Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 2. Участие СМИ в идеологических процессах



Среду идеологических процессов составляет политическая коммуникация – процесс передачи информации, обеспечивающий циркуляцию политической информации между различными элементами политической системы. Суть массовой коммуникации заключается в систематическом распространении информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись. Массовая коммуникация является средством утверждения в обществе определенных ценностей, а также оказания воздействия на мнения, убеждения и поведение людей.

С момента оформления политических идеологий по сей день все большую роль в политических процессах играют средства массовой информации (СМИ). В теоретической социологии телевидение, радио и пресса называются средствами массовой коммуникации или (СМК). В англоязычном варианте этот же термин означается словом масс-медиа (mass-media), причем слово «mass» обычно не употребляется. В русском языке термин «массовая коммуникация» утвердился наряду с более традиционным «средства массовой информации».

Средство массовой информации – это совокупность средств распространения информации, характеризующаяся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, а также корпоративным характером производства и распространения информации.

Роль СМИ в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, СМИ приобретают все большую власть над умами, превращаясь в самостоятельного участника политической борьбы, а с другой – СМИ сами часто попадают под контроль различных политических или экономических сил.

Воздействие СМИ на общественное сознание обусловлено потребностью человека ориентироваться в происходящем вокруг него событиях. СМИ являются частью его социальной среды. С помощью СМИ государство и другие субъекты политики не только распространяют информацию, но и также поддерживают или меняют мнения, стереотипы, убеждения своих реципиентов. Результаты воздействия СМИ на общество и способы такого воздействия могут существенно варьироваться в зависимости от их места в социальной системе. Еще в 1840 г. французский писатель О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью». Примерно столетием позже противоположную точку зрения высказал немецкий министр пропаганды Дж.П. Геббельс, считавший, что СМИ должны быть инструментом социального контроля, призванным не переубеждать людей, а рекрутировать их и подчинять определенным действиям по принципу «коммуникатор сказал – реципиент сделал».

Идеологические функции СМИ в том или ином обществе определяются сложной системой факторов, в число которых входят характер политического режима и уровень экономического развития общества, идеологизация самих работников СМИ, их собственные профессиональные нормы, а также то, как их работа воспринимается аудиторией.

По мнению Г. Лассуэла, масс-медиа могут быть частью механизма управления благодаря тому, что они выполняют три важные функции:

1) наблюдение за обществом для выявления потенциальных угроз социальной стабильности и определения возможностей влияния на его ценности;

2) корреляция соотношения различных сегментов общества;

3) передача социального наследия от поколения к поколению.

Английский социолог Д. Макквейл предложил выделять следующие функции СМИ:

а) информационную;

б) корреляционную (объяснение, комментирование и интерпретация информации);

в) континуитивную (распространение господствующей культуры);

г) развлекательную;

д) мобилизационную.

В современных обществах СМИ или масс-медиа опосредуют не только воздействие на общество со стороны различного рода организаций и групп, но также и общение множества неассоциированных граждан. Совокупная деятельность СМИ создает определенную среду публичного общения или информационное поле (медиапространство).

Информационное поле – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, образующаяся в обществе под воздействием массовых коммуникаций. Информационное поле формируется, главным образом, средствами массовой информации. Существует 3 вида СМИ:

1. Электронные СМИ (радио и телевидение).

2. Печатные СМИ.

3. Интернет-СМИ.

Будучи одновременно и продуктом, и средой общения, информационное поле не может быть политически нейтральным. Оно всегда благоприятствует одним социальным группам, и не выгодно для других. В силу этого источники информации, конкурирующие за аудиторию, создают разнородные информационные потоки, которые постоянно его преобразуют. При этом СМИ выступают в двоякой роли. С одной стороны, они служат средством реализации гражданами права на свободу мнений и высказываний, с другой стороны, они продвигают корпоративные или узкогрупповые интересы. В условиях стабильной демократии интересы различных групп уравновешивают друг друга таким образом, что это не нарушает коммуникации в обществе и свободы слова. Если же СМИ заменяют собой настоящие общественные дискуссии, то чаще всего это является признаком контроля над обществом со стороны структур бизнеса или государства. В сфере деятельности СМИ против этих тенденций до сих пор не придумано более эффективных средств, чем продуманная государственная политика и профессиональная этика журналистов и аналитиков, основанная на корпоративной культуре.

Деятельность средств массовой информации в Республике Беларусь.

Под средством массовой информации в белорусском законодательстве понимается та или иная форма (способ) периодического распространения массовой информации – периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа. СМИ позволяют государству и другим субъектам политики не только информировать население о целях и принципах своей деятельности, но и моделировать отношения в обществе. Неоспоримым является сегодня влияние СМИ на формирование представительных органов власти и правящих элит, поддержание в обществе авторитета тех или иных целей, традиций и стереотипов. Как показывает опыт различных стран, в условиях перехода к демократии контроль отдельных политических игроков над ведущими СМИ может обеспечить им долговременный успех. В то же время, чтобы взаимодействия различных политических и экономических сил со СМИ не препятствовали общественному развитию и достижению обществом поставленных перед ним целей, необходима законодательная база, обеспечивающая сбалансированную систему взаимоотношений между СМИ государством.

Согласно Конституции, в Беларуси каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33). Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34). С внесением изменений и дополнений в Конституцию в 1996 г. в ней появилось положение о том, что пользование информацией может быть ограничено законодательством «в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления этих прав» (ст. 34).

Помимо Конституции, деятельность СМИ в Беларуси регламентируют:

· Конституция (ст. 5, 33).

· Гражданский кодекс Республики Беларусь (деятельность редакций СМИ).

· Законы «О печати и других средствах массовой информации», «Об информатизации», «Об электронном документе», «Об авторском праве и смежных правах» и др.

· Указы и распоряжения Президента.

· Постановления Совета министров.

· Нормативные акты министерств и других органов государственной власти и управления.

Базовым элементом системы система взаимоотношений государства и СМИ в Беларуси является Министерство информации – центральный орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование в области передачи и распространения массовой информации. Министерство связи и подчиненные ему структуры ответственны за поддержание в стране информационного поля, благоприятного для реализации белорусского пути общественного развития.

По форме собственности СМИ в Беларуси могут быть государственными и частными. На практике подавляющая их часть контролируется государством соучредительство, финансирование, льготы и др.

По степени эффективности воздействия на массовую аудиторию на первом месте находятся теле- и радиоканалы. На 1 января в Беларуси было зарегистрировано 210 программ, в том числе радиопрограмм – 155, телепрограмм – 55.

Объем телевизионного вещания Белорусского телевидения составляет в среднем 19,5 часов в сутки. Его потенциальная аудитория – 99% населения страны. Государственный Первый национальный радиоканал и “Культура” (бывшее Радио-2) вещают в среднем 15-18 часов в сутки.

Доминирующую роль в белорусском теле- и радиоэфире занимает Национальная государственная телерадиокомпания (НГТРК). Согласно уставу, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь № 174 от 24 апреля 2003 г., НГТРК является центральным государственным учреждением Республики Беларусь, выполняющим отдельные функции республиканского органа государственного управления. В ее состав входят:

- Первый Национальный телеканал (БТ-1);

- Телеканал «Лад»;

- Телеканал «Беларусь-ТВ»;

- Первый Национальный канал Белорусского радио

- Радиоканал «Культура»;

- Радиостанция «Беларусь»;

- Радиостанция «Столица»;

- Радиостанция «Радиус-FM»;

- пять областных телерадиокомпаний.

На 1 апреля 2003 г. из 56 зарегистрированных в Беларуси телепрограмм 17 имели государственную форму собственности (7 являются подразделениями НГТРК, 10 учреждены местными органами власти). Из 130 радиопрограмм в стране 105 являлись государственными, а 9 входили в структуру Белтелерадиокомпании.[12]

В республике существует четыре общенациональных радиоканала:

- Первый национальный канал Белорусского радио (передается по проводной сети);

- Канал “Культура” (вещает в УКВ-диапазоне);

- Радиостанция “Радиус-FM” (создана в июле 2003 г., транслируется на частотах, занимавшихся ранее радиостанцией “Сталіца”);

- Информационный канал “Сталіца” (переведенный на частоты ретрансляции российского “Маяка”).

На втором месте после электронных СМИ по степени воздействия на население находятся печатные СМИ, главным образом, периодические.

Под периодическим печатным изданием в белорусском законодательстве понимается газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

1 апреля 2003 года информационное поле Беларуси включало 1393 печатных периодических издания, 7 информационных агентств, 56 программ телевещания, 130 программ радиовещания. 1 января 2006 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 1187 печатных СМИ и 8 информационных агентств.

Периодические издания в Республике Беларусь издаются на белорусском, русском, английском, немецком, польском и украинском языках. Более 2/3 от их общего количества являются негосударственными.

Основная часть многотиражных печатных СМИ в Беларуси принадлежит государству. Негосударственные печатные издания представляют собой в основном рекламные и развлекательные издания. Негосударственных изданий с общественно-политической тематикой, имеющих постоянную аудиторию, в стране всего несколько десятков. Выходят они не большими тиражами и распространяются преимущественно в городах. К примеру, в совокупный тираж минских независимых газет не дотягивает до тиража “Советской Белоруссии” (более 500 тыс. экз.).

Слабость влияния негосударственных общественно-политических СМИ обусловлена многими факторами, важнейшими из которых являются экономическая нерентабельность и неблагоприятная для них политика обеспечения информационной безопасности белорусского государства. Так, в 2004 г. вынесено 160 письменных предупреждений 81 периодическому изданию Беларуси, деятельность 25 СМИ была временно приостановлена.

Кроме контроля за деятельностью негосударственной прессы, информационная политика белорусского государства предполагает финансирование отдельных изданий за счет государственного бюджета, а также льготы для социально значимых периодических изданий. В 2003 году в перечень изданий, дотируемых из республиканского бюджета через Министерство информации, входило 38 газет и журналов. Большинство из 135 государственных региональных и местных печатных СМИ дотируются из местных бюджетов. Учредителями таких изданий выступают областные, районные и городские исполкомы и Советы депутатов.

Интернет в последние годы все активнее выполняет те же функции, что и традиционные СМИ. В определенной степени данная тенденция охватывает и Беларусь. Специфика Интернета как вида СМИ состоит в том, что он в большей степени, чем другие виды СМИ, обеспечивает интерактивность и возможность для многосторонней коммуникации. В мире Интернет существует более 30 лет. Рынок сетевых услуг в Беларуси динамично развивается. По данным Международного телекоммуникационного союза, количество пользователей сети Интернет в Беларуси в 2003 г. достигло 1 млн., в 2004 г. – 1,5 млн., а в 2005 г. превысило 2 млн. чел.

Интернет-СМИ (сетевые СМИ) – это форма систематического и регулярного распространения информации путем сетевых мультимедийных технологий. О перспективности Интернет-СМИ как источника информации в Беларуси свидетельствует то, что большинство пользователей сети Интернет, а также тех, кто намерен к ней подключиться, рассматривают Интернет, прежде всего, как источник информации. Примерно половина его пользователей считается потенциальными посетителями Интернет-СМИ.

Чтобы оценить идеологический компонент информационной политики белорусского государства, необходимо учитывать степень ее научной проработки, а также то, насколько она учитывает интересы и информационные потребности всех социальных групп. Не последнюю роль в осуществлении идеологической функции белорусских СМИ играет их правовое положение, профессионализм и экономические условия деятельности.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете термин «идеология избирательных кампаний»?

2. Охарактеризуйте избирательную систему Республики Беларусь.

3. Каковы уровни (срезы) идеологии избирательных кампаний?

4. Перечислите принципы демократичных выборов. В каких документах они закреплены?

5. Назовите элементы избирательного процесса.

6. Модели идеологии избирательной кампании.

7. Что такое СМИ? Почему их называют «масс медиа»?

8. Какие факторы определяют сегодняшнее место СМИ в политических и идеологических процессах?

9. Функции СМИ.

10. Каковы результаты воздействия СМИ на электорат?

11. В чем состоит специфика различных способов усвоения электоратом политической информации?

12. Типы СМИ в информационном поле Беларуси.

13. Являются ли СМИ четвертой властью в Беларуси?

14. Охарактеризуйте информационное поле Беларуси.

 

Рекомендуемая тематика рефератов:

1. Выборы как институт белорусского народовластия.

2. Референдумы в Беларуси.

3. Взаимодействие общественных объединений и избирательных комиссий в процессе идеологического обеспечения избирательных кампаний.

4. Средства массовой информации как элемент белорусской политической системы.

5. Правовое регулирование деятельности СМИ в Беларуси.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000.

2. Избирательный кодекс от 11.02.2000 // НРПА РБ. – 2003. – № 8, 2/932.

3. Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» от 13.01.1995 // НРПА РБ. – 2000. – № 2, 2/112.

 

Основная литература по теме:

1. Дмитриев Е.И. Идеология избирательных кампаний // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 8. – С. 192-212.

2. Дмитриев Е.И. Средства массовой информации в идеологических процессах // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 7. – С. 147-171.

3. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Молодежное, 2003. – 172 с. – Тема. 7. Правовые основы проведения выборов. – С. 93-107.

 

Дополнительная литература по теме:

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2002. (4-е изд.) – Гл.17. – С. 330-348.

2. Выборы: правовые основы, избирательные технологии: Науч. правовое и практ. пособие / С.А. Альфер, И.И. Бугрова, А.Е. Вашкевич и др.; Отв.ред. С.А. Альфер; Науч. ред. М.Ф. Чудаков. – 2-е изд. – Мн.: Тесей, 2000. – 304 с.

3. Воробьев В.П. Ад сістэмы СМІ – да палітычнага статусу ў грамадстве // Проблемы управления. – 2003. – 2 (7). – С. 46-52.

4. Князев С.Н. Укрепление доверия народа к государственной власти – главная задача информационной политики // Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. – 2002. – № 3.

5. Дубовік С.В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці. – Мн., 2003.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.