Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 2. Президент Республики Беларусь – гарант формирования и реализации идеологической политики государства



Президент в современной Беларуси является воплощением единства интересов государства и народа, что делает его центральным элементом политической системы. Термин «президент» происходит от лат. «рrаesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. В современном значении, указывающем на должность главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХVIII в., когда был учрежден институт президента в США.

Институт Президента в Республике Беларусь имеет чуть более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г. сперва с принятием Конституции 15 марта 1994 г., а затем в июле1994 г., когда прошли первые президентские выборы. В период с 1990 по 1994 гг. функции главы белорусского государства выполнял Председатель Верховного Совета. Ранее, с 1937 по 1990 гг. высшим должностным лицом в системе органов государственной власти БССР был Председатель Президиума ВС, а в период 1919-1937 гг. – Председатель Центрального Исполнительного Комитета. К распаду СССР верховной властью обладал Центральный Комитет Коммунистической Партии Белоруссии. После временного запрета КПБ в результате провала августовского путча 1991 г. и временной департизации органов власти в Беларуси роль ЦК КПБ взял на себя Совет Министров. Соответственно, если ранее лицом, обладавшим наибольшими властными полномочиями в Беларуси был Первый секретарь ЦК КПБ, то с 1991 по 1994 гг. таковым стал Председатель Совета министров. Формально же главой государства был Председатель Верховного Совета (до января 1994 г. им был Станислав Шушкевич, а потом – Мечислав Гриб).

До принятия Конституции Беларусь оставалась формально парламентской республикой. Тем не менее, Верховный Совет как высший законодательный и представительный орган государства не осуществлял в ней всей полноты своих полномочий. Как отмечает белорусский политолог В. Чернов, до принятия Конституции в стране существовала квазипарламентская советско-премьерская республика.[14] Такое положение создавало определенные условия для маневра со стороны правительства, однако оно не могло долго продолжаться в силу вовлеченности Беларуси в общий процесс социально-политических преобразований, охвативший все постсоветское пространство. Политическая элита не была в состоянии справиться с проблемами перехода к рынку и определения четких направлений дальнейшего развития республики. Устранившись от решения проблем общества в ответственный период его истории, руководство страны теряло поддержку населения.

При выборе модели президентской власти в Беларуси важное значение сыграло стремление белорусской номенклатуры сохранить власть. Приведение на пост президента В.Ф. Кебича, который в роли премьер-министра и так фактически выполнял роль Главы государства, представляло деидеологизированной партийной номенклатуре возможность обрести легитимность в новых для нее условиях государственного суверенитета Республики Беларусь. Кроме того, важным аргументом в пользу президентской республики стала эффективность президентской власти в качестве средства решения проблемы выхода из экономического кризиса, в котором пребывало общество. Очевидным преимуществом главы государства в президентской республике представлялась его способность к оперативному принятию решений и осуществлению решительных действий в различных сферах государственного регулирования.

Общественное мнение в Беларуси было позитивно настроено в отношении введения поста президента. В 1992 году 44,2% граждан республики на вопрос положительно ответило «поддерживаете ли Вы введение президентской формы правления в Беларуси?». Примечательно, что надежды на улучшение социально-экономической и политической обстановки в республике люди связывали не с президентской республикой как системой правления, а с личностью, которая займет пост Президента. Так, на вопрос: «считаете ли Вы, что с избранием президента Беларуси обстановка в республике улучшится?» положительно ответили только 3,6% опрошенных. Большинство же (62%) отвечали, что это зависит от того, кто будет президентом.[15]

Важнейшими причинами введения поста президента в Беларуси стали:

1. Изменение политической системы,выраженное в ликвидации командно-административной системы и отказе КПСС от монополии на власть. С обретением Беларусью независимости начался процесс передачи власти Советам народных депутатов, которые в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах. Скоординировать действия государственных структур на тот момент не удалось ни номенклатуре, ни оппозиции. В результате образовался вакуум власти, который был впоследствии заполнен всенародно избранным Президентом – институтом, более легитимным, чем сформированные до распада СССР Совет министров и Верховный Совет 12-го созыва.

2. Необходимость исполнения законов. Активизация законодательной деятельности парламента в начале 90-х годов ХХ в. ослабила исполнительную власть, что привело к серьезным проблемам в реализации принимаемых решений. Президент как глава исполнительной власти был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.

3. Потребность в решительных действиях. Половинчатость мер правительства в экономической сфере привела к обнищанию населения, и не давала ему надежд на скорое улучшение материального положения. Это привело к резкому снижению уровня поддержки тогдашнего руководства страны среди населения. Граждане республики ожидали увидеть во главе государства сильного лидера, способного взять на себя ответственность за положение дел в стране и вывести ее из кризиса.

4. Неэффективность коллективного руководства. За годы Советской власти в БССР, как и во всем Советском Союзе, принцип коллективного руководства был дискредитирован серьезными ошибками, безответственностью и злоупотреблениями со стороны высшего руководства. Это способствовало укреплению в общественном сознании мнения о том, что данный принцип себя не оправдал и должен быть отброшен.

Отвечая требованиям времени, разработчики Конституции Республики Беларусь не только установили в Беларуси президентскую систему правления, но и оформили новое для тогдашнего белорусского государства положение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Между тем, изначально в белорусской системе сдержек и противовесов сохранялась неопределенность, ставшая впоследствии причиной конфликта высших органов исполнительной и законодательной властей. Так, в первой редакции Конституции перечень полномочий Президента и Парламента был открытым. В п. 26 ст. 100 указывалось, что Президент осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. При этом полномочия Парламента ограничивались только Конституцией (посл. абз. ст. 83). Верховенство Конституции и законов над нормативными правовыми актами, издаваемыми Президентом, закреплялось в ч. 2 ст. 146 Конституции, где указывалось: «В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон». Недостатком такой формулировки была неясность того, каким путем обеспечивается действие Конституции в случае расхождения закона с Конституцией. Парламент не вправе был расширять свою компетенцию путем принятия закона. Тем не менее, 21 февраля 1995 г. он принял Закон «О Президенте Республики Беларусь», закреплявший, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, а также постановлениям Верховного Совета, не могут их дополнять и изменять.

В 1996 г. данное противоречие вылилось в конфликт исполнительной и законодательной властей, угрожавший стране общенациональным кризисом. Разрешение этого конфликта было осуществлено не Конституционным судом, а Президентом путем обращения к народу как источнику государственной власти. По его инициативе Президента на втором республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. был принят президентский вариант Конституции, который изменил систему правления в Беларуси. Если с 1994 года Беларусь была президентской республикой, то в 1996 г. она превратилась в смешанную, президентско-парламентскую республику с широкими полномочиями Президента. (С 1994 по 1996 гг. первый раздел главы 4 Конституции начинался со ст. 95, в которой говорилось «Президент РБ является главой государства и исполнительной власти». Сегодня этот же раздел начинается со ст. 79, которая указывает лишь на то, что Президент Республики Беларусь является Главой государства.)

Инициативы Президента по изменению структуры органов власти были поддержаны народом в ходе еще двух республиканских референдумов:

· 14 мая 1995 г. народ согласился с необходимостью внесения в Конституцию, которые позволяют Президенту досрочного прекратить полномочия Верховного Совета в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

· 17 октября 2004 г. из ст. 81 Конституции вычеркнуто предложение «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков».

Широкие полномочия по контролю над правительством в сочетании с правом издания указов и декретов, имеющих силу закона, могут рассматриваться как признаки суперпрезидентской республики. Однако, если учесть, что главы государств в суперпрезидентских республиках являются также создателями официально провозглашенной и обязательной идеологии, возглавляют единственную легальную в своей стране партию, а также занимают свой пост пожизненно, то говорить о суперпрезидентской республике в Беларуси было бы явным преувеличением. Более того, как указывает В.А. Василевич, посредничество Президента имеет скорее политический, чем чисто юридический характер, поскольку в юридическом отношении обширными правами обладает Конституционный Суд Беларуси. Именно ему принадлежит приоритет в разрешении споров о компетенции различных органов государственной власти посредством проверки конституционности нормативных актов.[16] В вопросах же идеологии взаимодействия органов власти приоритетная роль посредника принадлежит Президенту.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.