Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И задачи науки административного права



Определение и обоснование предмета науки административ­ного права в настоящее время является наиболее актуальной проблемой, так как в государстве в последнее десятилетие про­водятся радикальные политические, социальные, экономичес­кие, правовые и организационные реформы.

Административная наука как одна из научных отраслей публичного права представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли администра­тивного права, предмете и методе его регулирования. Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса следует уточнить понятие терминов «наука» и «теория».

Наука— это сфера человеческой деятельности, назначени­ем которой является выработка и теоретическая систематиза­ция объективных знаний о реальной действительности.

В нашем случае речь идет о выработке и систематизации объективных знаний о реальных процессах, происходящих в области управленческих отношений в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченных должностных лиц.

Теория— это система научных знаний о внутренней приро­де явлений. То есть с помощью науки как особого вида челове­ческой деятельности не только получают объективные знания о сущности исследуемых явлений, но и теоретически система­тизируют эти знания в соответствии с внутренней природой этих явлений. Роль же теории сводится к теоретической систе­матизации объективных знаний о реальных процессах в уп­равленческих отношениях с целью их упорядоченности, со­гласованности и оптимизации.

Административная наука,как одна из научных отраслей права, вырабатывает и теоретически систематизирует объек­тивные знания, идеи, взгляды, понятия, представления и по­ложения об отраслиадминистративного права, ее предмете и методе его регулирования, ее правотворческой и правоприме­нительной практике, осуществляемой органами исполнитель-

ной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами.

Предмет(что исследуется) и объект(на что направлено исследование) наукиадминистративного права существенно отличается от предмета (объекта) отрасли права и учебной дис­циплины, где существует только различие предмета и объекта в объеме управленческих отношений.

Предметом науки административного праваявляется ис­следование законов, закономерностей и особенностей в управ­ленческой деятельности органов исполнительной власти, орга­нов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управлен­ческих отношений в иных сферах, эффективности админист­ративно-правовых норм, регулирующих эти отношения, пра­воприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного пра­ва(на что направлено исследование), это управленческие от­ношения, которые исследуются наукой с целью их совершен­ствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с це­лью совершенствования административно-правового регулиро­вания управленческих отношений.

К числу основных задач исследования науки администра­тивного права следует отнести:

1) предмет административного права в современных усло­виях становления и развития исполнительной власти, госу­дарственного управления;

2) методы и формы правового регулирования в деятельнос­ти органов исполнительной власти, исполнительно-распоряди­тельной деятельности органов государственного управления в современных условиях;

3) правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, как субъектов административно-правовых отношений;

4) правовое положение физических лиц в сфере деятельно­сти органов исполнительной власти, государственного управ­ления, администрации органов МСУ;

5) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, как субъектов административно-правовых отношений;

6) правовое положение негосударственных и общественных объединений как коллективных субъектов административно-правовых отношений;

7) административно-юрисдикционная деятельность, ее под­ведомственность в разрешении управленческих споров и рас­смотрения индивидуальных дел об административных право­нарушениях;

8) ответственность по административному праву;

9) административное правонарушение и административная ответственность;

10) административный процесс и его виды;

11) административное производство и его виды;

12) административно-правовые режимы;

13) эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государствен­ного управления, администраций органов МСУ и их должнос­тных лиц;

14) административно-правовое регулирование общего, от­раслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование;

15) административно-правовое регулирование управленче­ских отношений в экономической, хозяйственной, промыш­ленной, аграрной сферах и областях;

16) административно-правовое регулирование государствен­ного управления в административно-политической сфере;

17) административно-правовое регулирование управленче­ских отношений в социально-культурной сфере и др.

Все эти задачи исследуются в единстве и взаимосвязи, об­разуют целостное единство самого предмета как системы на­уки административного права.

В результате научных исследований практике предлагают­ся рекомендации и предложения по совершенствованию адми­нистративно-правового регулирования во всех отраслях и сфе­рах деятельности органов исполнительной власти, государствен­ного управления, администраций органов МСУ, а также осу­ществления административных правоохранительных функций в смежных отраслях права.

Наука административного права уделяет большое внима­ние исследованию таких административно-правовых категорий, как понятие и сущность деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления, а также выявляет объемы, соотношения понятий государственной службы и дол­жностного лица, административных наказаний и администра­тивной ответственности, содержанию административно-право­вых норм и правоотношений и многому другому.

Особым элементом предмета науки административного права является правотворческая и правоприменительная деятельность

органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц. Изучая практику применения адми­нистративно-правовых норм, можно оценивать их эффектив­ность, выявлять пробельность в законодательстве и дефекты в юридической технике.

Основное назначение науки административного права — на основе исследований предлагать методы и средства совершен­ствования системы деятельности органов исполнительной вла­сти, государственного управления, органов МСУ в их повсед­невной, регулярной и непрерывной организации управления во всех жизненно важных областях и сферах государства и общества.

Наука административного права также разрабатывает на­учные понятия и категории, которыми она пользуется для ис­следования управленческих отношений, реализуемых органа­ми исполнительной власти, государственного управления, орга­нами МСУ, а также оказывает влияние на дальнейшее разви­тие и совершенствование деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления совершенствования механизма, методов и форм административно-правового регу­лирования.

Результатом проводимых научных исследований являются рекомендации, предложения и выводы, направленные на по­вышение эффективности управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и административно-правового регулирования иных управленческих отношений, а также совершенствование прак­тики применения норм административного права в целях ох­раны отношений, регулируемых другими отраслями права.

Теоретической основой науки административного права яв­ляются философские и социологические науки, положения тео­рии социального управления и общей теории социологии и пра­ва. Большое значение для научных исследований имеют реше­ния государственных органов власти по вопросам организации деятельности исполнительной власти, государственного управ­ления, а также правового регулирования их деятельности.

Потребности практики требуют в каждом конкретном слу­чае определять механизм исполнения законов — конкретных исполнителей, формы, методы, сроки и перечень подзаконных действий, ответственность определенных лиц, а также систе­му контроля и проверки исполнения. При этом необходимо учитывать вопросы ресурсного обеспечения законотворчества и правоприменительной практики.

Примером такого слабого учета правоприменительной прак­тики стали задачи научного обоснования разработки админис­тративно-правового института регулирования процесса банк­ротства предприятий и банков как объектов управленческой деятельности, ликвидации взаимных неплатежей, регулиро­вания рынка ценных бумаг, определенного регулирования цен на основные виды сырья и товаров, особенно первой необходи­мости, социальной защиты населения и др.

Посредством норм административно-правового регулирова­ния можно позитивно влиять на тенденцию сокращения эконо­мических преступлений. Например, указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 467 «О прекращении представления гарантий и поручительств за счет средств федерального бюджета» в неко­торой степени перекрыл возможные каналы хищений государ­ственных средств из бюджета путем коррупции, однако таких мер далеко не достаточно.

Важно при этом определить роль и пределы действия адми­нистративного права как метода регулирования тех новых от­ношений, которые складываются в негосударственном секторе экономики. Разговор здесь должен идти не об отказе от госу­дарственного регулирования этих отношений, а об изменении его форм и методов. Хотя основным методом регулирования в сфере хозяйственной деятельности становится метод согласо­вания, это не исключает применения в определенных преде­лах и метода императивных предписаний.

Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории социального управления и общей теории социологии и права. Большое значение для научных исследований имеют решения государственных органов власти по вопросам органи­зации деятельности органов исполнительной власти, государ­ственного управления, а также по правовому регулированию их деятельности.

Большое значение для научных исследований проблем ад­министративного права имеет изучение законодательства Рос­сийской Федерации, в котором содержатся нормы и решения, регламентирующие различные вопросы функционирования де­ятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Особое значение в развитии науки административ­ного права имеет методология познания объектов и явлений реального мира, в том числе и управленческих отношений.

Методология — это учение о системе научных методов и средств познания объектов или явлений реального мира.

Методологической основой науки административного пра­ваявляются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управ­ленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельно­сти, а также изучаются категории, понятия и институты са­мой науки административного права.

Для выявления сущности методологии следует усвоить по­нятия метода вообще и общенаучных и частно-научных мето­дов познания в частности.

Метод — это способ, средство, путь теоретического или прак­тического решения задач, для достижения сформулированной цели. Существуют различные методы познания и воздействия, которые изучаются другими науками, мы только перечислим их.

Общенаучные методы познания— это общие, используе­мые в различных отраслях научного знания способы, средства и пути исследования свойств, предметов и явлений, а также тенденций их изменения.

К общенаучным методам относятся:анализ, синтез, ин­дукция, дедукция, гипотеза, аналогия, обобщение, абстраги­рование, формализация, эксперимент, системный подход, сис­темный анализ, математические методы, моделирование, диа­лектический, исторический и другие методы исследования.

Частнонаучные (специальные) методы познания:анали­тическое и социологическое обследование, статистический ана­лиз, сравнительно-правовой, формально-юридический, социо­логические методы, функциональный анализ и другие.

Основная задача науки административного права —ис­следовать предмет науки с целью выработки рекомендаций и мер по созданию благоприятных условий для успешного функ­ционирования государства и, в первую очередь, деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в новых условиях рыночной экономики. При­оритетной целью всей деятельности органов исполнительной власти, государственного управления становится не волевое, императивное управление народным хозяйством, а сочетание методов государственного управления и правового регулирова­ния посредством различных налоговых стимулов, согласова­ний, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, государственного уп­равления, осуществление контроля за деятельностью должно-

стных лиц, отработка механизма обеспечения законности и дисциплины.

Одной из проблем науки административного права в насто­ящее время является правильное определение места, роли и объема полномочий и компетенции федеральных органов ис­полнительной власти по отношению к органам исполнитель­ной власти субъектов РФ, субъектами государственного управ­ления в экономической и социально-культурной сферы в усло­виях рыночных отношений. Все эти проблемы не могут быть успешно разрешены без использования достижений науки ад­министративного права, как основного института публичной отрасли права, позволяющей гармонично защищать законные интересы личности, общества и государства.

Большое значение для научных исследований проблем ад­министративного права имеет законодательство Российской Федерации, в котором содержатся нормы, регламентирующие различные вопросы деятельности органов исполнительной вла­сти, органов государственного управления.

Методологической основой науки административного пра­ва являются также исторический, сравнительно-правовой, фор­мально-юридический, социологический, логический и другие методы исследования.

Наука административного права как система построена на основе внутренней взаимосвязи и взаимозависимости админи­стративно-правовых положений, принципов организации и институтов, образующих целостное информационно-правовое единство научной отрасли права. Система науки администра­тивного права по объему шире системы отрасли администра­тивного права, так как наука административного права иссле­дует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой административно-правового регулирования.

Совершенствование научной базы административного пра­ва невозможно без изучения истории ее становления, осмыс­ливания различных концепций, ранее имевших особое звуча­ние, преемственности позитивного опыта, творческой перера­ботки устаревших положений применительно к новым соци­ально-экономическим условиям.

Российская наука административного права — одна из ос­новных отечественных правовых наук, имеющая богатые ис­следовательские традиции.

Большой вклад в разработку теоретических и теоретико-прикладных проблем административного права внесли

А.Б. Агапов, А.П. Алехин, А.С. Алексеев, Х.А. Андриашин, Г.В Атаманчук., Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С., Вельский, С.Ю. Данилов, Ю.А. Дмитриев, П.Т. Василенков, И.И. Вере-меенко, В.Г. Вишняков, М.И. Еропкин, Н.М.Казанцев, Г.Н. Калибаба, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, Л.М. Колодкин, А.П. Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, А.Е. Лунев, В.М. Манохин, Л.А. Николаева, А.Ф.Ноздрачев, Д.М. Овсянко, И.В. Панова, Г.И. Петров, С.М. Петров, М.И. Пискотин, Л.Л. Попов, А.В. Прокошин, Ф.С. Разаренов, Б.В.Российский, Н.Г.Салищева, В.Е. Севрюгин, В.В. Скитович, Ю.Н. Старилов, С.С. Студеникин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева, Б.Б. Хангельдыев, Я.М. Ямпольская, Ц.А. Якимов, А.Ю. Якуба и ряд других ученых-административистов.

Знание достижений науки административного права и их правильное применение позволит избежать многих ошибок при решении современных задач в организации деятельности ор­ганов исполнительной власти, государственного управления и правового регулирования.

Наука российского административного права уделяла и уде­ляет значительное внимание зарубежной теории и практике государственного управления. Особое влияние на российское административное право в последнее время оказало француз­ское административное право, где субъектами юридической от­ветственности являются и юридические лица.

Чтобы успешно развивалась наука любой отрасли права, в том числе административного, требуется готовить научные кадры, владеющие современными научными методами позна­ния своего предмета, и методами воздействия, способные объек­тивно анализировать процессы, происходящие в стране, реко­мендовать научно обоснованные методы воздействия на орга­низацию управления в деятельности исполнительной власти.

Главной целью органов государственной власти и в первую очередь органов исполнительной власти в настоящее время является укрепление вертикали российской государственнос­ти. Именно этому служит правовая реформа приведения нор­мативных актов субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, что способствовало бы преодо­лению кризиса, созданию благоприятных условий для эконо­мической, политической и социальной стабилизации в госу­дарстве и обществе в целом.

Особая роль в укреплении государственности принадлежит административному праву. Среди других публичных отраслей

права оно имеет наибольший удельный вес. Сейчас происхо­дит огромная по масштабам нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Создаются новые, изменяются и дополняются действующие нормативные акты. Главная задача не в том, чтобы увеличивать массив за­конодательных актов прямого действия, а в том, чтобы лучше разрабатывать в подзаконных актах механизмы, способные эффективнее работать на цель, заложенную в законе. Необхо­димо поднять научный уровень нормотворческой деятельнос­ти в органах исполнительной власти, их основная задача — качественнее выполнять эту работу, так как это облегчит зада­чи правоприменительной практики.

Всегда следует прогнозировать потребности практики в пра­вовом регулировании, нужно точнее определять механизм ис­полнения законов, то есть конкретных исполнителей, формы, I методы и сроки их действий, ответственность должностных лиц, а также систему контроля и проверки исполнения. При этом всегда следует учитывать наличие ресурсного (финансо­вого, кадрового, экономического и иного) обеспечения законо­творчества и правоприменительной практики.

При этом следует определить роль и пределы действия административного права, как метода правового регулирова­ния управленческих отношений, которые складываются в ны­нешней рыночной экономике.

Одна из основных задач науки административного права — создавать устойчивость и упорядоченность управленческих отношений, благоприятных для оптимального функциониро­вания государства в новых рыночных отношениях, с чувстви­тельным механизмом спроса и предложений.

Приоритетной целью всей деятельности органов исполни­тельной власти, государственного управления становится не императивное (властное) управление народным хозяйством, а его регулирование посредством различных налоговых стиму­лов, согласований, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, государ­ственного управления, осуществления контроля за деятельно­стью должностных лиц, отработка механизма юридической ответственности.

Одной из основных проблем науки административного пра­ва в настоящее время является рациональное определение и закрепление правового статуса, определяющего место, роль и объем полномочий и компетенции федеральных органов ис­полнительной власти по отношению к субъектам администра-

тивного права в экономической и социально-культурной сфе­ре. Все эти проблемы не могут быть успешно разрешены без использования достижений науки административного права.

Наука административного права связана с другими науч­ными отраслями. Наиболее тесно она связана с наукой управ­ления, которая носит комплексный характер. Теоретические положения науки управления также служат одной из методо­логических основ теории административного права. Одновре­менно наука управления использует ряд положений науки ад­министративного права, в целях повышения уровня эффектив­ности управленческой деятельности.

Наука административного права связана со многими пра­вовыми отраслями:теорией государства и права, конституци­онным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юриди­ческих наук теоретические положения, их изучение предше­ствует изучению административного права.

Без изучения вопросов административно-правового регули­рования большинство проблем финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.