Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 1. Понятие, структура, функции и типы политической культуры. Национальные черты политической культуры



Идеологические процессы в любом обществе имеют определенный политико-культурный фон. Чтобы раскрыть сущность политической культуры, необходимо обратиться к более широкому понятию культуры, под которым часто понимают все то, что существует в человеческом обществе независимо от природы. В антропологии термином «культура» обозначают символические, небиологические, т.е. не врожденные, а приобретаемые аспекты жизни человека и общества. Именно культуре принадлежит первостепенное значение в передаче представлений о мире и способов поведения от поколения к поколению.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание) – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Первой научной работой, посвященной политической культуре, стала небольшая статья американского политолога Габриэля Алмонда «Сравнительные политические системы». Изложенная в ней концепция получила дальнейшее развитие в его книге, написанной в соавторстве с Сиднеем Вербой «Гражданская культура» (1963), в которой представлены результаты сравнительного анализа политических ориентаций жителей пяти демократических стран: США, Великобритании, ФРГ, Италии и Мексики.

Политическая культура – это совокупность политических ориентаций (знаний, эмоций и оценок) в отношении политической системы и отдельных ее компонентов (лидеров, политических режимов и сообществ). Субъектом или носителем политической культуры может быть как индивид, так и группа, нация, регион, политическая организация, движение и др., т.е. любой субъект политики.

Функции политической культуры:

1. Познавательная – наделение граждан знаниями, необходимыми для выработки у них определенных взглядов, убеждений, а также достижения ими определенного уровня компетентности в вопросах политики.

2. Интегративная – достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей политической системы.

3. Коммуникативная – позволяет наладить общение и тем самым установить связь между участниками политического процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.

4. Нормативно-регулятивная – заключается в формировании и закреплении в общественном сознании политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

5. Воспитательная – обеспечивает формирование личности гражданина.

Структура политической культуры представляет собой совокупность политических ориентаций различных видов.

· Познавательные (когнитивные) ориентации носят рассудочный характер и опираются на те сведения о политике, которые претендуют на объективность. Это точные или ошибочные сведения о политических объектах и убеждениях.

· Эмоциональные (аффективные) связаны с отношением к политике и основаны на социально-психологических особенностях общества. Это чувства, привязанности в отношении политических объектов.

· Оценочные ориентации формируют отношение личности к политике с моральных позиций и представляют собой суждения, мнения, основанные на определенных ценностных стандартах.

Многие исследователи также выделяют поведенческие ориентации, которые проявляются в рутинном или ритуальном поведении, выполнении каких-либо действий по привычке или в форме реагирования на внешние воздействия. Этот тип ориентаций может быть вписан в контекст политической культуры личности постольку, поскольку, имея политические последствия и будучи проинтерпретированы самим субъектом политического действия в категориях политико-властных отношений, они находят объяснения и обоснования, в том числе, идеологические.

Объектом политической культуры, то есть тем, на что направлены политические ориентации субъектов, являются компоненты политической системы. Девид Истон выделил 3 уровня политической системы: правительство, режим и политическое сообщество.

1. Правительствокак объект политических ориентаций граждан – это должностные лица, повседневная деятельность связана с принятием решений, касающихся всего общества.

2. Режим означает правила политической игры, выполнение которых обеспечивает легитимность власти. Режим отражает характер ролей, заслуживающих доверия в данном обществе, и включает нормы поведения, относящиеся и к политикам, и к обычным гражданам.

3. Политическое сообщество как объект политических ориентаций отражает принадлежность субъекта к политической системе. Это уровень общности людей, которая саморегулируется посредством общих политических структур. Чаще всего в виде такого объекта выступает народ или нация.

Многие авторы не ограничиваются данными тремя видами объектов политических ориентаций. Например, Ф. Гринстайн предлагает в качестве объекта другие нации, а Г. Алмонд – политику как сферу деятельности, официальных лиц и политические программы. В качестве объектов политических ориентаций могут рассматриваться также политическая система в целом и ее эффективность.

С точки зрения белорусских ученых, к анализу процесса развития политической культуры индивида применима теория Гегеля, выделявшего три вида исторической науки. Первоначальная история – это такая наука, на которой историк лишь описывает факты. Рефлективная история позволяет историку возвыситься над современной эпохой, а философская история – это такой уровень познания, на котором осуществляется «мыслящее рассмотрение» истории. В соответствии с гегелевским пониманием истории белорусский философ Т.И. Адуло выделяет три стадии развития политической культуры личности. На первоначальной стадии индивид лишь обнаруживает интерес (влечение) к политической культуре и политической деятельности, но имеет о них весьма смутное представление, не раскрывающее сущности политических процессов. Это уровень массового сознания, на котором, собственно, и остается большинство граждан. На стадии рефлективной политической культуры индивид более глубоко осмысливает политические реалии (процессы), обнаруживая в них отдельные зависимости и закономерности. Но лишь на философской стадии развития политической культуры индивид постигает сущность исторического процесса на философско-теоретическом уровне и приобретает способность соизмерять собственные политические решения с достижениями социальной теории.

Типы политической культуры.В основу одной из наиболее известных типологий политических культур Г. Алмонд и С. Верба положили интенсивность проявления ориентаций индивида в отношении политики. В соответствии с этим критерием авторы «Гражданской культуры» выделили три типа политических культур: патриархальный, подданнический и активистский, а также смешанные типы: патриархально-подданнический, подданническо-активистский и патриархально-активистский. Рассматривая комбинированные типы политических культур, Г. Алмонд и С. Верба предположили, что должна существовать демократическая политическая культура или культура «гражданственности» – такой набор ориентаций, который благоприятствует стабильности демократии. По их мнению, такая культура тоже должна быть смешанной, причем это не просто теоретическая модель, а реальный исторический тип культуры, который в своей первоначальной форме сложился в Англии. Наиболее полным и последовательным воплощением этой культуры, по мнению авторов книги, является американское общество. Носители гражданской политической культуры склонны:

- активно участвовать в политической жизни;

- руководствоваться в политическом участии не чувствами, а разумом;

- принимать хорошо взвешенные решения на основе тех принципов, которые хотят видеть воплощенными в жизнь.

Гражданская культура имеет много общего с активистской культурой. Это культура, существующая на основе общего согласия о легитимности политических институтов. Ее представители обладают чувством причастности к делам правительства и при этом способны трезво, рационально оценивать его действия. Они стремятся оказывать давление на власть и в то же время лояльны ей, поскольку убеждены не только в собственной политической компетентности, но и в том, что власть восприимчива к их требованиям. В то же время, гражданская культура не является исключительно рациональной и активистской. Политическая деятельность в ней отражает лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, далеко не самую важную в его жизни. Гражданской политической культуре в определенной степени присущи черты приходской и подданнической политических культур, которые не просто сосуществуют с активистскими ориентациями, но и преобразуют их. Важным фактором выработки навыков гражданского влияния для них являются первичные (примордиальные) связи, такие как патриотизм в отношении малой родины, семейные, родственные чувства, традиционные стереотипы. Переплетение межличностных и общественных связей в конечном счете смягчает конфликтность их участия в политике, делает их менее категоричными и более склонными к компромиссам.

Существуют и другие типологии политических культур. В соответствии с распространенной типологией политических систем, в американской политологии выделяются также доиндустриальные, тоталитарные, континентально-европейские и англо-американскую политические культуры. В доиндустриальной политической культуре преобладают низкая степень структурной дифференциации, скрытые формы политического интереса, нестабильность политических партий, неразвитость системы массовых коммуникаций. Тоталитарная культура характеризуется сочетанием апатии и конформизма. Для англо-американской политической культуры характерны рациональность, плюрализм ценностей, склонность граждан к компромиссам, готовность к экспериментам, а также относительная культурная однородность, обусловленная согласием различных сил общества относительно общих целей и средств их достижения. Ей свойственна высокодифференцированная ролевая структура, ярко выраженная организация, высокая стабильность функций и ролевых ожиданий, а также растворенность власти и влияния внутри политической системы. Континентально-европейская политическая культура более фрагментарна. В ней присутствуют рудименты доиндустриальных культур, региональные субкультуры, не подвергшиеся всеобъемлющим преобразованиям в ходе модернизации. Это объясняет то, что в странах Запада, несмотря на существование парламентов и всеобщих выборов, граждане не так сильно ориентированы на эти институты, как американцы.

На основании степени консенсуса по основополагающим ценностям общества политические культуры можно разделить на интегрированные и фрагментированные. Ярко выраженная фрагментация позволяет выделять политические субкультуры– культуры автономных групп или общностей, отличные от общенациональной политической культуры. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Ее неоднородность обусловлена устойчивыми различиями между образом жизни социальных групп. Можно выделить региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные субкультуры, а также субкультуры интеллигенции, творческой элиты, государственных служащих, женщин и др.

На основании представления большинства о легитимности правительства политические культуры могут делиться на консенсуальные и конфликтные. В консенсуальныхполитических культурах обычно существует общественное согласие по поводу механизмов принятия политических решений, проблем, стоящих перед обществом, путей их разрешения и приоритетных ценностей дальнейшего развития. В них превалируют центристские, умеренные ориентации, которых придерживается не менее половины граждан, и лишь около 10 процентов граждан занимают радикальные позиции. В конфликтных политических культурах мнения граждан по вопросу о легитимности власти резко расходятся, причем, в случае поляризованных конфликтных культур право- и леворадикальные ориентации присущи примерно 45 процентам населения, а центристские позиции разделяет только четверть населения.

В ряду прочих типологий политической культуры можно указать разделение ее на официальную политическую культуру, поддерживаемую государством, и реальную политическую культуру. Можно также говорить о рыночной политической культуре, в которой политика понимается как свободный обмен услугами между политиками и гражданами, и этатистской политической культуре, где то же самое происходит под патронажем государства.

Национальные черты политической культурыобозначаются понятиями «национальный характер», «национальный менталитет» (от лат. «mena» – ум, образ мыслей, душевный склад) и др.

Менталитет (лат. mentalis - умственный) – это уникальный склад различных человеческих психических свойств и качеств, а также особенностей их проявлений. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию человека, группы или общности.

Характер (греч. сharakter – отличительная черта) – совокупность стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.

Национальный характер – это совокупность относительно устойчивых психических свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций.

Национальный характер и менталитет народа складывается на основе традиций, обычаев, разного рода норм, регулирующих отношения в обществе в течение жизни поколений.

В ходе совершенствования научных методов исследования политических ориентаций граждан такие понятия как «менталитет», «национальный характер» или «психический склад нации» утратили свою эвристическую ценность. Тем не менее, в философских и публицистических спорах, а также в политической риторике они по-прежнему популярны. Как правило, они указывают на совокупность психических черт (ценностей, убеждений и предрасположенностей) присущих представителям той или иной нации. Между тем, черты нации могут быть как устойчивыми, так и временными, как собственными, так и позаимствованными. В силу этого выявление черт нации – не столько проблема науки, сколько проблема политики и общественного мнения.

Национальные черты – это те качества, которые служат основанием для национальной идентификации и самоидентификации людей. У каждой нации набор таких черт уникален и изменчив. Кроме языка, традиций, определенных исторических событий и др. объективных оснований национального самоопределения ему способствуют также субъективные факторы, обозначенные польским социологом Ежи Вятром как психический склад нации. Составляющими психического склада нации являются эмпирический и нормативный характер.

Эмпирический национальный характер – это устойчивые черты нации, отличающие ее от других наций больше, нежели отдельные общественные группы в пределах самой нации. Эмпирический национальный характер выступает в качестве равнодействующей национальных, специфических черт психики. Определенным образом он соотносится с нормативным национальным характером, представляющим собой образец (или совокупность образцов), доминирующий в присущей данному народу системе воспитания и объективированный в продуктах культуры (таких как литература, легенды, историческая традиция). Существенное воздействие на психический склад нации могут оказывать стихийно или целенаправленно формирующиеся стереотипы, а также деятельность различного рода групп и движений, являющихся их носителями.

Стереотип (греч. stereos – твердый + typos – отпечаток) – это упрощенное представление об индивиде, группе, процессе или ином социальном объекте, обладающее высокой устойчивостью. Социальный стереотип выражает привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта. Национальный стереотип – это совокупность обобщенных, эмоционально окрашенных представлений о нации. В национальных стереотипах отражаются, прежде всего, психические черты их носителей. Но и те, на кого эти стереотипы распространяются, также подвержены их воздействию, поскольку реагируют на них определенными чувствами, мнениями, поведением.

Нередко национальный характер подвержен воздействию национализма, который, в свою очередь, может пониматься двояко:

1) как идеология и политика, трактующие нацию в качестве основы независимого государства и высшую форму общественного единства;

2) как гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства.

Политическая культура с ее национальными чертами обеспечивают стабильность политической системы, преемственность в ее развитии. В то же время, в результате определенной государственной политики политическая культура может существенно меняться. Об этом свидетельствует опыт маоистского Китая, послевоенной Японии или постнацистской Германии. До 1991 г. у белорусов не было своего национального государства, причем последние 70 лет перед обретением независимости их гражданские качества формировались в соответствии с принципами коммунистического интернационализма и особого великодержавного советского патриотизма. Сегодняшнее вызревание национально-государственной идеологии в недрах белорусского общественного сознания происходит в иных условиях. Оно требует не тотального государственного механизма индоктринации, а приобретения гражданами опыта выражать и отстаивать свою политическую волю, проявления народом желания и умения распоряжаться своей судьбой. Выработка национально-государственной идеологии требует широких и свободных общественных дискуссий, проводимых при готовности их участников достигать согласия по ключевым проблемам белорусской модели развития.

Важнейшими факторами национально-государственного самоопределения народа являются

1. Элементы исторического наследия или все то, что было накоплено в прошлом и что оказывает влияние на психические черты нации:

а) унаследованные из прошлого типы личности;

б) личностные образцы, закрепленные в национальной культуре;

в) исторический опыт прошлого, закрепленный в памяти живущих поколений, в исторических документах и памятниках культуры.

Интерпретация историко-культурного наследия, осуществляемая в ходе его передачи новым поколениям в процессе образования и воспитания, может определяться тем, как осмысливается настоящее и каковы проекты будущего данного народа. Отображение истории в идеологии любой страны избирательно. То, какие исторические факты становятся легендой, а какие замалчиваются или отрицаются, зависит от интересов социальных групп, определяющих направления идеологической работы в стране.

2. Структурные факторы, т.е. совокупность условий, в которых в настоящее время существует нация. К ним относятся:

а) экономическая модель;

б) политическая система общества;

в) взаимоотношения структур гражданского общества и принципы их взаимодействия с государством.

3. Воспитательные факторы, т.е. совокупность мер, целенаправленно осуществляемых государством и институтами политической социализации для выработки гражданских качеств у населения страны:

а) воспитательная деятельность государства;

б) воспитательная деятельность негосударственных общественных и политических сил;

в) стихийное воспитательное воздействие малых групп, особенно семьи и референтных групп (групп, мнение которых значимо для личности).

Политико-культурные трансформации общества отображаются и проявляются в личностных качествах его представителей. Процесс, в ходе которого это происходит, называется политической социализацией процессом интеграции индивида в социальные общности посредством усвоения им культуры, норм и ценностей. Приобщаясь к национальной культуре, индивид также вырабатывает определенное отношение к власти и политике.

Американские ученые Д. Истон и Дж. Деннис выделили 4 этапа процесса политической социализации: восприятие, персонализацию, идеализацию и институционализацию.

1. Восприятие политической жизни заключается в том, что ребенок перенимает те эмоциональные ориентации в отношении политических явлений, которые выражают его родители или другие значимые близкие.

2. Персонализация имеет место тогда, когда типичными образами политической системы для ребенка становятся такие фигуры как полицейский, президент, чиновник, партийный лидер.

3. Идеализация – следующий этап политической социализации. Как правило, ей сопутствует приписывание политическим фигурам положительных качеств и восприятие политики как сферы деятельности, связанной с образами соответствующих персонажей.

4. Институционализация – это этап, на котором политическая картина мира усложняется настолько, что человек приобретает способность к выработке собственного взгляда на политику, а его оценки конкретных политических явлений, процессов и лидеров освобождаются от привязки к конкретным личностям.

Политические системы могут по-разному справляться с задачей формирования политической культуры граждан. Исходя из степени реализации воспитательных целей политической системы, можно выделить множество типов личности. Е. Вятр сводит это многообразия к трем основным типам:

- тип личности, соответствующий требованиям системы, т.е. такой тип, в котором доминируют те черты, которые культивируются системой;

- сопротивляющийся тип личности, который сохраняет в качестве доминирующих те черты, которые система пытается преодолеть;

- тип негативного приспособления, т.е. такой тип, который овладевает механизмами успешного достижения целей в данной системе, но не усваивает ее ценностей, а ограничивается лишь внешней демонстрацией лояльности.

Национальные черты политической культуры проявляются в том, как самобытный уникальный психический склад нации проявляется в ходе решения обществом задач экономической, политической, культурной и социальной сфер. При этом зависимость между национальным характером и политическими отношениями является двойственной. С одной стороны, национальный характер формируется под влиянием политических отношений прошлого, с другой стороны, он оказывает воздействие на политическую систему.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.