Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса



Участие в избирательных кампаниях и их проведение являются одним из проявлений политической деятельности, которую можно определить как последовательность действий субъектов политики, организованных в соответствии с их идеологическими ориентациями. Наиболее типичными субъектами деятельности в данной сфере являются политические партии, общественные объединения и движения, а также иного рода организации, имеющие политические интересы и осуществляющие те или иные стратегии политического участия. Идеология избирательной кампании – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права, характером, а также с содержанием и направленностью избирательного процесса.Идеология избирательных кампаний включает сценарии и стратегии участников избирательного процесса, а также правовые нормы, регулирующие выборы и отражение этих норм и принципов в сознании всего населения.

Идеология избирательных кампаний (ИИК) имеет два основных среза – внешний и внутренний. Внешняя ИИКпредставляет собой совокупность признанных страной международных норм проведения выборов, т.е. международные избирательные стандарты. Мировое сообщество выработало их сравнительно недавно – после Второй мировой войны. Международные избирательные стандарты можно разделить на две большие группы: универсальные и региональные.

К документам, закрепляющим универсальные международные стандарты проведения выборов, относятся:

- Устав ООН (положения по правам человека);

- Всеобщая декларация прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г.);

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.).

Региональные международные стандарты проведения выборов закрепляют следующие документы:

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;

- Документ Парижского совещания по человеческому измерению (1989 г.);

- Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 29 июня 1990 г.;[8]

- Декларация о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского союза (принята единогласно 112 странами на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза в Париже 26 марта 1994 г.);

- и др.

Наиболее детально международные избирательные стандарты изложены в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов и Руководстве по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ.[9] В последнем документе закреплены семь основных элементов демократической ИИКвыборы должны быть: 1) всеобщими, 2) равными, 3) справедливыми, 4) тайными, 5) свободными, 6) открытыми, 7) ответственными.

Внутренняя ИИК базируется на внешней. Ее содержание в большей степени обусловлено особенностями политического процесса в стране. Внутренняя ИИК в Беларуси имеет три структурных уровня.

Высший уровень – общенациональная (государственная) идеология избирательных кампаний, которая изложена в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе и в ряде законов. На этом уровне не может быть идеологического плюрализма, так как он является правовым основанием функционирования избирательной системы в стране.

Так как Конституция Республики Беларусь и Избирательный кодекс устанавливают, что в стране действует мажоритарная система абсолютного большинства, то базовой идеологией избирательных кампаний в Беларуси является идеология выбора абсолютного большинства. В ст. 64-68 Конституции РБ закреплены следующие ее принципы: 1) всеобщие, 2) свободные, 3) равные, 4) прямые, 5) при тайном голосовании.

Средний уровеньвнутренней ИИК отражен в постановлениях Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, а также в практическом осуществлении каждого из шести элементов избирательного процесса, от назначения выборов до определения результатов голосования и проведения в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов по отдельным избирательным округам. Так, согласно заявлению Председателя Л. Ермошиной, технологии в сфере проведения выборов должны:

1) быть чистыми, финансово прозрачными;

2) предоставлять равные возможности кандидатам;

3) не содержать того, что запрещает избирательное законодательство: призывов к разжиганию национальной розни, насильственному свержению конституционного строя и т.д.[10]

Прикладной уровень. На этом уровне ИИК воплощается в программных документах политических партий и избирательных объединений, в программах отдельных кандидатов. Компонентом ИИК прикладного уровня является также идеология избирателей в той мере (в какой она определяет их голосование). В соответствии с видом выборов и особенностями электората соответствующего избирательного округа командой кандидата может быть выбрана та или иная идеология избирательной кампании, т.е. концептуальная основа разработки предвыборной стратегии. Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательной кампании прикладного уровня.

1. Неструктурированная идеология. Особенность такой кампании – использование кандидатами имиджа независимых кандидатов, которые предлагают избирателям не идеологию, а решение конкретных проблем.

2. Рыночная идеология заключается в том, что кандидат или избирательное объединение организует общение с избирателями в соответствии с технологиями политического маркетинга, как поставщики товаров или услуг.

3. Административная идеология ориентирована на обеспечение кандидатам победы путем использования властно-распорядительных ресурсов, т.е. в обход воздействия на мнения и убеждения избирателей.

4. Партийная идеология представляет избирателям адаптированный к предвыборной ситуации вариант программы партии.

5. Комплексная идеология сочетает в себе элементы четырех перечисленных типов.

Выборы – это не только институт, обеспечивающий смену лиц у власти посредством народного голосования, но и процесс общения, в котором особо важная роль принадлежит средствам массовой информации. Воздействие СМИ на электорат может иметь различные результаты:

• повышение информированности граждан об идеологии избирательной кампании, политических приоритетах ее субъектов;

• корректировку идеологических позиций избирателей;

• изменения в оценках явлений и идеологем, обсуждаемых субъектами избирательного процесса;

• формирование решения об участии или неучастии в выборах;

• продвижение в понимании идеологических проблем, обсуждаемых в ходе избирательной кампании;

• и др.

Влияние СМИ на формирование электорального поведения во многом предопределено политической культурой избирателей. Чем ниже политическая компетентность избирателей, чем менее они причастны к принятию политических решений, тем больше они подвержены воздействию политической рекламы и пропаганды. Как отмечает белорусский социолог Е.И. Дмитриев, существует два способа усвоения электоратом политической информации – центральный и периферийный. Центральный способ влечет за собой рациональное голосование, построенное на осмысленном выборе политических и идеологических приоритетов, аргументированной оценке их перспективности. Периферийный способ порождает экспрессивное голосование, конъюнктурно изменяющееся под воздействием СМИ. В этом случае выбор кандидата делается накануне или в день голосования непосредственно на избирательном участке. В Беларуси преобладает периферийный способ усвоения политической информации электоратом. Так, в июне 2004 г. 52,6% минчан затруднялись с ответом на вопрос о том, за кого бы они проголосовали на выборах депутатов Национального собрания, если бы выборы состоялись сегодня: за представителя власти, представителя оппозиции или независимого кандидата.[11]

Нечеткость и неустойчивость собственных идеологических предпочтений белорусского избирателя делает результаты выборов зависящими от используемых кандидатами политических технологий и особенно, от административного ресурса. Однако, как показывают результаты выборов последних лет, ни при каких технологиях политические силы в Беларуси, оспаривающие основы конституционного строя, не попадают в органы власти. Что же касается методов предвыборной борьбы, то их использование подконтрольно Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Согласно заявлению ее Председателя Л. Ермошиной, технологии в сфере проведения выборов должны:

4) быть чистыми, финансово прозрачными;

5) предоставлять равные возможности кандидатам;

6) не содержать того, что запрещает избирательное законодательство: призывов к разжиганию национальной розни, насильственному свержению конституционного строя и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.