Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ



Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра общей практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

для студентов Института психологии, социологии

и социальных отношений

 

Специальность 030301 «Психология»,

квалификация специалиста «Психолог. Преподаватель психологии»

 

Курс 4 очной формы обучения (8 семестр)

Курс 5 очно-заочной формы обучения (10 семестр)

Курс 4 заочной формы обучения (8 семестр)

 

Москва

Г.


Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании

Кафедры общей и практической психологии

(Протокол № 1, от 29.08.2011 г.),

На заседании ученого совета Института психологии, социологии

И социальных отношений

(Протокол № 1, от 29.08.2011 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

Доцент кафедры общей и практической психологии,

Кандидат психологических наук,

доцент _____________________С.Ю. Решетина

Заведующий кафедрой:

Профессор кафедры общей и практической психологии,

Доктор психологических наук,

профессор _____________________Е.С. Романова

Рецензент:

Профессор, доктор психологических наук,

Академик РАО, заведующая лабораторией

Научных основ детской практической психологии

психологического института РАО _______________И.В. Дубровина

 

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА»

Программа курса «Инженерная психология и эргономика» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология», утвержденного в 2000 г. Общее количество часов – 60.

Курс инженерной психологии и эргономики предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

Цель курса: ознакомить студентов с теорией и практикой решения прикладных задач в сфере взаимодействия человека с техническими системами.

Задачи курса: рассмотреть основные категории инженерной психологии, теоретические подходы и принципы инженерно-психологических исследований; произвести анализ психологической структуры деятельности операторского типа; представить способы и приемы инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности; определить перспективные проблемы и способы их решения в сфере взаимодействия человека с современными информационными технологиями.

В современном мире практически любая профессиональная деятельность связана с использованием компьютеров, оргтехники и других технических средств, что предъявляет новые требования к индивидуально-психологическим качествам человека и к структуре его деятельности. Вопросы инженерной психологии могут возникать в процессе организации труда в офисе, на производстве, в особых условиях деятельности, а также при внедрении компьютерных технологий в обучение. Использование данных инженерной психологии способствует гуманизации труда и межличностных отношений. Задача курса – передать студентам знания, сформировать умения и навыки по выделению круга проблем, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач в сложных человеко-машинных системах.

В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

В курсе наряду с традиционными проблемами инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности человека, обеспечения безошибочной и безопасной работы в сложной человеко-машинной системе, рассматриваются вопросы стратегий мышления и принятия решений, индивидуально-личностных особенностей людей, работающих с новыми информационными технологиями, взаимодействия с компьютером детей и подростков.

По окончании курса студент должен:

 

· знать основные понятия и принципы инженерной психологии и эргономики;

· уметь произвести анализ профессиональных задач и психологической структуры деятельности человек, работающего с технической системой;

· уметь выделять факторы, влияющие на успешность и безошибочность деятельности, оценивать профессионально-важные индивидуально-личностные качества;

· быть способным произвести инженерно-психологическую оценку внешних и внутренних средств деятельности;

· быть компетентным при постановке и решении научно-исследовательских задач с сфере взаимодействия с современными информационными технологиями.

 

Методический материал для подготовки к семинарским занятиям содержится в Приложениях. Он включает: «Эргономическую контрольную карта» для выполнения практического задания по анализу профессиональных задач и выделению профессионально-важных качеств для конкретной деятельности операторского типа; методики для определения уровня технического интеллекта, оценки склонности к риску и степени утомления, которые могут быть полезны для анализа труда оператора в технической системе. Приводится «Словарь терминов по инженерной психологии и эргономике», необходимый для усвоения студентами-психологами новой отрасли знаний.

 


 

Содержание дисциплины.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.