Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. Напряженность труда оператора и информационный стресс.



 

Вопросы к семинарским занятиям:

 

1. В чем состоит специфика профессионального стресса?

2. Факторы, вызывающие стресс в операторской деятельности. Почему такой стресс назван информационным?

3. Исследования и оценка информационного стресса.

4. Качества личности, способствующие и препятствующие развитию стресса в деятельности операторского типа.

5. Профилактика стресса в профессиональной деятельности.

Задании ядля самостоятельной работы:

1. Рассмотрите профессиограммы для профессий операторского типа.

2. Выберите для оценки конкретную профессиональную деятельность, ответьте на вопросы Эргономической контрольной карты (Приложение 6) и заполните таблицу.

3. Сформулируйте требования к субъекту деятельности и профессионально-важные качества специалиста рассмотренной профессии.

 

Психологический анализ профессиональной среды [по 5]

№ п. Название фактора профессиональной среды Общая характеристика фактора в профессиональной деятельности Оценка нагрузки в профессиональной деятельности Требования к субъекту труда
I. I.1. I.2 I.2.1 I.2.2 I.2.3 I.2.4   II. II.1 II.2 III. III.1 III.2 III.3   IY. Y.   YI.     Рабочее место Физическая нагрузка Психическая нагрузка Органы зрения Органы слуха Другие органы чувств Приборы, средства сигнализации Методы работы Физическая нагрузка Психическая нагрузка Окружающая среда Микроклимат Акустические свойства Другие вредные факторы Организация труда Рабочая и полная нагрузка Производительность системы      

 

 

Литература:

1. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000.

2. Лебедев В.И. Экстремальная психология. - М.: Медицина, 2000.

3. Леонова А.Б. Основные подходы к изучение профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. № 3.

4. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стресса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

5. Романова Е.А., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990.

Дополнительная литература:

6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ:2001.

7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984.

8. Марищук В.Л., Платонов К.К.. Плетницкий Е.А. Напряженность в полете. – М.: Воениздат, 1969.

9. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.

 

Семинары 7-8.

 

Тема 6. Психологические проблемы взаимодействия человека с новыми информационными технологиями.

Вопросы к семинарским занятиям:

 

1. Что такое «человеко-компьютерный интерфейс» и в чем состоит его «дружественность»?

2. Какие психологические проблемы возникают при взаимодействии с компьютером на естественном языке?

3. Какие новые категории пользователей компьютеров появились в последнее время? Каковы психологические особенности их деятельности?

4. Что нового вносит Интернет в жизнь современных детей, подростков, взрослых людей?

5. Преимущества и опасности «виртуальной реальности» и «виртуального общения».

Задания для самостоятельной работы:

1. Сформулируйте инженерно-психологические требования к диалогу человека и компьютера. Какие требования не всегда выполняются в операционной системе WINDOWS ?

2. Оцените с точки зрения инженерной психологии некоторые сайты по своему выбору.

Литература:

 

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003.

2. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. – М., 1994.

3. Тихомиров О.К, Бабанина Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., МГУ, 1986.

4. Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных машинных системах. М., «Радио и связь», 1984.

 

Дополнительная литература:

5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1.

6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001.

7. Пономаренко В.А., Турзин П.С., Рысакова С.Л. Проектирование диалога «оператор-ЭВМ» (психологические аспекты). – М.: Машиностроение, 1993.

8. Человек и ЭВМ. / Под ред. Тихомирова O.K. - М., «Экономика», 1974.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.