Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пути становления государственной молодежной политики в Республике Беларусь



Хотя молодых людей часто объединяют похожие проблемы, потребности молодежи как социальной группы не могут быть сформулированы одинаково для всех времен и народов. Как отмечал К. Мангейм в работе «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 году, в России, Германии, Италии и Японии существуют созданные государством монополистические организации молодежи, носящие милитаристские черты, в то время как в Англии и других демократических странах ничего подобного нет. «Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества».[25]

Проблема выработки новых ориентиров государственной молодежной политики в отношении молодежи встала перед белорусским государством в связи с распадом СССР. Коренные изменения, происходившие в белорусском обществе, отразились на всех сферах жизни, в том числе на условиях социализации нового поколения белорусов. Формирование государственной молодежной политики в 90-е годы ХХ в. происходило путем нормативно-правового закрепления механизма управления в данной сфере, создания государственных органов управления, специализирующихся на делах молодежи, в определении, уточнении и изменении их компетенции и функций, а также в налаживании взаимодействия с молодежным движением. Еще до обретения независимости, в Беларуси образовалось множество неформальных молодежных организаций, которые к тому моменту продемонстрировали способность вести диалог с государством без участия комсомола.

Исходя из принципов демократизма, закрепленных в Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г., новое белорусское государство начало взаимодействие с молодежными организациями исходя из признания их равноправия. Лидеры молодежных организаций («Next stop – new life» и др.), со своей стороны, учредили «зонтичное» объединение – Национальную раду молодежных организаций, которая была зарегистрирована 4 сентября 1991 г.

24 марта 1992 г. Верховный Совет принял Закон РБ «Об общих началах государственной молодежной политики», который стимулировал рост количества молодежных организаций и их заинтересованность в контактах с государством. В ч. 4 ст. 19 закона говорилось: «Государственные органы и организации имеют право в установленном порядке передавать молодежным объединениям здания и строения, средства связи и перемещения, другое необходимое для осуществления их уставных задач имущество и оборудование».

В 1992 г. Постановлением Совета министров создан Комитет по делам молодежи при Совете министров. Задачей Комитета стало обеспечение комплексного управления осуществлением государственной молодежной политики и координация деятельности министерств и ведомств в сфере работы с молодежью. Аналогичные структуры были созданы в областных, городских и районных исполнительных комитетах республики. Для оказания финансовой, правовой, организационной и координационной помощи в работе с молодежью. До сентября 1994 г. таких структурных подразделений в Беларуси было создано 92. Постановлением Совета министров № 781 от 28 декабря 1992 г. созданы республиканский и районные (городские) молодежные фонды, средства которых предназначались для финансирования программ государственной молодежной политики. 23 марта 1993 г. Совет министров РБ принял постановление «О программе государственной молодежной политики на 1993-1994 гг.», в которой предусматривался ряд мероприятий, исследований и выделение средств молодежным организациям через Госкомитет по делам молодежи. Программа осталась невыполненной.

25 апреля 1994 г. во время встречи Председателя СМ РБ В.Ф. Кебича с представителями Национальной рады молодежных и детских организаций Беларуси Комитету по делам молодежи было поручено проработать с соответствующими министерствами и ведомствами вопрос о создании Министерства по делам молодежи и семьи и внести выработанные предложения в Совет Министров. Вопрос о создании Министерства по делам молодежи и семьи был согласован с Министерством финансов, Госэкономпланом, Госкомтрудом. Был также подготовлен проект соответствующего постановления Совета Министров, но в связи с президентскими выборами окончательное решение по данному вопросу было приостановлено.

23 сентября 1994 г. Указом Президента № 122 «Об изменении структуры центральных органов управления РБ» Комитет по делам молодежи при Совете министров был переподчинен Министерству образования и науки РБ, причем в структуре министерства Комитет приобрел статус юридического лица без права регулирования отношений от своего имени. Одновременно было сокращено число структур по работе с молодежью. К началу 1996 г. в 4 областях республики сохранились комитеты по работе с молодежью, а в Могилевской и Гродненской областях – лишь сектора при облисполкомах. Отделы по делам молодежи городских и районных уровнях были либо упразднены, либо слиты с отделами образования, культуры или спорта. При местных Советах также существовали комиссии, занимавшиеся молодежными проблемами, однако, по мере создания президентской вертикали, их роль в решении проблем молодежи снизилась.

Для выработки дальнейших ориентиров государственной молодежной политики 26 декабря 1994 г. была проведена встреча молодежи и студенчества с Президентом Лукашенко, на которой Министерство образования и его Комитет по делам молодежи получили поручение подготовить проект указа Президента «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В подготовленном Комитетом проекте предлагалось отменить пункт Указа Президента № 122 от 23 сентября о его переподчинении Министерству образования и науки и перевести его в структуру Комитета министров. Проект указа был согласован с облисполкомами и Минским горисполкомом, министерствами труда, социальной защиты, финансов, а также поддержан лидерами молодежных общественных организаций, сотрудничавших с Комитетом. 7 марта 1995 г. Комитет по делам молодежи представил подготовленные материалы Кабинету министров, однако, они были возвращены в Министерство образования и науки для доработки. К сентябрю пункт проекта о превращении Комитета в отдельный орган республиканского управления исчез.

27 февраля 1995 г. указом Президента № 89 была утверждена примерная структура органов исполнительной власти в областях, городах и районах республики, в соответствии с которой были созданы структуры по работе с молодежью в областных, городских и районных исполкомах. В течение 1995 г. работники комитетов и отделов по делам молодежи исполкомов прошли обучение в Академии управления при Президенте РБ. 27 ноября 1995 г. Указом Президента РБ № 481 утверждена примерная структура местных администраций в районах городов, в соответствии с которой предусматривалось слияние отделов культуры и отделов по делам молодежи в отделы по культуре и делам молодежи.

10 декабря 1995 г. был доизбран состав Верховного Совета 13-го созыва. В его структуре функции комиссии по делам молодежи были переданы соответствующей подкомиссии.

22 марта 1996 г., в соответствии с новым Положением о Комитете по делам молодежи при Министерстве образования, за ним была закреплена функция взаимодействия с общественными объединениями молодежи и их «организационной, правовой, методической и финансовой поддержке».[26] Другими словами, во взаимодействии белорусского государства с молодежными организациями появился единый субъект-посредник. В скором времени, реагируя на массовое участие молодежи в митингах оппозиции весны 1996 г., Президент взял инициативу по совершенствованию форм работы с молодежью в собственные руки. 17 июня 1996 г. он провел мероприятие, на котором призвал лидеров молодежных организаций и сотрудников государственных структур по работе с молодежью создать единую общереспубликанскую молодежную организацию, аналогичную советскому комсомолу. Этот же призыв с обещанием материальной поддержки со стороны государства был повторен им на молодежном форуме проходившем 20-21 сентября 1996 г. в Минске.

После референдума началось создание организации под названием «Белорусский патриотический союз молодежи» (БПСМ), ядро которой составили активисты организации «Прямое действие», возникшей накануне референдума и заявившей о себе рядом акций в поддержку А. Лукашенко. 16 января 1997 г. Президент одобрил план мероприятий по созданию единой молодежной организации, подготовленный вице-премьером В. Русакевичем, заместителем руководителя Администрации В. Заметалиным и председателем госкомитета по делам молодежи А. Позняком. Данный план был изложен в нашумевшей докладной записке № 10/388 от 15 января 1997 г. По намечавшемуся проекту, целью будущей организации должно было стать управление молодежным движением Беларуси. В соответствии с ним, до апреля 1997 г. планировалось объединить в будущий союз молодежные организации стоящие «на позициях конструктивной поддержки государственной политики и имеющих достаточное влияние в молодежной среде». Записка предполагала создание филиалов будущей организации во всех областях и регионах страны и ответственность председателей исполкомов за их создание. Там же было предусмотрено формирование первичных ячеек БПСМ через сеть профкомов.

6 сентября 2002 г. БПСМ был объединен с Белорусским союзом молодежи (БСМ) в Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), который является сегодня правопреемником и БСМ и БПСМ. Целью БРСМ является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества. Для достижения этой цели БРСМ ставит перед собой следующие задачи:

• содействие в разработке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи, уравнивающих ее возможности с другими социальными группами;

• поддержку инициатив молодежи;

• участие в разработке молодежных программ.

Членом ОО «БРСМ» может стать любой гражданин Республики Беларусь, лицо без гражданства, а так же иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь в возрасте, как правило, от 14 до 31 года. Первичные ячейки этой организации образованы в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях. К августу 2003 г. БРСМ насчитывал более 100 тысяч членов, а его структуры охватывали все районы страны.[27] По утверждению первого секретаря ЦК БРСМ М. Орды, численность БРСМ составляет более 250 тыс. человек, а его структуры в Беларуси представлены 6 обкомами и мингоркомом, 24 горкомами, 138 райкомами и 46 первичками с правами райкомов.[28] Первичные организации БРСМ создаются по месту работы, учебы, службы, жительства при наличии не менее трех членов БРСМ и регистрируются в районной, городской организации БРСМ с последующей постановкой на учет в местных органах исполнительной власти. Члены БРСМ могут пользоваться дисконтной системой скидок (в каждом районе есть специальные льготные места в парикмахерских, фотоателье, магазинах, музеях, где члены БРСМ получают 50-процентные скидки). В БРСМ существует молодежная инфолиния, предоставляющая информацию, необходимую для решения таких молодежных проблем как трудоустройство, жилье и др. Решать проблемы с трудоустройством членам БРСМ помогает созданный при нем Республиканский штаб студенческих отрядов.[29] БРСМ занимает молодежь общественно-полезными инициативами, предоставляет ей возможности путешествовать, участвовать в деятельности стройотрядов и реализации программ по адресной социальной помощи, организовывать культурно-массовые мероприятия, ведет пропаганду здорового образа жизни, выявляет и поддерживает молодые таланты. В 2003 г. ЦК БРСМ совместно с творческими союзами Беларуси и Советом молодых ученых НАН Беларуси создал Центр по работе с творческой и научной молодежью, в котором одаренные молодые люди начали обучаться и получили наставничество руководителей творческих союзов. Члены БРСМ безвозмездно работают в лагере «Зубренок», на различных археологических раскопках и стройках. Совместно со спортивными объединениями и федерациями БРСМ сегодня организует развлекательные, спортивно-зрелищные мероприятия самых различных уровней, от регионального до международного.

Партиотическое воспитание молодежи осуществляется БРСМ через патриотическо-спортивные клубы, участие в работе ветеранских организаций, сотрудничество с силовыми министерствами. Совместно с этими организациями БРСМ проводит встречи с ветеранами, организует вахты памяти у мемориальных комплексов, организует торжественные проводы призывников в армию. К июню 2005 г. около 200 ячеек БРСМ в армии объединяли в своем составе около 5,5 тыс. членов организации. Совместно с Министерством внутренних дел БРСМ организует в День конституции торжественное вручение паспортов и акции, посвященные празднованию Дня Герба и Флага Республики Беларусь. Сегодня БРСМ является учредителем ряда молодежных СМИ, в том числе газет «Знамя юности», «Переходный возраст», «Чырвоная змена», «Зорька», а также радиостанции «Пилот-FM».

Одно из направлений работы БРСМ – поиск и подготовка кадров для структур государственного управления различного уровня. Актив организации занимается повышением квалификации в Академии управления при Президенте, обучается на семинарах, проводимых Центральным комитетом с участием преподавателей Академии управления, представителей министерств и ведомств. Для будущих функционеров БРСМ организуются школы лидерства («Стиль» и «Лидер»), региональные программы подготовки лидеров. Отдельное внимание ЦК БРСМ уделяет сотрудничеству с органами государственного управления. Первички БРСМ созданы в АСБ «Беларусбанк», в Администрации Президента, Высшем хозяйственном суде, в Министерстве по налогам и сборам и в других государственных структурах.[30]

Политическая деятельность членов БРСМ осуществляется, главным образом, в интересах главы белорусского государства. Так, в 2001 г. БРСМ проводил агитацию за кандидата А. Лукашенко на президентских выборах и привлек 94 человек к работе окружных избирательных комиссий. В качестве пропрезидентской организации БРСМ выдвигал своих кандидатов в депутаты на выборах местных советов в 2003 г. и на выборах в Палату представителей Национального собрания в 2004 г. В начале 2004 г. членами БРСМ являлись 230 депутатов разных уровней, в связи с чем в мае 2004 г. на VIII пленуме ЦК ОО «БРСМ» было принято решение о создании депутатского объединения БРСМ «Выбор молодых».[31]

При поддержке государства БРСМ стремится стать одной из опор белорусского государства в обществе, наряду с Советами и профсоюзами. Некоторое время этому препятствовало существование зонтичного объединения независимых молодежных неправительственных организаций – Белорусский союз молодёжных и детских общественных объединений «РАДА», учрежденного в апреле 1997 г.

Как платформа для представления интересов молодежных и детских общественных объединений и инициатив Республики Беларусь БСМДОО «Рада» признана Европейским молодежным Форумом (ЕМФ) – международной организацией, объединяющей национальные советы европейских государств и международные молодежные организации Европейского уровня. На сегодняшний день «Рада» является полноправным членом ЕМФ.

Будучи правопреемником БСМ, после объединительного съезда в 2002 г. БРСМ оказался также в ряду организаций – учредителей и членов БСМДОО «Рада». В этих условиях с 2002 по 2003 годы БСМДОО «РАДА» активизировало свою деятельность, включая взаимодействие с государственными структурами, особенно с Департаментом по делам молодежи Министерства образования. Однако, после того как в одном из своих выступлений Президент РБ назвал БСМДОО «РАДА» «рваным зонтиком» и выразил недоумение по поводу того, что БРСМ «собирается куда-то там вступать»,[32] сотрудничество Департамента по молодежной политике и представителей БРСМ с БСМДОО «РАДА» прекратилось. В начале 2004 г. последовала реорганизация Департамента по делам молодежи, который утратил статус юридического лица и превратился в Управление по делам молодежи в структуре Министерства образования. Таким образом, молодежь Беларуси как объект государственной молодежной политики перешла в ведение БРСМ, который, оставаясь в статусе общественного объединения, начал выполнять функции Министерства по делам молодежи.

Президентским указом №16 от 13 января 2003 года Министерству финансов поручено до 2006 г. выделять средства из государственного бюджета на выплату зарплаты руководящим работникам БРСМ, а также покрывать расходы на содержание аппарата ЦК. В ответ на такой жест Президента М. Орда пообещал, что его организация уже в 2005 г. перейдет на самоокупаемость. Достичь такой цели молодежная организация может либо за счет активизации коммерческой деятельности, либо за счет привлечения средств из-за рубежа. Поскольку западные фонды, финансирующие молодежные проекты, работают с зонтичными структурами, а не с государственно-общественными организациями, то перед БРСМ по-новому встала задача участия в международном молодежном сотрудничестве. Средством решения этой проблемы стало создание Республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций» (БКМО), дублирующего деятельность «РАДЫ». На учредительной конференции БКМО, состоявшейся 24 октября 2003 г., в новообразованный союз вступили 29 молодежных организаций, в том числе бывшие члены БСМДОО «РАДА»: Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация», Детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация», Общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд», Детское общественное объединение «Ассоциация белорусских гайдов», Республиканское общественное объединение «Белорусский КВН». Основная часть организаций, вошедших в БКМО, традиционно ориентировались на получение государственного финансирования. Большинство же организаций – представителей «Рады», то по заявлению ее представителей, получили информацию о создании БКМО лишь после его учредительного съезда.[33] К началу 2005 г. БКМО состоял из 36 молодежных и детских объединений.[34] Дальнейшие задачи БКМО сформулированы его председателем Л.С. Авериным: БКМО надлежит стать «центром, стержнем единения» усилий молодежных объединений.[35] Ликвидация решением Верховного Суда РБ некоторых объединений – членов БСМДОО «РАДА» (таких как «Маладая грамада», «Белорусское объединение молодых политиков», «Новая группа») способствовали не только реализации замыслов руководства БРСМ о переходе на самофинансирование, но и упорядочению механизма осуществления государственной молодежной политики. Однако, окончательная ликвидация или вытеснение БСМДОО «РАДА» из сферы международного представительства потребуют от руководства БРСМ определенных усилий по убеждению руководства международных молодежных структур в том, что БРСМ является подлинной молодежной организацией. Пока же основными иностранными и международными партнерами БРСМ остаются организации постсоветского пространства, чаще всего российские. Большинство неправительственных организаций из Европы (включая балтийские страны) и США не признают БРСМ частью белорусского гражданского общества.[36]

Есть в деятельности БРСМ и такие проблемы, которые критикуются не только его конкурентами. В основном это бесконтрольное расходование материальных средств, формализм в работе с рядовыми членами и перегибы функционеров, увлекающихся использованием административного ресурса в погоне за численностью организации. Данные меры встречают противодействие самих «бээрэсэмовцев». Так, в марте 2003 несколько десятков членов БРСМ Барановичского государственного колледжа легкой промышленности перешли в незарегистрированное оппозиционное движение молодежи «Зубр» и организовали акцию «Стоп – лукамол».[37] В целом же, несмотря на отдельные инциденты, БРСМ является самой массовой молодежной организацией в Беларуси, полностью справляющейся с задачей привнесения в молодежную среду идеологии белорусского государства. Свидетельством успеха БРСМ на идеологическом поприще стало почетное государственное знамя Республики Беларусь «за особые заслуги в социально-культурном развитии», врученное президентом Лукашенко лидеру БРСМ М. Орде по случаю 85-летия комсомола.

Таким образом, молодежная политика белорусского государства в Беларуси оформилась в соответствии с общими тенденциям развития белорусской политической системы. Она обеспечила возрождение советских традиций работы с молодежью в условиях перехода к социально-ориентированной многоукладной рыночной экономике. Идеологическая политика белорусского государства в молодежной среде направлена на приобщение молодого поколения борьбе за стабильность. Проводником государственной молодежной политики в Беларуси является государственно-общественная молодежная организация. Наряду с профсоюзами и Советами, согласно замыслу главы государства, она является опорой государства в белорусском обществе. При этом, если для Советов и ФПБ в значительной степени выполняют роль каналов представительства интересов, то БРСМ в большей степени наделен пропагандистскими и воспитательными функциями.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.