Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 3. Социально-экономическая характеристика и сравнительный анализ Москвы и Московской области



Москва

Москва -- столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России и Европы (население на 1 июля 2009 года -- 10,527 млн. человек), центр Московской городской агломерации. Также входит в десятку крупнейших городов мира. Москва относится к глобальным городам, оказывая большое влияние на мир. Этому способствует высокий экономический потенциал города, его население.

Москва -- важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают 6 аэропортов. В Москве 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов).

Согласно правовым актам Москвы, в состав территории города входят:

- территории в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД);

- территории, примыкающие к внешним границам полосы отвода МКАД;

- посёлки Акулово и Восточный;

- посёлок Некрасовка;

- посёлок Рублёво (с деревней Мякинино);

- посёлок Внуково и Толстопальцевский сельсовет в составе посёлка Толстопальцево и деревни Толстопальцево;

- посёлки: Новобратцевский, Липки и Милицейский (бывшая часть города Щербинка);

- деревни: Захарьино, Захарьинские дворики (часть), Федосьино и Щербинка;

- город Зеленоград;

- территории, включённые в состав города Зеленограда, с населёнными пунктами;

Москва разделена на десять административных округов (рис.1), из которых только один (Зеленоградский) полностью расположен за пределами Кольцевой автодороги:

1. Центральный административный округ

2. Северный административный округ Рисунок 1

3. Северо-восточный административный округ

4. Восточный административный округ

5. Юго-восточный административный округ

6. Южный административный округ

7. Юго-западный административный округ

8. Западный административный округ

9. Северо-западный административный округ

10. Зеленоградский административный округ

В свою очередь, округа делятся на муниципальные районы, всего в Москве 125 районов. Управление округами осуществляют окружные префектуры, районами -- районные управы.

Москва -- крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр и центр управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, большая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.

По данным на 2008 год, по объёму ВВП ($321 млрд) Москва находилась на 15-м месте среди крупнейших городов мира.

Оборот розничной торговли в 2007 году составил 2040,3 млрд руб. (рост по отношению к 2006 году -- 105,1 %) Социально-экономическое положение России -- 2007 год: оборот розничной торговли. Федеральная служба государственной статистики., оборот оптовой торговли в свою очередь составил 7843,2 млрд руб. (рост к 2006 году -- 122,3 %) Социально-экономическое положение России -- 2007 год: оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли. Федеральная служба государственной статистики., объём платных услуг населению -- 815,85 млрд руб. (это 24 % от объёма услуг по всей России) Социально-экономическое положение России -- 2007 год: объём платных услуг населению. Федеральная служба государственной статистики. .

В Москве насчитывается 831 промышленное предприятие, состоящее на самостоятельном балансе, 182 тыс. малых предприятий. Город является крупным центром машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии (производство алюминиевых сплавов, цветного проката и литья), химической, лёгкой, полиграфической промышленности. Но стомит отметить, что в последние годы идёт процесс переноса производств за пределы Москвы.

Промышленное производство за 2007 год в Москве выросло на 11,5 %. Социально-экономическое положение России -- 2007 год: индекс промышленного производства (рус.). Федеральная служба государственной статистики

В городе имеется сильная научная и технологическая база по производству оптико- и радиоэлектронных приборов, авиационной и космической аппаратуры, высокоточных механических приборов.

Москва является крупнейшим в стране инженерным центром, здесь проектируется значительная часть российской продукции (особенно авиационной, космической, ядерной и вооружения), разрабатываются технологии её изготовления, исследуются материалы.

Москва является крупнейшим транспортным узлом страны. Город находится в самом центре паутины железных дорог и федеральных автомагистралей. В столице действует девять железнодорожных вокзалов. Общая протяжённость железных дорог в пределах города -- 394,7 км.

В Москве имеется развитая транспортная инфраструктура -- 3 транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога. Планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье для разгрузки города от транзитного транспортного потока.

В 1990-е годы Москва столкнулась с острой транспортной проблемой. Правительство города предприняло ряд попыток разрешить проблему пробок. В частности, была реконструирована кольцевая автодорога, построено Третье транспортное кольцо, в 2008 году началось строительство Четвёртого кольца. Однако транспортная проблема остаётся неразрешённой до сих пор. В 2007--2008 годах в городе насчитывалось 2886,8 тысяч единиц личного автотранспорта, и количество личных автомобилей год от года неуклонно растёт.

Московская область

Московская область (Подмосковье) -- субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.

С 2006 года на территории Московской области 378 муниципальных образований, из них 36 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских поселений, 192 сельских. В октябре 2009 года образованы два новых городских округа: посёлки Власиха (ЗАТО) и Звёздный городок (ЗАТО).

В частности, на территории Балашихинского района было создано 1 муниципальное образование -- городской округ Балашиха, также на территории Домодедовского административного района создан городской округ Домодедово, при этом посёлки городского типа включены в черту города, а ранее существовавшие на территории района 9 сельских округов ликвидированы и 148 сельских населённых пунктов подчинены непосредственно администрации городского округа. Химкинский район преобразован в Городской округ Химки, при этом все города, посёлки городского типа и сельские населённые пункты были включены в городскую черту.

Общая численность населения на 2010 год составляет 6 752 677 млн. чел. Средняя плотность населения -- 147,4 чел/кмІ (2010) -- самая большая среди российских регионов (без учёта гг. Москва и Санкт-Петербург), что обусловлено высокой долей городского населения -- 80,85 % (2010). Наибольшая плотность имеет место в ближайших к Москве районах (Люберецком, Балашихинском, Химкинском, Красногорском и др.), наименьшая -- в окраинных районах -- Лотошинском, Шаховском, Можайском, где она составляет около 20 чел./кмІ; редко заселена также восточная часть Мещёрской низменности (менее 20 чел./кмІ).

По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы). Промышленность региона использует преимущественно привозное сырьё; она основывается на мощной научно-технической базе и высококвалифицированных трудовых ресурсах; тесно связана с промышленностью Москвы.

Развиты машиностроение и металлообработка. Крупнейшими центрами машиностроения являются Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь. Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики, ядерного топлива; космическая и ракетная техника; магистральные тепловозы, вагоны метро, электропоезда; автомобили, автобусы; сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны; высококачественные стали; оборудование лёгкой промышленности; кабели; оптические приборы. На территории области особая концентрация предприятий оборонного комплекса.

Химическая промышленность получила развитие в Воскресенске, Щелкове, Орехово-Зуеве. Работает в основном на привозном сырье. Производятся кислоты, минеральные удобрения, синтетическое волокно, пластмассовые изделия, лаки и краски, фармацевтические изделия.

Развита промышленность строительных материалов. Действуют цементные производства, фаянсово-фарфорные, завод сухих строительных смесей и множество керамических производств. Развита деревообрабатывающая промышленность. С ростом спроса особый импульс получило производство бетона. Производится добыча фосфоритов, торфа, глин, песков, щебня и гравия.

Московская область относится к регионам с дефицитным бюджетом. Государственная поддержка социально-экономического развития Московской области осуществляется в рамках утвержденной федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 года).

Крупнейшим проектом строительства в Московской области является строительство Диснейленда стоимостью приблизительно 5 млрд. долл. США.

Таблица 2 Сравнительная характеристика Москвы и Московской области

 
  Московская область Москва  
Площадь территории, тыс. км2 45,8 1,1  
Численность населения на 1 января 2009 г., тыс. чел. 6712,6 10509,0  
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.человек 2946,9 6593,2  
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 19776,0 34207,4  
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. 14131,9 26731,5  
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.  
Валовой региональный продукт в 2007 г. ,млн. руб. 1306077,0 6731188,9  
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года),млн. руб.  
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности Добыча полезных ископаемых, млн. руб.  
  Обрабатывающие производства, млн. руб.  
  Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн. руб.  
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. -    
Оборот розничной торговли    
Инвестиции в основной капитал    
Внешняя торговля, млн. дол. США Со странами дальнего зарубежья Экспорт 2580,3 169364,7  
    Импорт 17690,2 111495,6  
  Со странами СНГ Экспорт 2035,8 9299,9  
    Импорт 814,8 3930,3  
           

Москва и московская область близко расположены друг к другу, но по социально-экономическим показателям сильно различаются. После сравнительной характеристики видно что социально-экономические показатели Москвы в два раза выше, чем в Московской области.

Заключение

Развитие производительных сил ЦЭР на перспективу определяется его экономическими и природными особенностями:

- общий высокий уровень развития и диверсификации экономики, особенно промышленности;

- ведущее положение района в развитии научно-технического прогресса;

- обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

- центральное положение среди других развитых районов и высокий уровень развития транспортно-экономических связей;

- влияние Москвы -- крупнейшего индустриально-транспортного узла, научного и культурного центра страны -- на развитие ЦЭР очень велико.

В перспективе район сохранит ориентацию на развитие преимущественно обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

Ухудшение экологических условий окружающей среды требует изменения подхода к развитию промышленного потенциала, размещения промышленных новостроек в малых городах и ПГТ на территории менее развитых в индустриальном отношении областей -- Брянской, Тверской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской. Существует необходимость в ограничении роста промышленности и населения крупных городов, Московской и Тульско-Новомосковской городских агломераций, а также в устранении диспропорций в структуре трудоиспользования в Ивановской области и ряде городских поселений других областей.

В перспективе машиностроение и металлообработка ЦЭР будут определять научно-технический прогресс промышленности района. Преимущественными направлениями развития машиностроения в районе по-прежнему будут отрасли точного и сложного машиностроения, ориентирующиеся на использование наиболее квалифицированного труда. Главное внимание будет уделено реконструкции и техническому перевооружению действующих машиностроительных предприятий. В сложившихся и формирующихся машиностроительных территориальных группировках и узлах дальнейшее развитие получит внутри- и межотраслевая кооперация. В связи с созданием высокоспециализированных предприятий целесообразна деконцентрация крупных заводов, особенно Москвы и других областных центров, путем организации их филиалов и смежников на периферийных территориях ЦЭР, в том числе в малых и средних городах.

Перспективное размещение заводов автомобильной промышленности ЦЭР складывается под воздействием ряда факторов, которые свойственны и другим отраслям машиностроения. Это, во-первых, разукрупнение прежних универсальных заводов и выделение из их числа специализированных “дочерних” предприятий. Во-вторых, создание производственных объединений во главе с основным предприятием.

Перспективное развитие отдельных отраслей химической промышленности района, особенно химии органического синтеза, будет ограничиваться в связи с недостаточными сырьевыми, топливными и водными ресурсами, а также с учетом охраны окружающей среды.

Перспективы топливоснабжения района связаны с ориентацией на поступление различных видов высокоэффективного топлива извне. Поступление нефти, природного газа и энергетических углей планируется осуществлять в основном из восточных районов страны, недостающего мазута -- с поволжских нефтеперерабатывающих заводов.

Возрастающее электропотребление района в перспективе будет удовлетворяться также за счет передачи энергии электронным транспортом не только из соседних энергосистем, но и из восточных районов.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.