Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Агропромышленный комплекс



Сельскохозяйственное производство из-за экстремальных естественно-биологических условий на большей части территории сосредоточено в южных зонах округа, вдоль Транссибирской магистрали. Тем не менее значимость сельскохозяйственного производства в регионе велика; это один из важнейших районов производства зерна и животноводства. На западе округа в структуре сельхозугодий преобладает пашня, а на востоке- сенокосы и пастбища. Производство зерна отличается высокой эффективностью в западно-сибирской части, где доля зерновых доходит до 70% в структуре посевных площадей. Основная культура здесь- яровая пшеница, также выращивают рожь, овес, ячмень, гречиху. В Восточной Сибири зерновые в основном идут на кормовые нужды, здесь основная отрасль- животноводство. Животноводство округа также имеет значительные территориальные различия. Если на западе оно в основном представлено молочными и молочно-мясными скотоводством и свиноводством, то на востоке-полутонкорунным и тонкорунным овцеводством, мясным и мясомолочным скотоводством.

Зональная специализация сельского хозяйства имеет следующие основные черты: в тундре и лесотундре развито оленеводство; для северной и средней таежной зоны характерны охота (особенно пушной промысел) и очаговое сельскохозяйственное производство по долинам рек. В наиболее благоприятных для сельского хозяйства южной таежной зоне, лесостепи и степи наблюдаются некоторые отличия в специализации между западной и восточной частями. В западной части с лучшими условиями увлажнения имеются возможности для развития молочно-мясного скотоводства, зернопроизводства. К востоку по мере увеличения сухости климата преобладают овцеводство и мясомолочное скотоводство, зернопроизводство развито гораздо слабее, например в Забайкалье. Вокруг промышленных центров развиваются сельскохозяйственные пригородные зоны, специализирующиеся на производстве молока, овощей, картофеля. В северной и восточной части округа сельское хозяйство лишь частично обеспечивает население необходимыми продуктами питания.

Отрасли перерабатывающей промышленности АПК представлены на западе в основном мукомольной(Томск, Прокопьевск), мясной(Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк), и маслосыродельной отраслями. На востоке пищевая промышленность имеет местное значение. Крупные мукомольные предприятия имеются в Ачинске, Канск, Красноярске, мясокомбинаты- в Улан-Уде, Чите, Иркутске, Абакане, молочно-консервные- в Канске, Назарове.[1, стр 404]

Транспортная сеть

Транспортный комплекс в Сибирском федеральном округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил.

Основной вид транспорта- железнодорожный. Важнейшими магистралями, обеспечивающими перевозки «Запад-Восток», являются Сибирская(Челябинск-Владивосток), Южносибирская (Павлодар- Барнаул-Новокузнецк- Абакан), Среднесибирская (Кустанай-Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано-Сибирская магистраль. В этом направлении также действуют железная дорога Усть-Кут - Тайшет - Абакан - Новокузнецк, западный участок БАМа. В Направлении юг-север перевозки осуществляются в основном по Енисею, достроен небольшой меридиональный участок железной дороги Ачинск-Лесосибирск. От основных железнодорожных магистралей отходят небольшие ветки к местам разработки природных ресурсов и в Монголию, Китай. [1, стр 404]

Водный транспорт представлен перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаге, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции северных территорий. В перспективе его роль может возрасти и в международных транзитных перевозках из Европы в Японию (стоимость перевозок на 40% ниже, при этом экономия по срокам- 15 суток, в сравнении с вариантом через Суэцкий канал).

Сеть автомобильных дорог в регионе развита слабо, автомобильный транспорт обслуживает внутренние перевозки.

Трубопроводный транспорт представлен магистральными нефтепроводами Нижневартовск- Анжеро-Судженск- Красноярск, Туймазы- Омск- Новосибирск- Ангарск. В регионе действуют небольшие газопроводы (Мессояха- Норильск)

В структуре вывоза Сибирского федерального округа преобладают крупнотоннажные грузы-лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. В другие районы также поставляются отдельные изделия машиностроения, химической промышленности. Увеличиваются поставки электроэнергии. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.

Сибирский федеральный округ -- важный транспортный узел России, через который проходят основные транзитные потоки (грузовые и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую. Доля СФО в общей протяжённости железных дорог России составляет 17,5 % (II место), автомобильных дорог общего и ведомственного пользования России -- 16,8 % (III место), судоходных внутренних водных путей России -- 29,7 % (I место).[1, стр 405]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.