Сельскохозяйственное производство из-за экстремальных естественно-биологических условий на большей части территории сосредоточено в южных зонах округа, вдоль Транссибирской магистрали. Тем не менее значимость сельскохозяйственного производства в регионе велика; это один из важнейших районов производства зерна и животноводства. На западе округа в структуре сельхозугодий преобладает пашня, а на востоке- сенокосы и пастбища. Производство зерна отличается высокой эффективностью в западно-сибирской части, где доля зерновых доходит до 70% в структуре посевных площадей. Основная культура здесь- яровая пшеница, также выращивают рожь, овес, ячмень, гречиху. В Восточной Сибири зерновые в основном идут на кормовые нужды, здесь основная отрасль- животноводство. Животноводство округа также имеет значительные территориальные различия. Если на западе оно в основном представлено молочными и молочно-мясными скотоводством и свиноводством, то на востоке-полутонкорунным и тонкорунным овцеводством, мясным и мясомолочным скотоводством.
Зональная специализация сельского хозяйства имеет следующие основные черты: в тундре и лесотундре развито оленеводство; для северной и средней таежной зоны характерны охота (особенно пушной промысел) и очаговое сельскохозяйственное производство по долинам рек. В наиболее благоприятных для сельского хозяйства южной таежной зоне, лесостепи и степи наблюдаются некоторые отличия в специализации между западной и восточной частями. В западной части с лучшими условиями увлажнения имеются возможности для развития молочно-мясного скотоводства, зернопроизводства. К востоку по мере увеличения сухости климата преобладают овцеводство и мясомолочное скотоводство, зернопроизводство развито гораздо слабее, например в Забайкалье. Вокруг промышленных центров развиваются сельскохозяйственные пригородные зоны, специализирующиеся на производстве молока, овощей, картофеля. В северной и восточной части округа сельское хозяйство лишь частично обеспечивает население необходимыми продуктами питания.
Отрасли перерабатывающей промышленности АПК представлены на западе в основном мукомольной(Томск, Прокопьевск), мясной(Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк), и маслосыродельной отраслями. На востоке пищевая промышленность имеет местное значение. Крупные мукомольные предприятия имеются в Ачинске, Канск, Красноярске, мясокомбинаты- в Улан-Уде, Чите, Иркутске, Абакане, молочно-консервные- в Канске, Назарове.[1, стр 404]
Транспортная сеть
Транспортный комплекс в Сибирском федеральном округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил.
Основной вид транспорта- железнодорожный. Важнейшими магистралями, обеспечивающими перевозки «Запад-Восток», являются Сибирская(Челябинск-Владивосток), Южносибирская (Павлодар- Барнаул-Новокузнецк- Абакан), Среднесибирская (Кустанай-Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано-Сибирская магистраль. В этом направлении также действуют железная дорога Усть-Кут - Тайшет - Абакан - Новокузнецк, западный участок БАМа. В Направлении юг-север перевозки осуществляются в основном по Енисею, достроен небольшой меридиональный участок железной дороги Ачинск-Лесосибирск. От основных железнодорожных магистралей отходят небольшие ветки к местам разработки природных ресурсов и в Монголию, Китай. [1, стр 404]
Водный транспорт представлен перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаге, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции северных территорий. В перспективе его роль может возрасти и в международных транзитных перевозках из Европы в Японию (стоимость перевозок на 40% ниже, при этом экономия по срокам- 15 суток, в сравнении с вариантом через Суэцкий канал).
Сеть автомобильных дорог в регионе развита слабо, автомобильный транспорт обслуживает внутренние перевозки.
Трубопроводный транспорт представлен магистральными нефтепроводами Нижневартовск- Анжеро-Судженск- Красноярск, Туймазы- Омск- Новосибирск- Ангарск. В регионе действуют небольшие газопроводы (Мессояха- Норильск)
В структуре вывоза Сибирского федерального округа преобладают крупнотоннажные грузы-лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. В другие районы также поставляются отдельные изделия машиностроения, химической промышленности. Увеличиваются поставки электроэнергии. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.
Сибирский федеральный округ -- важный транспортный узел России, через который проходят основные транзитные потоки (грузовые и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую. Доля СФО в общей протяжённости железных дорог России составляет 17,5 % (II место), автомобильных дорог общего и ведомственного пользования России -- 16,8 % (III место), судоходных внутренних водных путей России -- 29,7 % (I место).[1, стр 405]