Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Административное право как учебная дисциплина



Административное право как учебная дисциплина изучает­ся в высших юридических учебных заведениях. Построение системы курса во многом зависит от профиля вуза, где изуча­ется дисциплина административного права.

Дисциплина курса «Административное право» представля­ет собой систему, которая строится исходя из учета отрасли и науки административного права. В дисциплине курса изуча­ются основные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного права, а также система норм отрасли права, правоприменительная практика и эффектив­ность действия этих норм, а также основные понятия, положе­ния, термины (правовые дефиниции) позволяющие глубже изучить дисциплину.

При этом дисциплина имеет свои особенности, которые от­ражаются, прежде всего, в построении институтов системы курса. К числу ее особенностей следует отнести, прежде всего, комплексность и объемность предмета и объекта регулирова­ния управленческих отношений, без которых не может суще-

ствовать ни одно государство и общество, так как эта публич­ная отрасль права регламентирует отношения в сфере госу­дарственного управления и охраняет нормы других отраслей права.

Система курса «Административное право», преподаваемая в ВУЗах России, имеет своей целью расширить и углубить зна­ния слушателей о важнейших положениях, принципах и ин­ститутах науки административного права и правоприменитель­ной практики во всех сферах жизни.

Система отрасли административного права, включающая в себя две основных подсистемы Общей и Особенной части, ко­торые в свою очередь можно подразделить и на меньшие под­системы.

Общая часть включает: 1) управление, государственное уп­равление, исполнительные органы власти; 2)административ-ное право как отрасль права, научная отрасль знаний и учеб­ная дисциплина; 3) субъекты административного права; 4)фор-мы и методы осуществления деятельности органов исполни­тельной власти, государственного управления; 5) администра­тивное правонарушение и административная ответственность; 6)административная юрисдикция; 7)административный процесс и виды административного производства; 8) законность и дис­циплина в деятельности органов исполнительной власти, госу­дарственного управления; 9) административно-правовые режи­мы; 10) зарубежное административное право.

Особенная часть включает: 11)административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений и матери­ального производства в современных условиях; ^админист­ративно-правовое регулирование отношений в социально-куль­турной сфере; 13)административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере; 13)административно-правовое регулирование в отрасле­вом и межотраслевом государственном управлении и другие.

Главная задача дисциплины — помочь студентам, слушате­лям и другим лицам изучить отрасль административного пра­ва, его законотворческую и правоприменительную практику, а также усвоить основные термины, категории, понятия, по­ложения и институты административного права, основные за­дачи науки, цель которых сводится к познанию объективных законов и закономерностей в управленческой деятельности с целью ее совершенствования.

Практически ни один вопрос на производстве, в быту, на отдыхе, на учебе и других сферах жизнедеятельности челове-

ка не обходится без случаев, когда он как субъект администра­тивного права по своему согласию или без согласия может стать субъектом (стороной) административно-правовых отношений с органами исполнительной власти, многочисленными органа­ми государственного управления, их должностными лицами, которые обязаны признавать, соблюдать и защищать права, свободы и законные интересы граждан, а в случаях соверше­ния последними административного правонарушения рассмат­ривать, разрешать дело по существу, применяя на основании закона и порядка, определяемом законом административные наказания.

Основная задача курса заключается в том, чтобы слушате­ли и студенты смогли успешно изучить основных администра­тивно-правовые понятия, термины, категории, положения и правовые институты на современном этапе развития законода­тельства, регулирующего деятельность органов исполнитель­ной власти, государственного управления. Они должны уве­ренно ориентироваться в действующем законодательстве, на­ходить необходимые административно-правовые нормы и уме­ло их применять в конкретных практических ситуациях.

Кроме того, дисциплина административного права позво­ляет усвоить основные знания о системе механизма админист­ративного правового регулирования, его основных элементах, формах и методах деятельности по реализации функций и за­дач органами исполнительной власти, государственного управ­ления, понять значение института административной юрис­дикции, знать и уметь использовать способы обеспечения за­конности и дисциплины во всех жизненных ситуациях, а так­же в процессе прохождения службы в органах исполнитель­ной власти, государственного управления.

В Общей части раскрывается смысл управления вообще, сущность, государственного управления и деятельности орга­нов исполнительной власти, показано соотношение отрасли права, науки административного права и как учебной дисцип­лины. Рассматривается понятие системы административного права, механизма административно-правового регулирования, основных его элементов (правовые акты, административно-пра­вовые отношения, юридические факты и иные элементы меха­низма правового регулирования управленческих отношений). Изучаются правовые и организационные принципы образова­ния и организации деятельности органов исполнительной дея­тельности, государственного управления, общие для всех от­раслей и сфер государственного управления. Принципы дея-

тельности исполнительной власти, государственного управле­ния отражают объективный характер развития управленче-ских отношений.

Принципы образуют основу деятельности органов исполни­тельной власти, государственного управления. Эффективность управления обеспечивается только в процессе реализации объек­тивных принципов.

Раздел «Субъекты административного права»: физические лица, органы исполнительной власти, государственного управ­ления, администрация органов местного самоуправления; го­сударственные, муниципальные и иные служащие; обществен­ные и иные негосударственные объединения — позволяет изу­чить основные институты субъектов административного права и субъектов административно-правовых отношений, усвоить существующее различие между ними. Одна из актуальных про-1 блем этого раздела курса - устранение существующей практи­ки отчуждения целей и задач института государственных слу­жащих от целей и задач института государственной службы. В концепции реформирования системы государственной службы 1 РФ, утвержденной Президентом РФ от 15.08.2001 г. № Пр-1496 отмечено, «что построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной систе­мы органов государственной власти и соответствующей ей це­лостной системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышения эффективности экономики и развития гражданского общества». К сожалению, действующее законодательство недостаточно эффективно для разрешения этой проблемы. Особо нуждается в публично-пра­вовом регулировании институт государственной службы, осно­вы которого заложены в Концепции.

Совершенствование административно-правовых форм и методов органов исполнительной деятельности, государствен­ного управления также в нынешних условиях имеют острую актуальность.

С одной стороны идет необоснованно частое изменение струк­туры федеральных органов исполнительной власти, с другой — практически не решается главная проблема - научного обес­печения реализации объективных функций государства, выбо­ра адекватных современным условиям форм и методов управ­ления не только в государственной сфере деятельности, но и регулирования в негосударственной сфере.

При сужении сферы государственного управления, государ­ство должно осуществлять эффективное правовое регулирова-

ние всех социально-значимых сфер государственной и обще­ственной жизни. Если государственные органы от этой роли самоустранились, то регулирование будет осуществляться, но уже криминальное. Цель правового регулирования органов исполнительной власти, государственного управления — обес­печить оптимальное участие всех субъектов негосударствен­ной формы собственности в решении государственных соци­ально-экономических и социально-культурных задач всего об­щества.

Административная юрисдикция в исполнительной деятель­ности, государственном управлении занимает особое место. Основным методом в административном праве является убеж­дение, так большая часть субъектов административно-право­вых отношений соблюдают и исполняют требования норм, од­нако во многих случаях государству приходится обеспечивать выполнение административно-правовых норм и правил мето­дами государственного принуждения. Административная юрис­дикция как подведомственное и во внесудебном порядке раз­решение управленческих споров и конфликтов, а также рас­смотрение индивидуальных административных дел в рамках административного процесса в виде различных видов админи­стративных производств (по административным правонаруше­ниям, дисциплинарным проступкам, обращениям граждан, материальным искам и др.).

Административно-правовыми нормами определены виды административных правонарушений, и перечень администра­тивной мер ответственности за их совершение. Администра­тивные правонарушения могут быть рассмотрены и наложено административное наказание за их совершение, судами (судь­ей) или уполномоченными на то законом органами или долж­ностными лицами.

Административный процесс и административное производ­ство по делам об административных правонарушениях завер­шает раздел административной юрисдикции. Критерием деле­ния административного процесса на виды административных производств служит характер управленческих дел, отражаю­щих существенные свойства и особенности. Например, поря­док разрешений обращений граждан или порядок применения мер поощрения граждан за успехи в труде имеют разное по содержанию производство.

Обеспечение законности и дисциплины в сфере деятельнос­ти органов исполнительной власти, государственном управле­нии состоит в единообразном понимании и точном соблюдении

действующего законодательства всеми органами, должностны­ми лицами и гражданами. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, принявшее закон, не вправе его нару­шать. Внутреннее содержание закона, его нравственное нача­ло есть не только важное качество, но его сущность. Преобла­дание интеллектуального начала или рационального над нрав­ственным содержанием нормы не сможет сформировать доста­точно высокий уровень правосознания граждан. Здесь уместно привести слова митрополита Иллариона в книге «Слово о Зако­не и Благодати»: «Холодный чужой закон не должен унижать нашу народную, данную творцом совесть, которая одна и есть благодать». Кстати, это перекликается с конституционным прин­ципом «запрета на унижающее человеческое достоинство обра­щение» (п. 2 ст. 21 Конституции РФ и в п. 2, ст. 3.1 КоАП РФ). В Особенную часть включены вопросы административно-правового регулирования в отраслях и сферах государственно­го управления. Для административно-политической сферы и межотраслевого комплекса преобладающими остаются методы государственного управления и правового регулирования уп­равленческих отношений, возникающих в процессе управле­ния, а для социально-культурной, экономической сферы наи­более предпочтительны методы административно-правового регулирования, включающие такие методы, как регистрация, лицензирование, согласование, различные виды контроля и надзора, налоговые функции, сертификация, квотирование и

ДР-

Сужение сферы государственного управления не должно отрицательно сказываться на качестве государственного регу­лирования, в том числе, и в сфере управленческих отношений, возникающих в секторе с негосударственной формой собствен­ности. Смысл управления вообще сводится к сознательному и целенаправленному воздействию на элементы социальной сис­темы, придавая ей упорядоченное, устойчивое и динамичное развитие в целях удовлетворения потребностей и творческих замыслов личности.

Вопросы для самоподготовки и контроля

1. Понятие отрасли административного права.

2. Понятие объекта, предмета, метода и системы отрасли админи­стративного права.

3. Источники отрасли административного права.

4. Понятие проблемы, цели, задач, функций в осуществлении дея-

тельности органов исполнительной власти, государственного управления.

5. Понятие принципа деятельности органов исполнительной влас­ти, государственного управления.

6. Понятие функций государственного управления, их основные виды.

7. Задачи науки административного права.

8. Предмет, объект и система науки административного права

9. Понятие метода, общенаучных и частнонаучных методов и их роль в познании управленческой деятельности.

10. Методология научной отрасли административного права и ее роль в познании и совершенствовании управленческих отно­шений.

11. Связь науки административного права с другими научными от­раслями.

12. Административное право как учебная дисциплина.

13. Понятие системы и структуры учебной дисциплины админист­ративного права.

14. Связь дисциплины административного права с другими юриди­ческими дисциплинами и иными дисциплинами.

То делать похвально, что подобает, а не то что дозволено.

Чевист

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.