Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть гражданин, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет (ст. 92 Конституции). От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по восемь членов Совета Республики. 8 членов Совета назначает Президент (ст. 91 Конституции). Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами. Кандидатуры в члены Совета Республики обсуждаются на заседаниях собраний депутатов местных Советов базового уровня.
В соответствии со ст. 97 Конституции РБ, Палата представителей НС:
1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
2) рассматривает проекты законов;
3) назначает выборы Президента;
4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;
6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;
8) принимает отставку Президента;
9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;
10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Совет Республики, наряду с законодательной функцией, осуществляет ряд других полномочий:
- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
- избирает шесть судей Конституционного Суда, шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
- отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
- принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
- принимает решения по другим вопросам, предусмотренным Конституцией.
Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции. Именно депутатские объединения и партийные фракции в парламенте являются организационной формой проведения в жизнь различного рода идеологических ориентиров. Деятельность парламентских фракций и депутатских групп позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок. В 2000 г. по результатам выборов в состав Палаты представителей Национального собрания 2-го созыва в парламент прошло 16 партийных депутатов, представлявших 6 партий (6 – Коммунистическую партию Беларуси (КПБ), 5 – Аграрную партию, 2 – Республиканскую партию труда и справедливости и по одному – Либерально-демократическую партию Беларуси (ЛДПБ), Социал-демократическую партию народного согласия и Белорусскую социально-спортивную партию). Участвовавшие в выборах Белорусская патриотическая и Республиканская партии, а также Партия коммунистов Белорусская не получили в парламенте ни одного места. Результаты парламентских выборов 2004 г. продемонстрировали еще более скромные результаты политических партий. Сегодня в Палате представителей Национального собрания сегодня работают 12 партийных депутатов: 8 от КПБ, 3 от Аграрной партии, и 1 от Либерально-демократической партии.
В ближайшем будущем белорусским депутатам необходимо поднять на качественно новый уровень правотворческую работу. Во-первых, им необходимо устранить пробелы в национальном законодательстве. Национальное законодательство должно стать более простым и доступным, исходить из реалий жизни, отвечать ожиданиям людей, учитывать общественное мнение. Перед парламентариями стоит задача совершенствования всего массива экономических законов с учетом стандартов Всемирной торговой организации, в которую Беларусь стремится вступить. Продолжится также унификация законодательства с Российской Федерацией. Необходима активизация работы по кодификации национальных законов. Во-вторых, депутатам предстоит активнее работать со своими избирателями. В послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2005-го года Президент дал депутатам Национального собрания наказ не забывать о долге перед избирателями, «идти в люди», жить заботами избравшего их народа. В этом, как отметил Президент, заключается их идеологическая работа.