Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная политика в Беларуси



Беларусь не богата полезными ископаемыми. Поэтому движущей силой белорусской модели развития является ее человеческий потенциал. Высокие государственные социальные стандарты в области культуры, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, транспорта, связи, физической культуры и спорта являются не только средством повышения качества жизни граждан. На современном этапе сильная социальная политика – это еще и средство поддержания стабильности. В последнее десятилетие уровень жизни в стране вырос с 30-35 долларов средней зарплаты в 1995 году до 200 долларов в 2004-м и 250 — к концу 2005 года. В сентябре 2005 г. средняя заработная плата составила около 500 тыс. белорусских рублей, что эквивалентно примерно 230 USD. В январе 2006 г., по данным Министерства статистики и анализа, начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь составила 518 979 руб. (в декабре 2005 г. она была 562 189 руб.), рабочих и служащих - 536 359 руб. (в декабре 2005 г. - 581 055 руб.). Тем не менее, как признает президент Лукашенко, уровень зарплаты все ещё остается низким и не покрывает всех необходимых потребностей граждан. Ситуация усугубляется тем, что на 10 млн. жителей приходится 4,3 млн. работающих, а пенсионеры составляют 2,6 млн. человек.[20]

Социальная политика реализуется как через долговременные социальные программы (минимизация последствий аварии на ЧАЭС, помощь многодетным семьям, социальная поддержка и обслуживание престарелых), так и через одномоментные решения (например, оказание помощи потерпевшим от наводнения хозяйствам и населению весной 1999 г.).

В настоящее время основными целями развития социальной сферы в Республике Беларусь являются:

1) формирование стимулов к высокопроизводительному труду, повышение производительности и деловой активности населения;

2) обеспечение эффективной занятости населения, создание новых рабочих мест;

3) совершенствование системы социальной зашиты, повышение жизненного уровня населения;

4) поддержка семьи;

5) повышение эффективности финансовой поддержки социальной сферы;

6) обеспечение доступности всем слоям населения образования, здравоохранения, культуры;

7) развитие малого бизнеса, позволяющего занять часть активного населения в рамках соответствующей нормативно-правовой базы.

Несмотря на трудности переходного периода, Беларусь сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами без существенного увеличения неравенства в доходах. По стандартам стран бывшего СССР и Центральной и Восточной Европы степень неравенства в заработной плате в Беларуси является относительно невысокой. Уровень безработицы в Беларуси – 1,8 процента от экономически активного населения.[21]

В последние годы реформируется система предоставления и финансирования образовательных, медицинских и социальных услуг. Сегодня система социальной защиты в Беларуси охватывает почти 80% человек. Пенсии постоянно индексируются в соответствии с ростом реальной заработной платы, которая увеличилась за последние семь лет более чем в два раза. Стремительный рост реальной заработной платы в Беларуси во второй половине 90-х годов частично компенсировал резкое снижение уровня заработной платы в первые годы переходного периода. Расходы на заработную плату в общей структуре расходов белорусского государства также увеличились: в период с 1999 по 2001 гг. затраты на оплату труда возросли с 11,8% в 1999 году до 14,2% в 2001 году. По уровню пенсий Беларусь опережает другие страны СНГ. В прошлом году размеры пенсий в реальном исчислении выросли почти на треть, стипендий – в 1,6 раза.[22] Средняя пенсия в сентябре 2005 г. составляла около 210 тыс. белорусских рублей или почти 100 USD.

К числу постоянных проблем в социальной сфере можно отнести проблему занятости в условиях перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Для благополучного перехода к постиндустриальному обществу в Беларуси необходимо создать эффективную систему переквалификации экономически активного населения. В этих же целях целесообразно повышение количества занятых в негосударственном секторе, в сфере кредитования и страхования, сокращение количества занятых в сельском хозяйстве. Оперативного решения требуют проблемы, связанные с сокращением продолжительности трудового дня, снижением доли тяжелого физического труда, освобождением женщин от работы в тяжелых и вредных условиях, а также от ночных смен. Необходимо обеспечить высокое качество медицинского обслуживания, защиту прав потребителей, развитие национальных рекреативных ресурсов, а также культивировать среди белорусов здоровый образ жизни.

Реализация социальных программ в Беларуси регламентируется более чем сотней законов, более чем десятком указов и 70 декретами Президента, более чем 900 постановлениями Правительства, около 50 нормативными актами министерств и более чем 60 постановлениями местных органов государственного управления. В 2002 году расходы на финансирование социальной помощи и социальное страхование составили свыше 14% ВВП или 30% консолидированного бюджета.

Образование

В течение 1990-х годов в системе образования Беларуси отмечены относительно стабильные и высокие коэффициенты общего охвата на уровне дошкольного и базового среднего образования. В 2000 году общий коэффициент охвата дошкольным образованием составил 65,6%, что выше, чем в России, Латвии, Польше, Украине и Литве. В 2000 году общий коэффициент охвата базовым образованием составил 95,4%. Этот показатель выше соответствующих показателей в России и Украине.

В 1996 году в Беларуси начата масштабная реформа системы образования, которую планируется завершить к 2010 году. Направлениями реформы являются снижение возраста начала обучения в школе, увеличение продолжительности базового обязательного цикла, расширение обучения иностранным языкам в средней школе, повышение уровня компьютеризации школ. Реформа также призвана содействовать созданию новых форм учебных заведений на уровне общего среднего образования, таких как лицеи и гимназии.

В Беларуси удельный вес расходов на образование как доли ВВП в период 1999-2001 годов увеличился с 6,4% до 6,8% при соответствующем увеличении удельного веса расходов на образование в общих государственных расходах с 16,9% до 19%. В сопоставлении с большинством соседних стран такие расходы являются значительными: в 1999 году удельный вес государственных расходов на образование в России составил 3,2% ВВП, в Польше – 5,1%, в Украине – 3,7%.

Здравоохранение

Одной из наиболее серьезных проблем Беларуси является спад рождаемости и рост смертности населения. В начале XXI в. белорусов стало менее 10 миллионов. Так в 2001 году их стало 9 990,4, в 2003 – 9 848,6, а в 2004-м – 9 848,8. В 2001 году население Беларуси сократилось на 41,2 тыс. человек, в 2002 году – на 57,9 тыс., а в 2003 г. – на 54,9 тыс. В 2003 году на 1 тысячу жителей Беларуси пришлось 9 родившихся и 14,6 умерших. К 2020 году трудоспособное население сократиться на 500 тысяч человек, число дошкольников - на 25 процентов, а юношей призывного возраста - почти в два раза. В течение 5-6 ближайших лет численность трудоспособного населения Белоруссии будет расти, а затем наступит резкий спад. Таковы выводы экспертов-демографов Министерства труда и социальной защиты республики. Средняя продолжительность жизни населения республики - на уровне 1959 года: у мужчин – 63 года, женщин - 75 лет. Если рождаемость в Белоруссии повысится на 30 процентов и удастся обуздать высокую смертность, депопуляция населения будет продолжаться, как минимум, 20 лет.

В Беларуси обеспечен масштабный охват населения медицинскими услугами, которые в основном субсидируются из государственного бюджета. Число врачей на душу населения является одним из наиболее высоких в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Доступ к медицинским услугам обеспечен практически всем социально-экономических группам. При этом расходы белорусского населения на здравоохранение носят прогрессивный характер: малообеспеченные категории населения потребляют значительно больше, чем более обеспеченные – 23% и 18% соответственно.

Удельный вес расходов на здравоохранение составляет 5% ВПП. Хотя эта цифра ниже поставленной Правительством задачи доведения удельного веса расходов на здравоохранение до 7,5%, тем не менее страна расходует на здравоохранение больше средств, чем другие страны с переходной экономикой. Фактические расходы составляют 83 доллара на душу населения, в то время как в Украине эта сумма составляет 54 долларов, а в Молдове – 36 долларов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.