Беларусь не богата полезными ископаемыми. Поэтому движущей силой белорусской модели развития является ее человеческий потенциал. Высокие государственные социальные стандарты в области культуры, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, транспорта, связи, физической культуры и спорта являются не только средством повышения качества жизни граждан. На современном этапе сильная социальная политика – это еще и средство поддержания стабильности. В последнее десятилетие уровень жизни в стране вырос с 30-35 долларов средней зарплаты в 1995 году до 200 долларов в 2004-м и 250 — к концу 2005 года. В сентябре 2005 г. средняя заработная плата составила около 500 тыс. белорусских рублей, что эквивалентно примерно 230 USD. В январе 2006 г., по данным Министерства статистики и анализа, начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь составила 518 979 руб. (в декабре 2005 г. она была 562 189 руб.), рабочих и служащих - 536 359 руб. (в декабре 2005 г. - 581 055 руб.). Тем не менее, как признает президент Лукашенко, уровень зарплаты все ещё остается низким и не покрывает всех необходимых потребностей граждан. Ситуация усугубляется тем, что на 10 млн. жителей приходится 4,3 млн. работающих, а пенсионеры составляют 2,6 млн. человек.[20]
Социальная политика реализуется как через долговременные социальные программы (минимизация последствий аварии на ЧАЭС, помощь многодетным семьям, социальная поддержка и обслуживание престарелых), так и через одномоментные решения (например, оказание помощи потерпевшим от наводнения хозяйствам и населению весной 1999 г.).
В настоящее время основными целями развития социальной сферы в Республике Беларусь являются:
1) формирование стимулов к высокопроизводительному труду, повышение производительности и деловой активности населения;
2) обеспечение эффективной занятости населения, создание новых рабочих мест;
3) совершенствование системы социальной зашиты, повышение жизненного уровня населения;
4) поддержка семьи;
5) повышение эффективности финансовой поддержки социальной сферы;
6) обеспечение доступности всем слоям населения образования, здравоохранения, культуры;
7) развитие малого бизнеса, позволяющего занять часть активного населения в рамках соответствующей нормативно-правовой базы.
Несмотря на трудности переходного периода, Беларусь сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами без существенного увеличения неравенства в доходах. По стандартам стран бывшего СССР и Центральной и Восточной Европы степень неравенства в заработной плате в Беларуси является относительно невысокой. Уровень безработицы в Беларуси – 1,8 процента от экономически активного населения.[21]
В последние годы реформируется система предоставления и финансирования образовательных, медицинских и социальных услуг. Сегодня система социальной защиты в Беларуси охватывает почти 80% человек. Пенсии постоянно индексируются в соответствии с ростом реальной заработной платы, которая увеличилась за последние семь лет более чем в два раза. Стремительный рост реальной заработной платы в Беларуси во второй половине 90-х годов частично компенсировал резкое снижение уровня заработной платы в первые годы переходного периода. Расходы на заработную плату в общей структуре расходов белорусского государства также увеличились: в период с 1999 по 2001 гг. затраты на оплату труда возросли с 11,8% в 1999 году до 14,2% в 2001 году. По уровню пенсий Беларусь опережает другие страны СНГ. В прошлом году размеры пенсий в реальном исчислении выросли почти на треть, стипендий – в 1,6 раза.[22] Средняя пенсия в сентябре 2005 г. составляла около 210 тыс. белорусских рублей или почти 100 USD.
К числу постоянных проблем в социальной сфере можно отнести проблему занятости в условиях перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Для благополучного перехода к постиндустриальному обществу в Беларуси необходимо создать эффективную систему переквалификации экономически активного населения. В этих же целях целесообразно повышение количества занятых в негосударственном секторе, в сфере кредитования и страхования, сокращение количества занятых в сельском хозяйстве. Оперативного решения требуют проблемы, связанные с сокращением продолжительности трудового дня, снижением доли тяжелого физического труда, освобождением женщин от работы в тяжелых и вредных условиях, а также от ночных смен. Необходимо обеспечить высокое качество медицинского обслуживания, защиту прав потребителей, развитие национальных рекреативных ресурсов, а также культивировать среди белорусов здоровый образ жизни.
Реализация социальных программ в Беларуси регламентируется более чем сотней законов, более чем десятком указов и 70 декретами Президента, более чем 900 постановлениями Правительства, около 50 нормативными актами министерств и более чем 60 постановлениями местных органов государственного управления. В 2002 году расходы на финансирование социальной помощи и социальное страхование составили свыше 14% ВВП или 30% консолидированного бюджета.
Образование
В течение 1990-х годов в системе образования Беларуси отмечены относительно стабильные и высокие коэффициенты общего охвата на уровне дошкольного и базового среднего образования. В 2000 году общий коэффициент охвата дошкольным образованием составил 65,6%, что выше, чем в России, Латвии, Польше, Украине и Литве. В 2000 году общий коэффициент охвата базовым образованием составил 95,4%. Этот показатель выше соответствующих показателей в России и Украине.
В 1996 году в Беларуси начата масштабная реформа системы образования, которую планируется завершить к 2010 году. Направлениями реформы являются снижение возраста начала обучения в школе, увеличение продолжительности базового обязательного цикла, расширение обучения иностранным языкам в средней школе, повышение уровня компьютеризации школ. Реформа также призвана содействовать созданию новых форм учебных заведений на уровне общего среднего образования, таких как лицеи и гимназии.
В Беларуси удельный вес расходов на образование как доли ВВП в период 1999-2001 годов увеличился с 6,4% до 6,8% при соответствующем увеличении удельного веса расходов на образование в общих государственных расходах с 16,9% до 19%. В сопоставлении с большинством соседних стран такие расходы являются значительными: в 1999 году удельный вес государственных расходов на образование в России составил 3,2% ВВП, в Польше – 5,1%, в Украине – 3,7%.
Здравоохранение
Одной из наиболее серьезных проблем Беларуси является спад рождаемости и рост смертности населения. В начале XXI в. белорусов стало менее 10 миллионов. Так в 2001 году их стало 9 990,4, в 2003 – 9 848,6, а в 2004-м – 9 848,8. В 2001 году население Беларуси сократилось на 41,2 тыс. человек, в 2002 году – на 57,9 тыс., а в 2003 г. – на 54,9 тыс. В 2003 году на 1 тысячу жителей Беларуси пришлось 9 родившихся и 14,6 умерших. К 2020 году трудоспособное население сократиться на 500 тысяч человек, число дошкольников - на 25 процентов, а юношей призывного возраста - почти в два раза. В течение 5-6 ближайших лет численность трудоспособного населения Белоруссии будет расти, а затем наступит резкий спад. Таковы выводы экспертов-демографов Министерства труда и социальной защиты республики. Средняя продолжительность жизни населения республики - на уровне 1959 года: у мужчин – 63 года, женщин - 75 лет. Если рождаемость в Белоруссии повысится на 30 процентов и удастся обуздать высокую смертность, депопуляция населения будет продолжаться, как минимум, 20 лет.
В Беларуси обеспечен масштабный охват населения медицинскими услугами, которые в основном субсидируются из государственного бюджета. Число врачей на душу населения является одним из наиболее высоких в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Доступ к медицинским услугам обеспечен практически всем социально-экономических группам. При этом расходы белорусского населения на здравоохранение носят прогрессивный характер: малообеспеченные категории населения потребляют значительно больше, чем более обеспеченные – 23% и 18% соответственно.
Удельный вес расходов на здравоохранение составляет 5% ВПП. Хотя эта цифра ниже поставленной Правительством задачи доведения удельного веса расходов на здравоохранение до 7,5%, тем не менее страна расходует на здравоохранение больше средств, чем другие страны с переходной экономикой. Фактические расходы составляют 83 доллара на душу населения, в то время как в Украине эта сумма составляет 54 долларов, а в Молдове – 36 долларов.