Б 8. Правильно ли размещены ручки и рукоятки с учетом требуемых для их перемещения усилий и движений?
Б 9. Соответствуют ли расположение приборов, деталей органов управления последовательности и частоте выполнения операций?
А 7. Обязательно или желательно управление машиной с помощью педалей?
Б 10. Удобны ли конструкция, расположение и размер педалей?
Б 11. Удалось ли исключить из конструкции машины педали, если работа выполняется стоя, и не превышает ли их количество двух при работе сидя?
Б 12. Если работа выполняется стоя и обязательно использование педалей, должен ли работник при этом стоять все время на той же ноге? Возможно ли управление машиной поочередно с помощью обеих ног?
Б 13. Могут ли использоваться педали при работе сидя? Можно ли нажимать педали поочередно то одной, то другой ногой?
Б 14. Возможно ли изменить положение или отдохнуть при работе сидя при пользовании одной или несколькими педалями?
Б 15. Соответствует ли тип педалей требуемой силе нажатия, их расположению и числу движений?
Б 16. Правильно ли подобрано требуемое усилие нажатия на педаль?
А 8. Обязательно ли управление машиной (станком) с помощью ножных кнопок?
Б 17. Правильно ли подобрано требуемое усилие нажатия на ножные кнопки?
Б 18. Может ли быть применено нажатие на кнопку носком обуви вместо пятки?
А 9. Обязательно или желательно нажатие кнопок руками (пальцами) при ручном управлении?
Б 19. Достаточна ли поверхность кнопок (соответствует ли она размерам пальцев)? Не слишком ли глубоко следует вдавливать кнопки? Не слишком ли гладкую поверхность имеют кнопки?
Б 20. Не слишком ли мало требуемое усилие нажатия на кнопку, чтобы избежать ошибки? Не слишком ли велико требуемое усилие в аварийной ситуации?
А 10. Соответствует ли форма, величина и материал органов ручного управления прилагаемому усилию?
А 11. Допустимы ли прилагаемые усилия с точки зрения физиологии?
Б 21. Можно ли уменьшить прилагаемое усилие посредством уменьшения веса предметов, с которыми производятся манипуляции, применения противовесов, вспомогательных электрических, гидравлических или пневматических устройств, подъемников, кранов, тележек, тачек?
Б 22. Можно ли уменьшить прилагаемое усилие посредством изменения направлений усилий, использования более развитых групп мышц, ограничения времени сокращения мышц?
Б 23. Применяются ли рукоятки достаточно часто?
Б 24. Правильно ли организована транспортировка предметов обработки (деталей), с точки зрения их движения и остановки?
Б 25. Допустимы ли с точки зрения физиологии движений усилия, требуемые для перемещения органов управления?
Б 26. Действительно ли необходимо приложение значительного усилия? Размещены ли органы управления таким образом, чтобы их обслуживание исключало напрасное расходование сил и ненужное статическое напряжение?
А 12. Имеются ли соответствующие сиденья и опоры, исключающие необходимость работы стоя?
Б 27. Отвечает ли опора или сиденье размерам работника, требованиям гигиены к обивочным материалам, удобному положению спины, высоте рабочей поверхности, потребностям регулировки (возможности регулирования), возможности работы стоя, изменениям положений при работе?
Б 28. Необходимо ли сиденье, позволяющее регулировать его высоту?
Б 29. Желательно ли использование стола с одной индивидуальной опорой?
А 13. Обязательна ли подставка для ног?
Б 30. Имеется ли соответствующая опора для ног?
Б 31. Имеется ли место, чтобы установить опору для ног?
Б 32. Удобна ли опора для ног с точки зрения положения, размеров, наклона площади?
А 14. Обязательны ли опоры для локтей, предплечий, рук и спины?
Б 33. Соответствуют ли эти опоры положению при работе, размерам человека, потребностям регулирования, требуемой площади?
А 15. Насколько соответствует предъявляемым требованиям пол производственного помещения?
Б 34. Соответствует ли пол следующим требованиям:
- достаточно ли трение между полом, с одной стороны, и опорами, подошвами, инструментами, деталями – с другой;
- имеет ли он требуемый наклон;
- достаточно ли он ровный;
- достаточно ли он твердый, упругий?
А 16. Применяются ли ручные инструменты?
Б 35. Правильно ли выбран вес инструмента? Не слишком ли он тяжелый или легкий?
Б 36. Обеспечивают ли инструменты для точных работ достаточную поверхность соприкосновения с рукой?
Б 37. Имеет ли рабочая часть инструмента необходимые размеры и форму?
Б 38. Соответствует ли длина рукоятки требованиям выполняемой работы в предусмотренном рабочем положении?
Б 39. Достаточно ли удобна рукоятка?
Б 40. Правильно ли выбрана поверхность инструмента с точки зрения трения между инструментом и рукой?
Б 41. Правильно ли она выбрана с точки зрения теплоотвода?
Б 42. Могут ли быть различные инструменты объединены в один общий?
Б 43. Исключает ли длина инструмента дрожание руки или хотя бы снижает такое дрожание (при точных ручных работах)?
Б 44. Предусмотрено ли для инструментов строго определенное место?
А 17. Используются ли бункеры, кассеты и т.п. соответствующего веса и размера, соответствуют ли они требованиям техники безопасности?
А 18. Может ли скорость машины регулироваться в зависимости от возможностей исполнителя?
А 19. Учитывается ли время выполнения работы?
А 20. Обеспечивает ли конструкция машины удобства обслуживания и ремонта (доступность, степень риска, освещение и т.п.)?
А 21. Существует ли опасность ожогов?
А 22. Приложено ли какое-либо постоянное или периодическое усиление к какой-либо части тела?
А 23. Требуется ли по условиям работы применение индивидуальных средств защиты (спецодежда, обувь, рукавицы, очки, шлемофоны, защитные щитки)?
Б 45. Препятствует ли применение индивидуальных средств защиты сбору информации?
Б 46. Мешают ли средства индивидуальной защиты выполнению движений или работе?
А 24. Являются ли машины причиной значительной вибрации, шума?
Б 47. Насколько ощутима вибрация, шум?
Б 48. Влияет ли вибрация, шум на выполнение работ?
Б 49. Существуют ли неудобства в связи с постоянной или периодической вибрацией?
Психическая нагрузка
Органы зрения
А 25. Предъявляет ли данный вид работы высокие требования к органам зрения?
А 26. Требуется ли для выполнения данной работы хорошая освещенность?
А 27. Обязательно ли наличие общего искусственного освещения?
А 28. Обязательно ли наличие местного искусственного освещения?
А 29. Требует ли выполняемая работа попеременного пребывания в местах с различной степенью освещенности?
А 30. Достаточно ли четко можно распознать предметы, учитывая непостоянство дневного освещения, блики и т.п.?
Б 50. Каков уровень освещенности при естественном освещении: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;
- при искусственном освещении: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный?
Б 51. Не приводит ли искусственное освещение к нежелательным последствиям: мерцанию, стробоскопическому эффекту?
А 31. Каково различие в яркости (контрастность) между объектом и фоном (окружением): большое, среднее, незначительное?
Б 52. Отвечают ли требованиям контрастности цвет, поверхность, расположение предметов, машины, деталей?
Б 53. Каково различие яркостей при естественном и искусственном освещении: малое, среднее, большое?
А 32. Существует ли возможность ослепления на рабочем месте или вблизи него?
Б 54. Что может являться причиной ослепления: открытые источники света, отражение света от поверхности или деталей машин: окна, другие предметы?
А 33. Существуют ли какие-либо специальные требования к цветам предметов?
Б 55. Соответствуют ли цвета при естественном и искусственном освещении выполняемой работе, желаемой контрастности, аварийной сигнализации, цвету источника света?
А 34. Каков размер предметов, которые следует различать: очень мелкие, мелкие, крупные?
А 35. Перемещаются ли (и если перемещаются, то как медленно или быстро) различаемые предметы?
А 36. Соответствует ли расположение приборов, предметов обработки, органов управления и т.п. требованиям хорошей обзорности?
А 37. Требуется ли при этом аккомодация?
А 38. Размещены ли органы управления на оптимальном расстоянии в поле зрения?
А 39. Размещены ли аварийные сигналы в центре поля зрения и обращают ли они на себя внимание?
А 40. Может ли рабочий видеть одновременно саму обрабатываемую деталь и ближайшие к ней окружающие предметы?
А 41. Достаточно ли расстояние от глаз до предметов?
А 42. Обязательно ли наблюдение за предметами одновременно обоими глазами?
А 43. Желательно ли применение вспомогательных оптических устройств?
Б 56. Соответствуют ли вспомогательные оптические устройства требованиям в отношении поля зрения, собственных размеров, фокусности расстояния, степени увеличения?
Органы слуха
А 44. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам слуха?
Б 57. Какого типа звуковые сигналы применяются на данном производстве?
А 45. Требуется ли речевая связь между людьми при выполнении данной работы?
А 46. Затруднена ли речевая связь из-за высокого уровня шумов в рабочем помещении?
А 47. Могут ли быть звуковые сигналы легко обнаружены при обычном шуме в помещении?
А 48. Требует ли работа пониженного уровня шумов?
А 49. Легко ли различить звуковые сигналы, несущие различную информацию?
А 50. Как звуковые сигналы физиологически воздействуют на человека?
Б 58. Можно ли различить звуковые сигналы по времени действия, частоте, уровню громкости, последовательности звуков?
Другие органы чувств
А 51. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам осязания?
А 52. Легко ли отличить различные детали, ручки и инструменты по их положению?
А 53. Можно ли распознать детали, ручки и инструменты по их положению?
А 54. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам равновесия, вестибулярному аппарату?
А 55. Предъявляет ли данная работа высокие требования к способности определять удаление (глубину) предметов?
А 56. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам обоняния?