Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 2. Идеологическая политика в молодежной среде



В социальных науках понятие «молодежь» является довольно расхожим. Наиболее универсальным является определение молодежи как социально-демографической группы, выделяющейся совокупностью возрастных, психологических и социально-статусных характеристик.

Возрастные границы молодости являются предметом споров. Так, по классификации ООН, молодежью считаются юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет. В некоторых странах граница молодости определяется 35 годами. Молодежь Беларуси как социально-демографическая группа включает в себя лиц, постоянно проживающих на ее территории в возрасте от 16 лет до 30–31 года. Согласно закону «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», верхняя граница молодости в стране была определена возрастом 25 лет. Однако, после внесения изменений в закон в 1997 г. категория «молодежь» в Беларуси пополнилась лицами в возрасте 26-30 лет.

Политическая культура личности, в целом сформированная с детстве, в период молодости начинает осознаваться и продолжает развиваться в соответствии с ее жизненным самоопределением. На годы молодости приходятся также главные социодемографические события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Как полагает российский исследователь И. Кон, общим для всех индустриально развитых стран является увеличивающийся разрыв между временем полового созревания и наступлением социальной зрелости. Именно эта тенденция предопределяет правовую и моральную неопределенность положения молодежи.

В молодости у человека формируется мировоззрение. То, каким образом это происходит, во многом определяет характер его участия в делах общества и государства. Именно поэтому молодежь как группа представляет для государства особую важность.

Молодежь – это социально-демографическая группа, имеющая ряд особенностей, обусловленных ее пребыванием в состоянии социализации, т.е. интеграции в систему социальных отношений. Четкое и при этом исчерпывающее определение социальных признаков «молодости», равно как границ между представителями общества, относящимися и не относящимися к категории «молодежь» затруднительно, поскольку процесс социализации личности происходит в течение всей жизни человека.

Роль и значение молодежи в обществе обусловлены следующими тремя обстоятельствами. Во-первых, молодежь является достаточно крупной социально-демографической группой, она составляет значительную часть трудоспособного населения (около 2 млн. чел. или 1/5 от общей численности населения Беларуси). Во-вторых, это главный носитель интеллектуального и физического потенциала общества. В-третьих, их всех социальных групп молодежь обладает наибольшей мобильностью и социальными перспективами, в силу чего она способна выступать генератором социальных идей и главной движущей силой социальных изменений.

Как правило, молодость является периодом наиболее интенсивного социального и статусного роста в жизни человека. В то же время, это период наиболее острых противоречий между его потребностями и возможностями. В период молодости человек сталкивается с проблемой выработки идентичности – четкого устойчивого образа себя, позволяющего последовательно действовать на основе собственных внутренних убеждений. Согласно концепции Э. Эриксона, до 20 лет перед личностью стоит задача объединения всего, что он знает о себе как о сыне (дочери), учащемся, гражданине, спортсмене, читателе, потребителе и др. в единый целостный образ себя. Все это личности приходится осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном разрешении этой проблемы у молодого человека формируется устойчивое чувство идентичности, а при неудачном – спутанная идентичность, что проявляется в мучительных поисках себя, своего места в обществе, неясностью жизненной перспективы. В возрасте от 21 до 25 лет молодые люди, как правило, начинают заниматься решением взрослых задач: овладевают выбранной профессией и начинают полноценную трудовую деятельность, приобретают экономическую самостоятельность, устанавливают стабильные дружеские отношения, вступают в брак, обзаводятся детьми. Дальнейшие усилия личности направляются на разрешение противоречий между ее способностью к развитию, приобретенной в ходе предыдущего развития, и личностным застоем (или медленным регрессом), обусловленным рутинизацией жизни. Реализация способности к саморазвитию дает плоды в виде выработки личностью в себе наиболее ценных с ее точки зрения качеств, достижения поставленных целей, обогащения, приобретения влияния в обществе и т.п. Неблагополучно разрешенные кризисы идентичности, наоборот, ведут к маргинализации личности, оттеснению ее на периферию общественных отношений. Определенная степень маргинальности в той или иной мере свойственна любому представителю молодежи как социально-демографической группы. Не будучи обремененными семейными, имущественными и иными обязательствами, молодые люди, как правило, являются более мобильными, категоричными и склонными к радикальным действиям, чем представители других социальных групп. Не случайно в периоды различного рода социальные кризисов и потрясений именно молодежь чаще всего является авангардом революционных событий. Для того же, чтобы общество развивалось эволюционным путем, необходимо предотвращать появление критической массы молодежи, не способной реализовать себя в рамках существующей системы социальных отношений. Данная проблема является довольно старой, не случайно она стала особым направлением в деятельности ООН, в особенности после принятия Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» в 1965 г. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи. В изучении молодежных проблем и их разрешению также задействованы еще и такие структуры как Международная организация труда и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Степень и характер вовлеченности молодых людей в общественные дела может существенно варьироваться в зависимости от таких факторов как происхождение, пол, сфера деятельности, уровень доходов, образование, мировоззрение, членство в общественно-политических организациях и др. Решающим фактором, определяющим специфику молодежной социализации в поздних индустриальных и постиндустриальных обществах, является повышение доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются отношения в молодежной среде. В этих условиях сферой общения молодежи становится не столько семья, сколько группы сверстников. Общий рост жизненного уровня населения позволяет молодежи экспериментировать с образом жизни, заниматься поиском новых культурных оснований общения, выработки и реализации своих интересов. Развитие общества потребления, а также рынка продукции, ориентированного на молодежь, позволяют отдельным группам молодежи консолидироваться на основе общности стилевых предпочтений в одежде и музыке, образе жизни, и, в конечном счете, способствуют развитию молодежных субкультур.

Независимо от выраженности в обществе молодежных субкультур, молодежь – это всегда один из наиболее важных ресурсов общества, от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Как отмечал К. Мангейм, в обычных условиях этот ресурс остается скрытым. В случае же внезапного кризиса или при необходимости коренной перестройки системы ее выживание зависит от способности быстрой и правильной мобилизации ресурсов.[23] В стабильных обществах опыт старших поколений и традиции ценятся выше инноваций. Такие общества пренебрегают скрытыми возможностями молодежи, а преобладающие в них механизмы и результаты социализации способствуют воспроизводству сложившейся системы ценностей и образа жизни. Институты социализации в таких обществах способствуют закреплению имеющейся в них социальной дифференциации и не преобразуют каналов социальной мобильности. Если же общество находится в состоянии изменений, роль молодежи в определении его будущего возрастает. В таких обществах стремление элит к новым стартовым возможностям заставляет их сотрудничать с молодежью, организовывать и использовать свои ресурсы так, чтобы преобразовать сложившийся уклад жизни. Особое значение здесь приобретают ценностные ориентиры нового поколения политиков и управленцев, поскольку именно от этой группы общества зависит выбор направления дальнейшего развития.

Какой бы путь развития ни выбрало государство, оно не может быть безучастным к социальному положению молодежи и тем факторам, которые влияют на ее мировоззренческие ориентации. Чтобы канализировать преобразовательный потенциал молодого поколения в общественно полезное русло, государство помогает молодежи в решении типичных для нее проблем и проводит в молодежной среде определенную политику. Молодежная политика как сфера деятельности государственных и негосударственных организаций – это система мер, направленная на оптимизацию институциональных условий социализации подрастающего поколения в соответствии с определенными ценностными ориентирами. Поэтому в основе любого курса молодежной политики можно найти ту или иную идеологию. В Беларуси государственная молодежная политика призвана укрепить ослабленную за 90-е годы ХХ в. связь между поколениями и направлять социальную активность молодежи таким образом, чтобы обеспечить переход к постиндустриальному обществу без утраты лучших традиций современного белорусского общества.

Согласно ст. 1. закона «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

В ст. 3 закона указываются субъекты государственной молодежной политики:

1) молодые граждане в возрасте до 31 года;

2) молодые семьи, в которых одному из супругов менее 31 года;

3) молодежные общественные объединения.

Государство обеспечивает молодым гражданам специальные юридические и социально-экономические гарантии, компенсирующие сложность решения проблем, связанных с их возрастом. В Конституции Республики Беларусь данное обязательство государства закреплено в ст. 32, гарантирующей право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие. Там же говориться, что государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. В других статьях Конституции закреплены обязательства государства по обеспечению своим гражданам права на охрану здоровья (ст. 45), на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. 47), на жилище (ст. 48), образование (ст. 49), участие в культурной жизни (ст. 51) и др. Все эти права распространяются на молодых граждан Республики Беларусь в той же мере, что и на остальных граждан. С 18 лет граждане Беларуси могут участвовать в выборах в качестве избирателей (ст. 64). С 21 года они приобретают право избираться депутатами в Палату представителей Национального собрания РБ, а с 30 лет – становиться членами Совета Республики НС РБ (ст. 92).

Механизмы реализации права молодежи на труд призван усовершенствовать Трудовой кодекс, который вступил в действие 1 января 2000 г. В нем есть отдельная глава «Особенности регулирования труда молодежи», регулирующая проблемы трудовой деятельности молодежи. В Трудовом кодексе зафиксированы гарантия первого рабочего места, льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы. Положения о молодежи содержатся также в законах: «Об образовании» (от 29 октября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 19 марта 2002 г.), «О здравоохранении» (от 18 июня 1993 г., посл. изменения и дополнения 11 января 2002 г.), «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (принят 5 ноября 1992 г., посл. изменения и дополнения от 22 июля 2003 г.), «О милиции» (от 26 февраля 1991 г., посл. изменения и дополнения внесены 19 мая 2000 г.), «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (от 3 декабря 1997 г., посл. изменения и дополнения 24 июля 2002 г.), «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи» (принят 14 октября 2000 г.) и др.

Основные принципы государственной молодежной политики в Беларуси определены в ст. 5 закона «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (принят 24 апреля 1992 г., изменения и дополнения внесены 9 июля 1997 г.):

1. Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.

2. Последовательность и комплексность.

3. Научная обоснованность.

4. Учет интересов и потребностей молодых граждан.

5. Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан.

6. Гласность и открытость.

7. Участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

В этом законе также отражен ряд обязательств государства в отношении молодежи. Так, государство обеспечивает молодым гражданам специальные юридические и социально-экономические гарантии, компенсирующие обусловленные возрастом недостатки их социального статуса. Не допускается возложение на молодых граждан каких бы то ни было дополнительных обязанностей, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан (ст. 7). Республика Беларусь в лице соответствующих государственных органов обеспечивает молодежи осуществление права на профессиональную подготовку и труд, образование, медицинскую помощь и приобретение жилья, отдых, пользование достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом, участие в управлении государством, оказывает помощь молодым семьям (ст. 8). Законом закрепляется право молодежи на труд (ст. 9), обеспечение государством экономической самостоятельности и государственная поддержка молодых граждан (ст. 10), права молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями (ст. 11). В частности, в ст. 11 оговаривается, что администрация и работники учебно-воспитательных учреждений не вправе принуждать учащихся к исполнению обязанностей непосредственно не вытекающих из учебного процесса, отказу от использования своих прав, а также унижать человеческое достоинство учащегося. Учащиеся, права которых нарушены, либо их законные представители вправе требовать в судебном порядке возмещения причиненного ущерба.

Для подготовки и рассмотрения вопросов в области государственной молодежной политики, относящихся к ведению соответствующего Совета, обеспечения исполнения его решений и контроля за проведением их в жизнь Парламент Республики Беларусь и местные Советы депутатов могут образовывать постоянные комиссии либо иные депутатские органы, занимающиеся проблемами молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы могут образовывать отделы (управления, комитеты) по делам молодежи (по работе с молодежью) (ст. 12). В республиканском и местных бюджетах предусматриваются средства на финансирование мероприятий в области государственной молодежной политики (ст. 14).

В деятельности государства в молодежной среде можно выделить три основных направления:

1) помощь молодежи в реализации ее прав и разрешении типичных для молодежи проблем (быт, жилье, здравоохранение, образование, трудоустройство, досуг и т.д.);

2) содействие духовно-нравственной, интеллектуальной, творческой самореализации молодежи, а также ее социальной активности (поощрение деятельности различных кружков, клубов, секций для молодежи, создание благоприятных условий для деятельности молодежных общественных объединений, поддержка талантливой молодежи, создание условий для развития международного молодежного сотрудничества и т.п.);

3) целенаправленное воспитание молодежи, формирование у нее определенных политических, мировоззренческих, нравственных, этических, эстетических и других ориентаций.

Первое направление государственной молодежной политики направлено на адаптацию молодежи к взрослой жизни, то второе – на ее самореализацию, а третье – на обеспечение социального контроля за процессом социализации молодежи для обеспечения той или иной модели общественного развития. В эпоху перемен перед обществом неизменно встает проблема воспитания в новом поколении таких качеств, которые позволили бы ему эти перемены осуществить. В противном случае общество рискует столкнуться либо с проблемой стагнации и деградации, либо с проблемой саморазрушения в результате неразрешенных конфликтов. Поэтому с начала периода независимости и особенно с середины 90-х годов белорусское государство придает молодежной политике первостепенное значение.

Как известно, одной из опор белорусской модели общественного развития является мощная молодежная организация. Статус молодежных общественных объединений в Беларуси определен в законе «Об общих началах государственной молодежной политики». Молодежное объединение на территории Республики Беларусь – это добровольное общественное формирование преимущественно молодых граждан республики (не менее двух третей от общего числа членов), выражающее их специфические интересы, уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и развития молодежи. Согласно закону, в Беларуси не допускается прямое или косвенное принуждение молодых граждан к вступлению в молодежные объединения, а также запрещение на участие в их деятельности, основанное на использовании их зависимого положения.

В соответствии со ст. 17 закона «Об общих началах государственной молодежной политики», ни одно молодежное объединение не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всей молодежи республики. В то же время, для вовлечения молодежных общественных объединений в процесс реализации государственной молодежной политики, государство может оказывать молодежным общественным объединениям материально-финансовую и организационную поддержку. Такая поддержка оказывается молодежным объединениям, «не преследующим политические цели и оказывающим помощь молодым гражданам в исполнении их конституционных обязанностей» (ст. 19).

Сегодня такая поддержка приобрела законодательную форму. 9 ноября 1999 г. Национальное Собрание приняло Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь». Принципами государственной поддержки молодежных и детских объединений являются:

- равенство прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений;

- признание самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки;

- гласность в оказании государственной поддержки.

Государственная поддержка осуществляется в отношении международных или республиканских объединений численностью не менее 300 членов или если их проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем для 300 детей и (или) молодых граждан. Местному объединению для этого необходимо насчитывать не менее 50 членов либо заявленный им для финансирования проект (программа) должен предусматривать предоставление социальных услуг не менее чем для 50 детей и (или) молодых граждан (ст. 5).

Молодежные и детские объединения имеют право:

- готовить Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь доклады о положении детей и молодежи;

- по решению соответствующих органов участвовать в обсуждении докладов республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;

- вносить субъектам права законодательной инициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи;

- участвовать в подготовке и обсуждении проектов республиканских и местных программ в области государственной молодежной политики.

По решению соответствующих государственных органов представители молодежных и детских объединений могут участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.(ст. 6).

Предусмотрено в законе и выполнение молодежными общественными объединениями государственного заказа по реализации проектов или программ в сфере молодежной политики (ст. 9).

На основании Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» в Беларуси существуют Социальные службы для молодежи, занимающиеся информированием молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни, консультированием, оказанием психологической, педагогической, наркологической и юридической помощи. Согласно закону Республики Беларусь «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи» в стране созданы областные центры профессиональной ориентации молодежи.

На улучшение положения молодежи направлен ряд Указов Президента Республики Беларусь.

· Указ Президента Республики Беларусь «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи» от 12 января 1996 года № 18. Внебюджетный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи существует для финансирования мероприятий, направленных на создание условий для поиска, становления и творческого развития одаренной молодежи. Функции по накоплению и перечислению средств фонда, согласно указу, осуществляются Управлением делами Президента Республики Беларусь.

· Указ Президента Республики Беларусь «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь» от 17 июня 1996 года № 215. В данном указе осуществление государственной молодежной политики признано приоритетным направлением социальной и экономической политики государства.

· Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке Белорусского патриотического союза молодежи» от 9 июля 1997 года № 380. Данным указом Президент осуществил ряд решительных мер по налаживанию взаимодействия государственных органов с молодежью при посредничестве БПСМ.

· Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» от 13 января 2003 года № 16 содержит положения о включении членов руководящих органов БРСМ в состав коллегий Министерства информации, Министерства культуры, Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства спорта и туризма, Министерства труда и социальной защиты. Указ предусматривает также содержание аппаратов руководящих органов, территориальных комитетов и аппарата ЦК БРСМ за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Среди прочих Указов Президента в сфере молодежной политики можно отметить указы «О поддержке талантливой молодежи Республики Беларусь» от 20 ноября 1995 г. № 473; «О Программе международного молодежного сотрудничества» от 2 марта 1998 г. № 92; «О некоторых вопросах деятельности республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» от 1 декабря 1999 г. № 700.

Среди постановлений Совета Министров следует отметить Постановление от 17 января 1997 г. № 8 «О мерах по обеспечению трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время» и Постановление от 5 февраля 1997 г. № 56 «О дополнительных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь», направленное на оптимизацию кадрового обеспечения деятельности социальных служб для молодежи, организацию работы учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время, информирование молодежи и др.

Сегодня молодежная политика белорусского государства, ее формирование, развитие и осуществление являются частью прямых обязанностей всех властных структур на всех уровнях. Наряду с Президентом, Национальным собранием и Советом Министров, в число государственных органов, ответственных за реализацию государственной молодежной политики, входят местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Парламент и местные Советы могут образовывать постоянные комиссии или иные депутатские органы, занимающиеся проблемами молодежи. В системе органов управления также могут создаваться соответствующие структуры. Так, в структуре Министерства образования существует Департамент по делам молодежи. Другими органами исполнительной власти, участвующими в реализации государственной молодежной политики, являются:

· Министерство экономики (разрабатывает и представляет субъектам молодежной политики прогнозы развития производственных сил, рынка труда, ресурсов молодежи; формирует государственный заказ на подготовку молодых специалистов в системе профессионального образования; совместно с Министерством образования разрабатывает прогнозы и обеспечение программ развития образования молодежи).

· Министерство финансов (осуществляет финансовое обеспечение государственной молодежной политики, молодежных программ из средств бюджете; обеспечивает в соответствии с законодательством льготное кредитование образования, трудоустройства, жилищно-бытового, медицинского обслуживания молодых граждан).

· Министерство образования (в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» осуществляет весь комплекс мероприятий по обеспечению приоритетного развития образования, права молодых граждан на получение общего и профессионального образования, усвоение общекультурных ценностей, защиту таланта и образования личности ).

· Министерство труда (мероприятия по трудоустройству выпускников учебных заведений, государственные гарантии на труд).

· Министерство социальной защиты

· Министерство здравоохранения.

· Министерство статистики и анализа.[24]

Важную роль в жизни молодежи играют предприятия, учреждения и организации, выступающие в качестве работодателей и субъектов, обеспечивающих молодым людям реализацию их прав, а также получение различных видов социальной поддержки. Прямое и опосредованное отношение к осуществлению молодежной политики имеют работающие с молодежью профсоюзы, политические партии, общественные объединения, общественные и политические движения, религиозные организации. Реализуя свои цели и задачи, они либо непосредственно вовлекают в свою деятельность молодежь, либо иным образом учитывают молодежный фактор. В программных документах зарегистрированных политических партий и общественных объединений различные интересы и потребности молодежи также находят отражение.

Существенное влияние на молодежь оказывают органы печати и средства массовой информации, специализирующихся на молодежной проблематике или затрагивающих ее.

Одним из средств реализации мер по формированию эффективной государственной молодежной политики является программа «Молодежь Беларуси», направленная на решение таких проблем как молодежная безработица, безотцовщина, социально опасные болезни, наркомания, алкоголизм, уклонение от воинской службы, правонарушения и преступления в молодежной среде. Программа также предполагает оптимизацию деятельности учреждений по работе с молодежью, поддержку общественного движения детей и молодежи, интенсификацию международного молодежного сотрудничества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.