Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 3. Белорусская экономическая модель



Экономика– это сфера человеческих отношений, организованная по поводу создания, приращения и перераспределения материальных благ. Изучением экономики занимается экономическая теория– это наука, изучающая то, как люди осуществляют выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут использоваться ими альтернативно для производства различных товаров и услуг, с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая политика может рассматриваться как применение на практике достижений экономической науки, задачей которой является определение того, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы. Объективные тенденции естественных экономических процессов способны порождать общехозяйственные кризисы, массовую безработицу, недобросовестную конкуренцию и др. изъяны рынка. С этим связана необходимость государственного регулирования экономических отношений. Экономическая политика представляет собой деятельность государства в экономике через свои организации и институты.

Любая национальная экономика имеет свои особенности, обусловленные ресурсами, традициями, менталитетом населения, организацией политической власти. В то же время, в экономиках самых разных стран происходят аналогичные явления – подъемы и спады экономической активности, инфляция, безработица и др.

Никакая экономическая политика не может рассматриваться в отрыве от идеологии, от целей, стоящих перед государством и обществом. Нередко сама экономическая политика государства является средством реализации политических замыслов руководства. В основе успеха экономического курса государства лежит его общественное признание. Это делает причастными к определению направлений экономической политики самых различных субъектов политических отношений от профсоюзов до оппозиционных СМИ.

В Беларуси центральная роль в выражении общественного согласия по поводу экономической политики государства играют Всебелорусские народные собрания (ВНС). Численность участников ВНС составляет 2500 человек, в том числе от каждой области – по 350 чел., от г. Минска – 400 чел. Участники избираются на районных (городских) собраниях уполномоченных, которые, в свою очередь, избираются коллективами работников организаций, воинских частей, граждан по месту жительства, общественных объединений в соответствии с нормами представительства, установленными районными (городскими) оргкомитетами. Первое такое собрание прошло 19 октября 1996 г., второе 18 мая 2001 г., третье – 2-3 марта 2006 г.

Согласно Указу № 21 от 12 января 2006 г., на обсуждение ВНС вынесены вопросы об итогах реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы и о проекте Программы социально-экономического развития на 2006-2010 гг. В соответствии с программой на 2001-2005 гг. зарплата достигла 250 долларов США, размер средней пенсии составил 48%, а стипендии – 25-30% уровня средней зарплаты. Как и планировалось, за среднюю зарплату в январе 2006 г. можно было купить три набора прожиточного минимума, а число малообеспеченных уменьшилось вдвое. Некоторые положения программы остались нереализованными. Так, хотя план по вводу в строй жилья выполнен, цена одного квадратного метра не равна среднемесячному заработку по республике, как было обещано в 2001 г. Не каждая семья обеспечена жильем, не создана ипотечная система. Не снижены налоги и не создана четкая прозрачная нормативная база для малого бизнеса. Основная же часть параметров программы на 2001-2005 гг. выполнена.

Любая модель экономического развития предполагает определенное соотношение государственных и рыночных средств регулирования экономических отношений. Выбор или разработка экономической модели общественного развития в условиях демократии осуществляется народом посредством доступных ему в данной политической системе форм политического участия, главным образом, через выборы кандидатов, предлагающих избирателям те или иные экономические программы. Будучи основным элементом политической системы, государство способно существенным образом воздействовать на экономику через разработку законодательства, а также широчайший набор средств воздействия на субъектов хозяйствования.

Экономические модели общественного развития различаются по следующим признакам:

• структура собственности;

• социальная политика;

• масштабы государственного вмешательства в экономику;

• участие государства в перераспределительных процессах.

В странах с рыночной экономикой у государства проявляются одни и те же экономические функции:

• обеспечение правовой базы функционирования экономики;

• регулирование отношений собственности и защита частной собственности;

• защита конкуренции;

• перераспределение доходов;

• контроль над использованием ресурсов;

• стабилизация экономики;

• контроль над уровнем занятости, инфляции;

• стимулирование экономического роста.

Теория и практика государственного управления в сфере экономики выработали широкий спектр вариантов решения экономических проблем: от полной монополии государства в управлении национальной экономикой до крайнего экономического либерализма. Между этими крайностями существует множество промежуточных вариантов. В их числи и социально ориентированные варианты рыночного хозяйства (ФРГ, Австрия) и шведская модель рыночной экономики, и китайский поиск оптимального сочетания плановых и рыночных механизмов.

Общество сталкивается с наибольшими трудностями в тех случаях, когда реализуется один из крайних вариантов экономической политики: сугубо рыночный или сугубо административно-командный. Жесткий административный централизм – это та модель, которая подтверждает свою эффективность в экстремальных условиях, таких как война и восстановление народного хозяйства после войны, преодоление разрухи, не эффективен в иных условиях. Характерные черты административно-командного экономического регулирования продемонстрировал опыт СССР, где свобода выбора и конкуренция субъектов хозяйствования были полностью устранены. В этих условиях наметился ряд проблем:

1. Отсутствие оперативной и достоверной информации о народном хозяйстве в органах, ответственных за выработку планов социально-экономического развития. Несмотря жесткость административного контроля, скудная оснащенность сферы планирования позволяла управленческому аппарату, обладающему информацией, корректировать ее соответствии с собственными групповыми интересами.

2. Отсутствие мотивации к эффективному труду, обусловленное отсутствием экономической самостоятельности предприятий и централизованным перераспределением средств от более сильных и доходных предприятий более слабым.

3. Ресурсоемкость производства, расточительное отношение к интеллектуальным наработкам, неэффективные механизмы внедрения достижений НТР. В условиях НТР и обостряющегося дефицита природных ресурсов изобретения, открытия, передовой опыт стали не менее ценным фактором экономического развития, чем природные ресурсы. Уже в последнем десятилетии XX века передовые страны Запада приступили к реализации задачи концентрации в лучших образцах продукции 85-90% научных достижений и открытий. При этом в 1980-ые годы в советской промышленности производительность труда составляла лишь 20-25 % от западной.

4. Торможение экономического и социально-политического развития. Работа на «вал» в ущерб качеству и многообразию производимой продукции нарушала связь между мерой труда и потреблением и, в конечном счете, не обеспечивала совершенствования методов хозяйствования.

Рынок в чистом виде также оказался не в состоянии обеспечить стабильное материальное благополучие всего общества, что подтвердил кризис конца 1920-х – начала 30-х годов ХХ в.

Недостатки рыночных механизмов.

1. Опасность коррупции. Жесткая конкуренция между предпринимателями заставляет их стремиться к использованию государства в своих интересах.

2. Возникновение структур, разрушающих гражданское общество. Технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размера фирм и к монополизации рынка. Следствие монополизации – концентрация производства и капитала.

3. Усложнение выбора потребителя. В условиях рынка усложняется получение потребителем полной информации о качестве продуктов, рыночных ценах.

4. Несоответствие результатов производства реальным потребностям общества. Рыночный механизм не ориентирован на производство невыгодных, но полезных для многих потребителей (общественных товаров).

Функция производства в рыночной экономике выполняется частными предприятиями, которые действуют на конкурентной основе. За государством же должна закрепляться обязанность обеспечения достойного уровня жизни для всех через регулирование занятости, гарантии получения образования, услуг здравоохранения и т.п. Частный сектор экономики ориентируется на получение прибыли путем достижения максимально возможной рентабельности, а государство – на удовлетворение общественных потребностей, которые далеко не во всем и не всегда согласовываются с принципами рынка. Если рынок объективно порождает неравенство в обществе, то государство стремится это неравенство сгладить, приводя ту или иную экономическую и социальную политику, избираемую правящей партией или элитой с опорой на мощь и авторитет государства, потребности общества и общественное мнение.

Если товары индивидуального пользования покупаются каждым человеком на рынке и используются каждым потребителем отдельно, то общественные блага, товары и услуги (например, общественная безопасность, чистая окружающая среда, благоустроенная территория) неделимы, ими пользуются все. Предоставить общественно значимые блага может, главным образом, государство за счет средств государственных предприятий или за счет налогов.

Государство призвано устранять отрицательные и расширять положительные внешние эффекты действия рынка. В условиях рынка государство возлагает на себя ряд задач:

- организует производство общественных товаров;

- способствует социально справедливому распределению материальных средств,

- обеспечивает такие виды затрат, которые напрямую не выражаются в денежном эквиваленте (действия органов правопорядка и вооруженных сил, содержание нетрудоспособных и многодетных, фундаментальные исследования в науке, поддержка искусства в стране и т.п.).

Чтобы сравниться с этими задачами, государство активно действует не только как регулирующая сила в экономике, но и как хозяйствующий субъект: развивает государственный сектор в экономике, размещает по предприятиям разным форм собственности государственные заказы и т.д.

Таким образом, государственное вмешательство в экономику обусловлено потребностями общества в предотвращении негативных эффектов экономического развития (инфляция, безработица, загрязнение окружающей среды и др.), а также в производстве общественных благ. На сегодняшний день дихотомия «принципы экономического либерализма – методы регулирующего и стимулирующего воздействия государства» постепенно теряет свое значение. Экономический рост требует создания и укрепления таких институциональных форм хозяйствования как плюрализм форм собственности, благоприятные условия предпринимательской деятельности, гибкие рынки труда, низкая или соизмеримая разница между налогами и доходами и стабильная макроэкономика и стабильная политическая система.

Основной функцией экономической деятельности является удовлетворение материальных потребностей как отдельных членов общества, так и общества в целом. В силу этого именно потребности граждан и их удовлетворение являются главным ориентиром и движущей силой развития экономики государства.

Экономическая политика– это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Механизмы экономической политики государства: административно-правовые (оказывают прямое воздействие на экономику: законодательство, учет и финансовый контроль) и экономические (оказывают косвенное воздействие).

Экономическая политика любого государства ориентирована на стабильный рост объема национального производства; поддержание определенного уровня занятости; стабилизацию уровня цен; поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса. Основная функция государства в экономике состоит в защите экономических субъектов, защите их прав собственности, экономического выборы, свободы. Такая деятельность невозможна без установления регулятивных правил и норм.

Экономические функции государства включают:

• защиту прав собственности;

• снижение степени неравенства в обществе;

• достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение экономического роста;

• обеспечение экономической безопасности страны.

На этапе становления рыночной экономики государство предпринимает действия для формирования новой системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной экономике; становление малого предпринимательства, фермерства, финансово-промышленных групп; формирования рыночных институтов, инфраструктуры рынка.

Основными инструментами государственного регулирования экономики являются следующие.

Фискальная политика – политика в области правительственных расходов и налогов.

Монетарная политика – политика воздействия на денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг, выпуск денег, борьбу с инфляцией.

Политика регулирования доходов – регулирование денежного спроса населения и производителей, индексация фиксированных доходов, в том числе выплата пособий, установление прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Это направление государственной политики смыкается с социальной политикой.

Внешнеэкономическая политика – торговая политика государства, управление валютным курсом через установление соответствующего его режима, установление системы внешнеторговых тарифов, квот и лицензий.

Важнейшими задачами белорусского государства в экономической сфере являются:

• становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

• обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых, высокоэффективных технологий;

• повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека, человека творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;

• создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

Белорусская модель – социально ориентированная рыночная экономика – сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие привычные для белорусского общества черты принципы организации хозяйственной деятельности как коллективизм, круговая порука, государственный патернализм и т.п. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.

Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как цель и средство белорусской экономической системы. Как отмечает белорусский экономист Н.Б. Антонова, сегодня государство должно решить задачу формирования человека нового типа – предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.[38]

Характерными чертами белорусской модели экономики, которые выделил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов, являются:

1. Сильная и эффективная государственная власть как важнейшее условие успешного государственного управления, способного обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность государства, безопасность граждан. Государственная власть, исходя из критериев общественного блага, призвана:

а) не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке;

б) определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста;

в) поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов;

г) предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

2. Равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. Государственный сектор необходим там, где рыночный механизм не обеспечивает эффективного решения общих и частных социально-экономические проблем. Соотношение масштабов государственного и частного сектора должны определяться с учетом национальных интересов.

3. Белорусская модель приватизации. Приватизацию следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника в соответствии с интересами государства. Для белорусской модели приватизации приемлемы лишь те инвесторы, которые:

а) способны обеспечить развитие экономики республики;

б) способны взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих;

в) имеют в Беларуси долгосрочные и серьезные планы.

В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства.

4. Развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией. Сегодня в мировой экономике происходят процессы, глобализации, международной экономической интеграции, либерализации международных отношений. Развиваются информационные, коммуникационные, компьютерные технологии, что способствует росту международного обмена товарами, услугами и капиталом. В экономической сфере глобализация проявляется в объединении и взаимопроникновении разного рода рынков, в развитии международного бизнеса, в усилении конкуренции между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на мировых рынках. Положительным эффектом глобализации является возможность ускорения экономического роста, а отрицательным – усиление неравенства, поляризация в уровнях развития государств. Защитной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция. Как способ реализации национальных интересов интеграция с Россией и СНГ призвана защитить экономику страны, дать дотационным отраслям и предприятиям Беларуси время для выхода на более высокий технологический уровень, для адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.

5. Сильная социальная политика – краеугольный камень белорусской экономической модели. Именно социальная политика является ключевым средством повышения общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рационализации использования трудового потенциала. «Национальный доход распределяется как хлебный каравай — не узкому слою олигархов, а всем слоям населения: работающим (доля зарплаты в себестоимости продукции за десять лет у нас возросла в 2-3 раза), пенсионерам (выплаты выросли в 2 раза), детям и молодежи (материальная помощь для семей и общественные фонды на образование и финансирование целевых молодёжных программ).»[39] На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа. При этом повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания предполагается осуществить с учетом национальных особенностей, т.е. при значительной роли государства в этом процессе. Движение к этой цели предполагает несколько этапов, которые отражены в прогнозных и программных документах страны. Так, в Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001-2015 годы, утвержденной Советом министров в марте 2000 г., выделены следующие этапы и задачи развития белорусской экономики:

2001 – 2005 годы – достижение основных параметров уровня 1990 года;

2006 – 2010 годы – завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;

2011 – 2015 годы – заложение основ постиндустриального общества, начало формирования нового технологического базиса производства, переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

По сравнению с 1995 годом в 2004 году объем валового внутреннего продукта в Беларуси увеличился почти на 80 процентов. В 2004 году срочные банковские вклады населения и предприятий в белорусских рублях увеличились в 1,8 раза, что свидетельствует о росте благосостояния людей и их доверии к национальной валюте. Инвестиции в основной капитал за 2004 год по сравнению с 2003 годом возросли на 20 процентов и достигли более 10 триллионов рублей.[40]

Динамичное развитие экономики и повышение качества жизни народа закреплены в качестве целей развития белорусской экономики в Программе социально–экономического развития страны до 2010 года.

Общие направления курса белорусского государства:

- поддержание политической стабильности;

- постоянный экономический рост;

- повышение благосостояния общества;

- комплексное решение социальных проблем;

- защита интересов белорусских предприятий от притязаний извне;

- решение проблем малого бизнеса.

В послании 2005-го года Президент Республики Беларусь озвучил общегосударственные приоритеты Беларуси на ближайшие пять лет:

1) всестороннее гармоничное развитие человека (здоровье, образование, рост благосостояния) и обеспечение принципа социальной справедливости;

2) инновационное развитие национальной экономики;

3) наращивание экспортного потенциала на основе повышения конкурентоспособности продукции и услуг;

4) энерго- и ресурсосбережение;

5) развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.[41]

Данные Министерства статистики и анализа об экономическом положении в стране показывают неуклонный рост валового внутреннего продукта. Если в 2001 г. он был равен 17 173 млрд.руб., то в 2002-м – 26 138, а в 2003-м – 35 930 млрд. руб. В 2003 г. ВВП составил 159,3% по отношению к уровню 1995 г. или 106,8% по отношению к уровню 2002 г. Объем промышленного производства в 2003 г. вырос на 94,3% по сравнению с 1995 г. В Белорусских рублях он составил 32 382 млрд.руб.

Заметный прогресс наметился также во внешней торговле. Если в 1995 г. объем внешней торговли Беларуси с другими странами составлял 10 367 млрд. долларов США, то в 2002 г. – 17 113 USD, а в 2003 г. – 21 469, из которых 12 458 приходилось на Россию. Тенденция налаживания взаимовыгодных отношений с Россией усиливается. Так, в первом полугодии 2004 года товарооборот между двумя странами вырос почти на 38%.

В последние годы выросли денежные доходы населения Беларуси. В 2001 г. они составляли 12 478 млрд.руб., в 2002 г. – 19 154 млрд.руб., а в 2003 – 25 421 млрд.руб. Реальные денежные доходы населения республики в 2003 году составили 246,2% по отношению к уровню 1995 года и 103,4% по отношению к уровню 2002 года.

Возросла среднемесячная зарплата на одного работника. Если в 2002 году она составила 189,2 тыс. руб., то в 2003-м – 253,5 тыс.руб.

Белорусская экономическая модель имеет и негативные черты. Во-первых, это неблагоприятные условия для мелкого и среднего частного бизнеса. Во вторых, рост цен, за которым уровень зарплаты не поспевает. По данным НИСЭПИ, 82% взрослого населения Беларуси сегодня имеют душевые доходы в пределах минимального потребительского бюджета, т.е. уровня простого воспроизводства. За последние годы их число возросло. Согласно данным июньского опроса НИСЭПИ 2004 г., в обещание поднять зарплату к концу года до 180-190 долларов США верило только 31,8%. В-третьих, чрезмерное вмешательство государства в экономические процессы также не отвечает чаяниям граждан Беларуси. Большинство белорусских избирателей (62.2%) являются сторонниками рыночной экономики. Причем более двух третей из них уверенно выбрали ее либеральный вариант. Сторонников плановой экономики, в свою очередь, становится все меньше: сегодня это только каждый седьмой взрослый белорус. Наконец, обратной стороной успехов белорусской модели развития является демографическая ситуация в стране (см. вопрос № 1 темы 8 «Идеологическая политика в социальной сфере»).

19 апреля 2005 г. Президент поставил перед парламентом и народом задачу до 2010 года увеличить ВВП в полтора раза, среднюю заработную плату довести до 500 долларов, а уровень малообеспеченности сократить в два раза. К 2009 году должна быть сбалансирована внешняя торговля и обеспечен выход на устойчивое положительное торговое сальдо. В 2005 году темпы роста инвестиций в основной капитал в белорусской экономике должны достичь 117 %. В следующей пятилетке ежегодный объем инвестиций должен составить не менее 20-25 процентов от ВВП.[42]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.