, Л.Е. Земляков, С.Н. Князев, Л.П. Козик, В.В. Шинкарев, Е.П. Сапелкин, О. Слука, Л. Лыч, А. Майхрович, С.В. Решетников, Е. Матусевич, А. Головко, В. Шабайлов, С. Шавель, Я. Яскевич, Е. Бабосов), а также видные общественные деятели и мыслители, выражающие мнение национально-демократической общественности (А. Мальдис, Ю. Хадыко, П. Северинец, и др.).

Идеология белорусского государства, будучи специфическим типом идеологии, не может быть поставлена в один ряд с идеологиями партий, общественных объединений или отдельных социальных групп. В основе идеологии белорусского государства отсутствуют частные, групповые или иные партикулярные интересы, потому что это такая система идей, которую наше государство предлагает белорусскому обществу совместно создать в качестве залога для дальнейшего процветания. Та система ценностей, которая сегодня реально объединяет наше общество, должна быть осмысленна, проговорена и положена в основу совместных усилий для достижения стоящих перед белорусским обществом целей. В этом сегодня и состоит суть поиска национально-государственной идеи. Доминантой такой идеи выступает «построение сильной и процветающей Беларуси». Задачей современных идеологов при этом является конкретизация этого положения.

Государственные интересы не могут быть внедрены в систему убеждений и ценностных ориентаций граждан без обращения к их национальной самоидентификации, т.е. без апелляций к национальной идее. Как отмечает белорусский философ Я.С. Яскевич, «в национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны».[49] Национальная идея содержит в себе наиболее сильный компонент самосознания белорусов, определяющий их поведение. Она определяет образ государственно-организованного сообщества, с которым гражданин себя отождествляет, а также образ себя как представителя этого сообщества.

Поэтому эффективная идеология белорусского госдуарства невозможна без теоретической проработки образа белорусской нации, что делает национально-государственную идею ее необходимым компонентом. Таким образом, национальная идеология в доктрине идеологии белорусского государства – это не национальная идея, служащая сердцевиной идеологии национализма, а национально-государственная идея – национальная идея, сформулированная в соответствии с интересами государства. Ее содержание отражено в концепции основ идеологии белорусского государства, представляющей собой систему основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь. На уровне отраслей, ведомств и регионов национально-государственная идея выражена в программах по реализации концепции основ идеологии белорусского государства, в которых определены конкретные цели, задачи, сроки, приоритеты, ресурсы и механизмы ее воплощение. Наконец, пропагандистский аспект национально-государственной идеи, переводящий ее с теоретико-концептуального на обыденно-актуализированный уровень, отражен в пропаганде основ идеологии белорусского государства через государственные средства массовой информации, а также идеологические мероприятия по месту работы, учебы и проживания граждан.

Функциями национально-государственной идеи являются:

1) интегративная, поскольку она выступает ценностно-нормативным фактором объединения общества;

2) объяснительная, которая заключается в обосновании и существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь;

3) целеполагающая, так как она формулирует консолидирующие цели и закрепляет направления общественного развития.

Ценностная сердцевина национально-государственной идеи, сформулированной в русле доктрины идеологии белорусского государства, проста и понятна – процветание Беларуси и благосостояние ее граждан. Таким образом, идеология белорусского государства – это синтез белорусской национальной идеологии с идеологией белорусской государственности, соответствующий направлению и особенностям белорусского пути общественного развития.

Как отмечает С.Г. Паречина, национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства – независимость, стабильность и благосостояние.

Независимость

Основным условием успешного развития белорусского народа в является независимое белорусское государство. С приобретением независимости в Беларуси начался этап истинного национального возрождения и государственного строительства. Это позволило создать эффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику; национальную систему культуры и образования; экономический потенциал для построения социально-ориентированной экономики.

Защита независимости подразумевает не только сохранение суверенитета и территориальной целостности, повышение обороноспособности страны, но и проведение кредитно-финансовой политики, направленной на укрепление денежной единицы и увеличение золотовалютных резервов Республики Беларусь, создание благоприятного инвестиционного климата, а также разработку и внедрение инновационных технологий, которые позволили бы существенно сократить или полностью ликвидировать зависимость республики от импортных энергоносителей.

Стабильность

Важнейшим фактором жизнедеятельности белорусского народа выступает политическая и социально-экономическая стабильность, основанная на гражданском мире и общенациональном согласии. Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве является важным преимуществом современной Беларуси. Именно стабильность обеспечивает устойчивое развитие белорусского государства, что находит свое выражение в:

– эффективном функционировании государственной власти и ее достаточной авторитетности;

– согласованности действий политических институтов;

– отсутствии социокультурного раскола белорусского общества и высокой степени его управляемости;

– соблюдении действующих юридических, политических и моральных норм, важнейших социальных традиций;

– использовании мирных, ненасильственных форм политической борьбы и разрешения конфликтных ситуаций.

Объективной стороной стабильности является отсутствие политической и социально-экономической напряженности в стране. В субъективном плане – состояние безопасности, спокойствия, уверенности в возможности удовлетворенности жизнью, т.е. социально-психологического комфорта, доверия и взаимопонимания между властью и народом.

Благосостояние

Основная цель белорусского государства – обеспечение высокого качества жизни граждан и достойного уровня материального благосостояния. Сложностью для белорусского государства на современном этапе является уровень материальных притязаний наиболее образованной и активной части населения. Сегодня он растет быстрее, чем развивается экономика страны. Это ведет к таким негативным последствиям как «утечка мозгов», снижение социальной активности граждан, политическая апатия, рост иждивенческих настроений.

Благосостояние белорусского общества обеспечивается посредством особой белорусской экономической модели.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа.

Данная цель определяется тенденциями развития страны в последнее десятилетие. Средства их достижения формируются в ориентации на духовно-нравственные устои современного белорусского общества.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная политика? Каковы ее функции?

2. Типы социальной политики и их черты.

3. Особенности социальной политики Беларуси.

4. Социальная политика Беларуси в сфере образования и здравоохранения.

5. Каковы особенности молодежи как социально-демографической группы?

6. Основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

7. Нормативно-правовая база государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

8. Какие органы государственного управления участвуют в проведении молодежной политики?

9. Какие негосударственные структуры участвуют в реализации молодежной политики?

10. Политико-идеологические основы социальной защиты молодежи в условиях реформ.

11. Состояние государственной молодежной политики в Республике Беларусь и перспективы ее развития.

12. Типы экономических моделей.

13. Понятие экономической политики и принципы ее реализации.

14. Особенности белорусской экономической модели.

15. Пути становления внешней политики Республики Беларусь

16. Западное направление внешней политики Республики Беларусь.

17. Восточное направление внешней политики Республики Беларусь.

18. Значение идеологии для выработки внутриполитического и внешнеполитического курса страны.

19. Национально-государственное самосознание и белорусская национальная идея.

20. Истоки идеологии белоруской государственности.

21. Становление и развитие белорусской государственности.

22. Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеологии белорусской государственности.

23. Белорусская государственность на современном этапе.

24. Государственная политика в идеологической сфере.

25. Сущность и содержание современных идеологических процессов в Республике Беларусь.

 

Рекомендуемая тематика рефератов:

1. Концептуальные основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества.

2. Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства

3. Содержание и структура мировоззренческого компонента идеологии белорусского государства.

4. Становление государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

5. Белорусское молодежное движение не рубеже ХХ-ХІ вв.: история, состояние, перспективы..

6. Система ценностей, формирующих базу гражданского согласия в обществе и демократической правовой культуры.

Основная литература по теме:

1. Чещевик А.Б. Идеологическая политика в социальной сфере // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 17. – С. 375-401.

2. Гречнева Е.Ф. Идеологическая политика в молодежной среде // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 19. – С. 420-435.

3. Мацель В.М. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 20. – С. 436-468.

4. Яскевич Я.С. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 16. – С. 347-374.

Дополнительная литература по теме:

5. Решетников С.В., Антанович Н.П. Методология анализа государственной политики и управления. – Мн.: ИСПИ, 2001. – 70 с.

6. Решетников С.В., Антанович Н.А. Методология анализа государственной политики // Проблемы управления. – 2002. – № 2.

7. Решетников С.В., Антанович Н.А. Государственная политика и управление в Республике Беларусь. – Мн., 2001.

8. Саверчанка І. Чалавечае вымярэнне: інтэлектуальная і духоўная сферы (Матэрыялы семінара) / Пад рэд. Г. Курта. – Мн.: Фонд імя Ф. Эберта, 2004. – 56 с.

9. Шинкарев В.В. В интересах народа и государства: белорусская модель развития // Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. – 2001. – № 6.

10. Молодежь Беларуси: социальная политика в условиях самореализации. – Мн.: ИСПИ, 2000. – 184 с.

11. Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения / Под ред. С.Д. Лаптенка. – Мн.: ИСПИ, 2004. – 294 с.

12. Желяпов Х.С., Куневич Г.Г. Права молодежи в Республике Беларусь. – Мн., 1998. – 100 с.

13. Ракова Е. Белорусская экономика: тише едешь – дальше будешь / Методич. мат-лы. – Мн., 2003. – 124 с.

14. Зезелюк Е.Н. Функционирование предприятий промышленного комплекса Республики Беларусь в современных условиях // Проблемы управления. – 2003. – 3 (8). – С. 76-80.

15. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. – Мн.: ИСПИ, 2000. – 174 с.

16. Величко В.П. Нужна ли обществу идеология? // Бел. думка. – 1996. – № 5.

17. Вішнеўская І.У. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі: Дапамож.для студэнтаў вышэйш.навуч.устаноў. – Мн.: Тэсей, 2004. – 272 с.

18. Вонсович Л.В. Белорусоведение: Учеб. пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 224 с. – Гл. 6. Развитие общественной мысли Беларуси. – С. 99-133.

19. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам / Прадм. С.Дубаўца. – Мн.: Навука і тэхніка, 1993.

20. Унучак А.У. «Наша Ніва» і ідэйнае выхаванне беларускай інтэлігенцыі // Бел. гістарычны часопіс..:2005..:№4..:С.16-21.

21. Майхровiч А.С. Нацыянальнае адраджэнне i духоўныя традыцыi // Бел. думка. – 1995. – № 2.

22. Быковский П. Проект «Республика Беларусь» // Хроника несостоявшегося времени: Десять лет в зеркале «Белорусского рынка». – Мн.: УП «Технопринт», 2001. – С. 55-84.

23. Черкасов И.А. Геополитические аспекты системной трансформации Республики Беларусь // Гуманітар.-экан. весн. – 2001. – № 2. – С. 6-11.

24. Легволд Р. Белоруссия во внешней политике США. У кн. Белоруссия на перепутье: В поисках международной идентичности / Московский центр Карнеги; Под ред. Гарнета Ш., Легволда Р. – М., 1998. – 198 с. – С. 163-197.

25. Смирнов В.С. Внешняя политика и дипломатия Республики Беларусь: Курс лекций / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, Каф. внеш. политики и дипломатии. - Мн.: АУ, 1999. – 149 с.

26. Снапковский В.Е. Внешняя политика Республики Беларусь: Первые итоги первого десятилетия // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2000. – №4.

27. Легволд Р. Навстречу друг другу: шаг за шагом // Беларусь в мире. – 2003. – № 3. – С. 27-29.

28. Чигринов П.Г. Белорусско-российские отношения. – Мн., 1999. – 606 с. – С. 566-602.

29. Потупа А. Беларусь-2003: вступление в «постсоюзную» эпоху // Аналит. бюл. Бел. ассоц. фабрик мысли. – 2003. – № 2 (21). – С. 19-21.

30. Какие объективные причины препятствуют развитию интеграции России и Беларуси? // Кур’ер. – 2003. – № 4. – С. 6,8.

31. Гордейчик А. Российские аналитики о проблемах интеграции Беларуси и России // Беларусь в мире. – 2003. – № 2. – С. 45-47.

32. Паречина С.Г. Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое пособие – 2-е изд., доп. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 68 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.