Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании
Кафедры общей и практической психологии
(Протокол № 1, от 29.08.2011 г.),
На заседании ученого совета Института психологии, социологии
И социальных отношений
(Протокол № 1, от 29.08.2011 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
Доцент кафедры общей и практической психологии,
Кандидат психологических наук,
доцент _____________________С.Ю. Решетина
Заведующий кафедрой:
Профессор кафедры общей и практической психологии,
Доктор психологических наук,
профессор _____________________Е.С. Романова
Рецензент:
Профессор, доктор психологических наук,
Академик РАО, заведующая лабораторией
Научных основ детской практической психологии
психологического института РАО _______________И.В. Дубровина
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА»
Программа курса «Инженерная психология и эргономика» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология», утвержденного в 2000 г. Общее количество часов – 60.
Курс инженерной психологии и эргономики предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
Цель курса: ознакомить студентов с теорией и практикой решения прикладных задач в сфере взаимодействия человека с техническими системами.
Задачи курса: рассмотреть основные категории инженерной психологии, теоретические подходы и принципы инженерно-психологических исследований; произвести анализ психологической структуры деятельности операторского типа; представить способы и приемы инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности; определить перспективные проблемы и способы их решения в сфере взаимодействия человека с современными информационными технологиями.
В современном мире практически любая профессиональная деятельность связана с использованием компьютеров, оргтехники и других технических средств, что предъявляет новые требования к индивидуально-психологическим качествам человека и к структуре его деятельности. Вопросы инженерной психологии могут возникать в процессе организации труда в офисе, на производстве, в особых условиях деятельности, а также при внедрении компьютерных технологий в обучение. Использование данных инженерной психологии способствует гуманизации труда и межличностных отношений. Задача курса – передать студентам знания, сформировать умения и навыки по выделению круга проблем, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач в сложных человеко-машинных системах.
В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.
В курсе наряду с традиционными проблемами инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности человека, обеспечения безошибочной и безопасной работы в сложной человеко-машинной системе, рассматриваются вопросы стратегий мышления и принятия решений, индивидуально-личностных особенностей людей, работающих с новыми информационными технологиями, взаимодействия с компьютером детей и подростков.
По окончании курса студент должен:
· знать основные понятия и принципы инженерной психологии и эргономики;
· уметь произвести анализ профессиональных задач и психологической структуры деятельности человек, работающего с технической системой;
· уметь выделять факторы, влияющие на успешность и безошибочность деятельности, оценивать профессионально-важные индивидуально-личностные качества;
· быть способным произвести инженерно-психологическую оценку внешних и внутренних средств деятельности;
· быть компетентным при постановке и решении научно-исследовательских задач с сфере взаимодействия с современными информационными технологиями.
Методический материал для подготовки к семинарским занятиям содержится в Приложениях. Он включает: «Эргономическую контрольную карта» для выполнения практического задания по анализу профессиональных задач и выделению профессионально-важных качеств для конкретной деятельности операторского типа; методики для определения уровня технического интеллекта, оценки склонности к риску и степени утомления, которые могут быть полезны для анализа труда оператора в технической системе. Приводится «Словарь терминов по инженерной психологии и эргономике», необходимый для усвоения студентами-психологами новой отрасли знаний.