На территории ЦФО сформировался сложный промышленный комплекс преимущественно обрабатывающих отраслей и производств, обладающий достаточно высоким уровнем взаимосвязанности.
Ведущие отрасли округа: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность. Большое развитие в округе получили пищевая промышленность, угледобыча, электроэнергетика, металлургия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая.
Машиностроение и металлообработка.Машиностроительный комплекс ЦФО по численности занятых и товарной продукции не имеет равных в стране. Среди отраслей машиностроения ведущее место принадлежит тем из них, которые в наибольшей степени зависят от наличия квалифицированных кадров и используют мощный научно-технический потенциал округа. Станкостроительная и инструментальная промышленность ЦФО производит 1/5 металлорежущих станков и около 1/3 металлообрабатывающего инструмента в СНГ. Предприятия сосредоточены в Москве и Московской области, а также в Рязанской (Рязань, Сасово), Ивановской (Иваново) и Калужской (Сухиничи) областях. Предприятия электротехнической промышленности сосредоточены в столице и в области (Подольск, Серпухов), а также в Ярославле, Рыбинске, Владимире, Кольчугине. Приборостроение наиболее развито в Москве и в области, а также в Орловской, Ярославской и Смоленской областях.
Ведущим производственным объединением в автомобильной промышленности ЦФО является Московский автозавод им. И. А. Лихачева. Предприятие специализируется на выпуске грузовых автомобилей среднего тоннажа и малосерийных легковых автомобилей высшего класса. Филиалы ЗИЛа расположены в Москве, Рязани, Смоленске, Ярославле, Ярцеве, Мценске и др. городах. На базе автомашин ЗИЛ в Московской области создано производство самосвалов (Мытищи), автобусов (Ликино-Дулево). Московский завод им. Ленинского комсомола -- головное предприятие ПО “Москвич”, имеющее филиалы в Ивановской и Тверской областях.
ЦФО -- родина отечественного железнодорожного машиностроения. Производство тепловозов сосредоточено в Коломне, Брянске, Калуге, Людинове, Муроме; вагонов -- в Брянске, Твери, Мытищах.
Высокой степенью концентрации отличается авиационная промышленность округа. Ее предприятия расположены в Москве, Смоленске, Рыбинске (производство двигателей).
В Волго-Окском междуречье -- Ярославль, Рыбинск, Кострома, Москва, Гороховец -- локализуется судостроение.
Принципиальное значение имеют расширение и реконструкция многочисленных в ЦФО предприятий тракторного (Владимир) и сельскохозяйственного (Люберцы, Рязань, Тула, Бежецк) машиностроения. ЦФО не имеет равных по производству оборудования для текстильной промышленности (Иваново, Шуя, Коломна, Климовск, Орехово-Зуево, Кострома), швейной (Подольск, Тула, Ржев), химической (Ярославль, Мытищи, Кострома), угольной (Тула, Узловая, Скопин, Ясногорск), энергетической (Подольск, Семибратово), промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей, полиграфической (Рыбинск) и т. д.
Химическая и нефтехимическая промышленность.В этих отраслях промышленности округ имеет значительные основные фонды, крупную научную базу и емкого потребителя. Однако развитие отрасли сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии, сложной экологической ситуацией высокоурбанизированного округа.
ЦФО занимает ведущее место по производству азотных и фосфорных удобрений. Крупнейшими поставщиками сложных удобрений (включая азотные) являются Новомосковское и Щекинское ПО “Азот” (Тульская обл.), Дорогобужский завод (Смоленская обл.). Фосфорные удобрения производит ПО “Минудобрения” в Воскресенске, использующее привозные апатитовые концентраты. На базе местных фосфоритов в Московской и Брянской областях производится фосфоритная мука. Производство синтетических смол и пластмасс сосредоточено в Московской и Тульской областях, изделий из пластмассы -- в Москве, Московской (Орехово-Зуево, Жилево, Любучаны) и Смоленской (Сафоново) областях. Район занимает одно из ведущих мест в стране по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов Московской области; Рязань, Тверь, Щекино и Шуя). Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. Ярославский и Московский шинные заводы выпускают примерно 1/4 часть производства шин, в этих же центрах сконцентрировано производство резинотехнических изделий, в Москве -- резиновой обуви. Синтетические красители выпускаются в Ивановской области, лаки и краски -- в Ярославской и Московской областях; здесь же локализуются новые производства -- химических реактивов и фотохимическое. По развитию химической и нефтехимической промышленности в ЦФО выделяются Москва, Московская, Тульская и Ярославская области.
Легкая промышленность.Легкая промышленность округа отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной промышленности. На долю легкой промышленности округа приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом. Предприятия округа производят почти 80% хлопчатобумажных тканей России, при этом на предприятиях Ивановской, Московской, Владимирской областей -- 4/5 всего объема производства х/б тканей в округе. Крупнейший текстильный центр страны -- Иваново.
Предприятия шелковой промышленности, дающие 45% шелковых тканей, находятся в основном в столице и области, а также в Ивановской, Владимирской и Рязанской областях. Предприятия льняной промышленности, выпускающие также 80% всего объема льняных тканей РФ, расположены в местах произрастания сырья -- льна-долгунца (Владимирская, Костромская, Ивановская и Ярославская области). Основной центр льняной промышленности -- Кострома, но в последнее время появились предприятия и в Смоленской области. В округе производится 60% всего объема выпуска шерстяных тканей, но при этом на столичную область приходится 2/3 тканей округа. Среди других областей выделяются Брянская, Ивановская и Тверская. Для текстильной промышленности округа особенно характерны широкие межрайонные связи -- вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.
Топливно-энергетический комплекс.ТЭК ЦФО лишь частично удовлетворяет потребности округа. Добыча угля в Подмосковном бассейне снижается. По добыче торфа ЦФО занимает ведущее место в России. Здесь работают крупнейшие торфопредприятия мощностью 1-2 млн. т торфа в год. Большая часть продукции приходится на Московскую, Ярославскую и Тверскую области. Но в топливном балансе округа доля местных видов топлива снизилась до 10-15%. Большая часть торфа используется не в энергетических целях, а для нужд сельского хозяйства.
В настоящее время ЦФО -- один из ведущих в стране по выработке электрической и тепловой энергии. Основу топливно-энергетического комплекса составляют крупные ГРЭС и ТЭЦ мощностью более 1 млн. кВт каждая -- Конаковская, Костромская, Каширская, Рязанская ГРЭС, Московские ТЭЦ и др. Вслед за первой в стране атомной электростанцией -- Обнинской -- построены крупные АЭС: Смоленская, Тверская. Потребности ЦЭР в нефтепродуктах в значительной мере обеспечиваются Рязанским, Ярославским и Московским нефтеперерабатывающими заводами.
Сельское хозяйство
Центральный федеральный округ - один из ведущих сельскохозяйственных округов страны. Благоприятные природно-климатические условия способствовали развитию высокоинтенсивного сельского хозяйства. На долю федерального округа приходится 43,1% валового сбора льноволокна, 47,7% сбора сахарной свеклы, 33% валового сбора картофеля, 17,2% валового сбора зерна, 15,2% сбора семян подсолнечника, 23,3% сбора овощей, 28,4% производства молока, 21% производства мяса.
Основные посевы пшеницы приходятся на черноземные области округа - Орловскую, Тульскую, Рязанскую, Липецкую, Белгородскую, Воронежскую и Тамбовскую области. На Центральное Черноземье приходится и основная часть посевов крупяных культур. Так, в засушливых районах юго-востока выращивают просо, а в западных с достаточным количеством поступающей влаги - гречиху.
Из технических культур наибольшее значение имеют производство льна и сахарной свеклы. Льноводство представлено в наиболее увлажненных районах нечерноземной зоны округа - Тверской, Смоленской, Ярославской областях. Посевы сахарной свеклы занимают значительные площади пахотных высокоплодородных черноземных земель Курской, Белгородской и Липецкой областей. Посевы подсолнечника наиболее распространены в засухоустойчивых районах Воронежской и Тамбовской областей. В Воронежской и Курской областях распространены посевы конопли, а табака и махорки - в Тамбовской области. В Воронежской и Белгородской областях выращивают и эфиромасличные культуры - анис и кориандр. В областях Центрального Черноземья получило развитие садоводство, особенно в Липецкой и Тамбовской областях. Федеральный округ специализируется и на производстве овощных культур и картофелеводстве.
Экономический кризис, охвативший все отрасли экономики, отсутствие государственного финансирования, рост цен на электроэнергию, топливо, металлы и оборудование, сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения, комбикорма в значительной степени отразились и на сельскохозяйственном производстве. По сравнению с 1991 годом объем валовой продукции сельского хозяйства в округе снизился на 40%. Уменьшилось производство всех видов сельскохозяйственной продукции: зерна, сахарной свеклы, льна, мяса, молока. Большая часть сельскохозяйственных предприятий оказалась убыточной. Резко сократился объем капитальных вложений в АПК, значительно уменьшилось использование минеральных и органических удобрений на 1 га посева сельскохозяйственных культур. Сократился парк сельскохозяйственных машин. В результате нагрузка на технику возросла в 1,6 раза по сравнению с нормативом. Все это негативно отразилось на качестве применяемых технологий и агротехнических сроках выполняемых работ. Сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию не способствовал развитию рыночных механизмов в сельскохозяйственном производстве. До сих пор идет отток капитала из сельского хозяйства в другие сферы экономики. По оценкам специалистов, он составляет в стране десятки миллиардов рублей. Требует совершенствования и система налогообложения. Основным направлением налоговой политики в сельскохозяйственной сфере должно быть сокращение числа налогов, снижение их удельного веса в выручке от реализации продукции, а также переход преимущественно к земельному налогу, который должен стимулировать улучшение использования земли, повышение ее плодородия.
Животноводство представлено молочно-мясным направлением, свиноводством и птицеводством. В округе получили развитие крупные животноводческие комплексы, птицефабрики.
Основное условие эффективного развития такой крупной отрасли сельского хозяйства, как животноводство, - рациональная организация кормовой базы. Несмотря на то что в округе производится значительное количество зерновых и технических культур и имеются отходы пищевой промышленности и витаминного производства, комбикормовая промышленность развита недостаточно.
Мощности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, не соответствуют объемам производства сельскохозяйственной продукции. Отмечаются низкий уровень технической оснащенности предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, высокая доля ручного труда, слабое развитие инфраструктуры.
В то же время в отрасли идет и процесс реформирования. Предприятия различных форм собственности и хозяйствования развиваются при определенных условиях производства. Так, формами частной собственности, характерными для мелкого бизнеса, являются индивидуальные и семейные хозяйства, которые основаны на труде и капитале собственника и его семьи. Эта форма получает развитие в тех отраслях сельскохозяйственного производства, в которых технология не требует больших финансовых вложений, а использование техники не связано с коллективным трудом, например в овощеводстве, картофелеводстве, репродуктивном свиноводстве, птицеводстве. В настоящее время на долю личных подсобных хозяйств приходится почти все производство картофеля, 90% овощей, 79% мяса свиней, 84,5% мяса овец, коз.
В условиях крупного производства (выращивание зерна, сахарной свеклы, разведение крупного рогатого скота) наиболее эффективны сельскохозяйственные предприятия с коллективно-долевой формой собственности. В таких хозяйствах эффективнее используется техника, внедряются прогрессивные технологии. Капиталоемкость единицы площади в крупных хозяйствах в 2-3 раза меньше, чем в мелких. Следовательно, развивать различные виды производств и форм собственности надо исходя из условий производства.
В процессе реорганизации колхозов и совхозов возникло многообразие форм собственности. Наряду в коллективными и государственными хозяйствами в ЦФО стали функционировать товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), акционерные общества закрытого и открытого типа (АОЗТ, АООТ), производственные кооперативы (КООП), межхозяйственные (МХП) и государственные предприятия (ГП), фермерские и личные подсобные хозяйства (ЛХП). По формам собственности предприятия разделились на государственные и частные. Разновидностью частной собственности является коллективно-долевая, которая подразделяется на коллективную, кооперативную и акционерную. Многоукладность - одно из основных условий насыщения рынка конкурентоспособной сельскохозяйственной продукцией для удовлетворения потребностей потребителей.
Транспортный комплекс
Центральный федеральный округ располагает развитой транспортной системой. Отмечается высокая плотность железных и автомобильных дорог, значительно превышающая средние показатели по России. От Москвы лучами расходятся в разных направлениях 11 железных дорог, которые, разветвляясь на периферии, образуют более 25 выходов. Велика транзитная роль округа, расположенного на перекрестке путей из нефтяного Поволжья, лесного Севера, промышленного Урала и хлебного Юга. Крупными железнодорожными транспортными узлами системы стали Москва, Орел, Курск, Белгород, Ярославль, Брянск, Смоленск. От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет осуществлять транзитные перевозки, минуя центр города. Высокой плотностью дорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Воронежская, Белгородская области. Почти 60% автомобильных дорог с твердым покрытием имеют усовершенствованное полотно. Большое значение, особенно в перевозке громоздких грузов, имеют водные пути. Москва является не только портом. Три аэропорта столицы (Шереметьево, Внуково, Домодедово) считаются крупнейшими узлами межрайонных и международных воздушных линий. В пределах округа развит и трубопроводный транспорт, представленный системой нефте- и газопроводов.