Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 3. Профсоюзные организации в идеологических процессах



Поскольку более 80% населения работников в Беларуси занято в государственном секторе экономики, то львиная доля идеологической работы, которая осуществляется в Беларуси как по территориальному, так и по производственному принципу, приходится на профсоюзы.

Профсоюз – это объединение работников, созданное ими для защиты своих интересов, а также улучшения условий и повышения оплаты труда. Основой деятельности профсоюзов является право на мирные собрания и ассоциации. Историческое значение профсоюзов состоит в том, что они, защищая интересы и права рабочих, стали основой развития рабочего движения в странах, ставших на путь капиталистического развития. Именно профсоюзам принадлежит роль инициаторов разработки трудового и социального законодательства, проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений. Результатом деятельности мирового профсоюзного движения стало нормативно-правовое закрепление трудовых, социально-экономических прав и интересов трудящихся, которые на сегодняшний день зафиксированы в таких документах как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции Международной организации труда и иные ратифицированные международные договоры.

Профсоюзы выполняют социально-экономическую, защитную, воспитательную и международную функции. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни. Формы взаимодействия профсоюзов с партнерами – проведение переговоров, консультацией, семинаров, «круглых столов», принятие совместных заявлений. Профсоюзы вносят в законодательные и исполнительные органы власти проекты законов и нормативных актов, предлагают поправки в действующее законодательство. Если эти меры не дают результата, профсоюзы организуют уличные акции, забастовки. Забастовкой является полное или частичное добровольное прекращение работы (невыход на работу, невыполнение трудовых обязанностей) группой работников с целью достижения требований, которые отклонены нанимателем.

Обеспечивая социальную защищенность трудящихся, профсоюзы способствуют стабильности в обществе. Их место в политической системе общества определяется признанием их в качестве равноправных партнеров со стороны государства и объединений нанимателей. Профсоюзы являются частью системы социального партнерства – трехсторонней системы взаимодействия работников (в лице профсоюзов), объединений нанимателей и государства (правительства). Социальное партнерство – это модель построения отношений между субъектами коллективных трудовых отношений. В белорусском законодательстве определение социального партнерства дано в ст. 352 Трудового кодекса РБ, где под ним понимается «форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников… при разработке и реализации социально-экономической политики государства… посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов». В центре данного определения стоит главная задача социального партнерства в Беларуси – разработка и реализация государственной политики.

Поскольку социальное партнерство остается новым для Беларуси явлением, то в налаживании его механизмов Республика Беларусь ориентируется на международные стандарты. Наиболее авторитетной международной организацией, отстаивающей интересы трудящихся, а также занимающейся нормотворчеством в сфере регулирования социально-трудовых отношений, является образованная в 1919 г. Международная организация труда (МОТ). Беларусь является членом МОТ с 1954 г. 30 октября 2002 г. головным республиканским органом государственного управления по вопросам сотрудничества Республики Беларусь с МОТ определено Министерство труда и социальной защиты. В период 2004-2005 годов было обеспечено участие белорусских делегаций во главе с руководством Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в работе основных ежегодных форумов Международной организации труда: Международной конференции труда и Административного совета.

В июне 2002 г. Республика Беларусь была избрана в состав Административного совета МОТ в качестве заместителя титулярного члена на период 2002-2005 годов, а 6 июня 2005 г. в ходе 93-й сессии Международной конференции труда (МКТ) Беларусь была избрана на трехлетний период в состав титулярных членов Административного совета МОТ. Такой статус позволяет Беларуси принимать участие в разработке новых норм и стандартов социально-трудовых отношений, включая вопросы занятости среди молодежи, искоренение случаев принудительного труда, торговли людьми.

Конвенции МОТ принимаются на основе консенсуса на сессиях Международной конференции труда и подлежат ратификации государствами – членами МОТ. Будучи ратифицированными, они возлагают на государства юридические обязательства по их практическому применению. Согласно статье 22 Устава МОТ правительства государств-членов МОТ обязаны направлять в Международное бюро труда (штаб-квартиру МОТ в г. Женеве) доклады по ратифицированным конвенциям с информацией о мерах, принятых для их применения. К 1 января 2002 г. Беларусь ратифицировала 49 конвенций МОТ. В октябре того же года головным республиканским органом государственного управления по вопросам сотрудничества Республики Беларусь с МОТ определено Министерство труда и социальной защиты.

Правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Трудовом кодексе, ряде законов, указов Президента, постановлений Совета министров, в различного рода ведомственных нормативных актах.

· Конституция является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность профсоюзов, которым, в частности, посвящены ст.ст. 13, 14, 41. В Конституции закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами.

· Трудовой кодекс является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим участие профсоюзов в защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников. В ст. 4 Трудового кодекса отмечается, что наряду с трудовыми отношениями он регулирует деятельность профсоюзов.

· Законы Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (принят 22.04.1992 г.); «О занятости населения Республики Беларусь» (принят 30.05.91 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (принят 24.11.1992 г.), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (принят 18.01.1994 г.) и др. развивают правовую базу деятельности профсоюзов.

· Указы Президента Республики Беларусь сделали развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь одной из важнейших государственных задач. Президентом утверждено Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам – общереспубликанском органе, созданном и действующем на принципах партнерства профсоюзов, правительства и нанимателей. Образованы согласительные комиссии различных уровней, а также Республиканский трудовой арбитраж. Среди Указов Президента Республики Беларусь, регламентирующих деятельность профсоюзов, следует выделить следующие:

o «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» (№ 278 от 15 июня 1995 г.);

o «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов» (№ 639 от 16 декабря 1997 г.);

o «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» (№ 252 от 5 мая 1999 г.);

o и др.

· Постановления Совета Министров – подзаконные нормативно-правовые акты, уточняющие порядок реализации профсоюзами своих функций на основании законодательства. Например, постановление от 18.10.1993 г., утвердившее «Положение о порядке осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде», Постановление Кабинета Министров от 23.01.1995 г. №41 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и др.

Отношения между звеньями профсоюзной системы, между профсоюзными органами и членами профсоюза не регулируются нормативно-правовыми актами, а определяются нормами уставов профсоюзов. В их становлении и развитии первостепенная роль принадлежит самим профсоюзам, в особенности, грамотности и политической воле профсоюзных лидеров, а также солидарности самих трудящихся, их готовности к коллективным действиям для защиты своих интересов. Данная проблема выходит за сферы правового регулирования и является проблемой белорусского профсоюзного движения как субъекта политики.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.