Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЛОВАРЬ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ



 

АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, исследующая психо­логические вопросы летной деятельности; результаты А.п. используются для повышения эффективности и безопасности тру­да в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ - характеризуются каче­ственно новой организацией информационных процессов, интегрированным характером всей системы информации, автоматичес­ким планированием решения задач, органическим единством средств, методов и организации решения задач управления. На основе автоматизации информационных процессов возможно использование наиболее совершенных моделей математических и методов решения задач оптимизации планирования, проектирования и управления.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ - процесс об­мена сообщениями между человеком и вычислительной машиной, обусловленный необходимостью последовательного и/или парал­лельного выполнения человеком и машиной действий по совме­стному решению какой-либо задачи.

Выделяют следующие основные виде систем "человек - ЭВМ", обладающие определенными особенностями их математической эксплуатации: "заказчик - программист - оператор - машина'', "заказчик - оператор - машина - консультант", "заказчик-машина" и др. Режим прямой связи для постановщика задачи реализуется благодаря тому, что появились развитые системы автоматизации программирования и операционные системы, уп­ростилась связь с машиной в результате введения индивидуальных удобных пультов (типа пишущих машинок, пультов на базе электронно-лучевой трубки) и, кроме того, в результа­те передачи заказчику ряда пока еще не автоматизированных функций программиста и оператора. Эффективность различных форм В. ч. с в. м. определяется качеством, временем и стои­мостью решения задач (последние два показателя определяют­ся не только стоимостью и количеством машинного времени, но и временем, затрачиваемым человеком на решение всей за­дачи, а также стоимость» его труда). Она зависит и от взаи­мопонимания человека и ВМ, психологической готовности чело­века к решению своих задач с помощью ВМ, доступности ВМ для человека, удобства связи с ВМ и быстроты реакции ВМ на сообщение, введенное человеком.

ВРАБАТЫВАНИЕ - динамика функционального состояния человека в на­чальный период работы. В. характеризуется поиском такого режима труда, при котором достигается стабильный оптимальный ритм, интенсивность и точность рабочих движений, оптимальный уровень энерготрат, высокая эффективность и производи­тельность труда при минимальном расходе физиологических ре­зервов. Длительность В. зависит от тренированности человека, его исходного состояния, а также от сложности деятельности.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА - время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохож­дения нервных импульсов от рецептора до коры головного моз­га; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма.

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ - состояние мобилизации всех психофизио­логических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - процесс достижения поставлен­ных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека-оператора.

ИНДИКАТОР СЧМ - средство отображения информации СЧМ, предназначенное для постоянного предъявления человеку-оператору сведений об отдельных характеристиках в комплексах характеристик состояния предмета труда, СЧМ, внешней среды и способе воздействия на них.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одна из специальных дисциплин психологии, изучающая деятельность человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими средствами этих систем. Предметом исследования И.п. яв­ляется деятельность человека в названных системах с физическими моделями .управления, заместителями реальных управляемых объектов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ - множество упорядоченных в соответствии с определенной системой правил сигналов, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления. На основе восприятия И.м. у оператора формиру­ется образ (концептуальная модель) реальной обстановки. Воспринимая И.м., оператор производит анализ и оценку сложившейся ситуации, планирует управляющие воздействия, наблюдает и оценивает результаты их реализации. И.м. должны удовлетворять трем важнейшим требованиям: по содержанию они должны адекватно и с необходимой полнотой отображать объекты управления (контроля) и окружающую сре­ду; по количеству информации - обеспечивать оптимальный ин­формационный баланс между человеком и средствами автомати­зации и не приводить к таким явлениям, как дефицит информа­ции или перегрузка информацией; наконец, по форме и компо­зиции они должны соответствовать задачам и возможностям оператора по управлению. Всесторонний учет этих требований обеспечивает необходимую оперативность деятельности челове­ка по приему, переработке информации, принятию решений и осуществлению управляющих воздействий и, в конечном счете, оперативное и точное выполнение системой предназначенных ей функций.

Классы, виды и разновидности И.м., используемых в современ­ных системах контроля и управления, весьма разнообразны. Процесс приема и переработки информации оператором при ра­боте с каждым из них имеет специфические характеристики, которые необходимо учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную И.м. И.м. различаются по виду используемых элементов, т.е. по способу кодирования информации, по способу их организа­ции и отношению к объекту отображения. Основными классами И.м. являются: наглядные (картинные) модели - изображения (фотография, кино- и телеизображение и т.п.), абстрактные знаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр и т.п.), графические модели (график, диаграмма, чертеж, блок схема) и комбинированные модели (мнемосхема, карта и пр.).

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС – состояние повышенной психической напряженности оператора с явлениями дезадаптации, с отрицательными эмоциональными переживаниями, с нарушениями работоспособности в результате влияния экстремальных факторов информационного взаимодействия человека с техникой. (Бодров В.А., Обознов А.А., Турзин П.С. Информационный стресс в операторской деятельности. // Психологический журнал, 1998, № 5.)

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел психологии, изучающий воздейст­вие специфических условий и факторов космического полета на психологические аспекты деятельности космонавта. Основное содержание К. п. составляют экспериментально – психологические исследования, связанные с отбором и подготовкой космонавтов, повышением эффективности их деятельности. К. п. вырабатывает рекомендации по оптимальным режимам физическим и умственного труда, а также отдыха космонавтов. Особое значение в К. п. приобретают вопросы взаимодействия космонавтов, коллективной организации их труда и отдыха, проблема прогноза эффективности деятельности экипажа, а также проблемы взаимоотношений и общения членов коллектива, психологической совместимости, формирования группового настроения и т. п.

МАШИНА – совокупность технических средств, посредством которых человек работает.

НАВЫК (двигательный) - приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. - это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты; сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполни­тельные (моторные) компоненты, включая коррекционные про­цессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен обмен временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение дейст­вия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления.

НАДЕЖНОСТЬ – способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки, сохраняемость или устойчивость оптимальных рабочих параметров. (Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора. // Психологический журнал, т. 10, №4, 1989)

НАПРЯЖЕННОСТЬ - широко распространенный в эргономике термин, имеющий полифункциональное значение. Используется как для характеристики самого процесса трудовой деятельности, так и для обозначения специфических состояний, возникающих в ходе ее выполнения. В русле этого подхода разрабатывается понятие Н. как веду­щего функционального состояния, сопровождающего любую целе­направленную деятельность и характеризующего степень соот­ветствия условий деятельности функциональным возможностям человека.

ОБНАРУЖЕНИЕ - выделение объекта (стимула) в поле восприятия. Психологическое содержание процесса 0. определяется его ме­стом в структуре конкретной деятельности субъекта. 0. может быть либо начальной операцией информационного поиска, протекающей на уровне рецепторных полей, в случае, когда выступает в виде ориентировочной реакции на новый сигнал; ли­бо операцией, являющейся промежуточным условием решения какой-либо задачи (например, задачи опознания); наконец, оно может представить собой цель информационного поиска, в згой случае оно происходит лишь при реализации всех опера­ций, входящих в состав восприятия. Предметное содержание процесса 0. также разнообразно; оно варьирует от обнаруже­ния вспышки на темном фоне (в самом простом случае) до об­наружения ситуации, состоящей из множества изображений (в самом сложном).

ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - совокупность знаний, представлений и образов, формирующихся у оператора СЧМ, о предмет­ном содержании деятельности, о реальной и прогнозируемой обстановке, в которой функционирует СЧМ, о состоянии самой системы управления, а также о потенциальных и актуальных проблемных ситуациях, возникающих в процессе функционирова­ния СЧМ. Образы и представления, включенные в содержание О.- к. м., не являются только отображением обстановки в СЧМ, они играют роль обобщенных схем, используемых при принятии решения и при осуществлении исполнительных действий. Различаются постоянные О.-к. м., характеризующиеся огромной информационной избыточностью, и оперативные О.- к.м., в кото­рых актуализируются и осознаются в тот или иной момент лишь образы и схемы действий, связанные с непосредственно решае­мыми задачами. О.- к.м. - динамическое образование, которое в процессе деятельности трансформируется в проблемную модель ситуации, представляющую собой поле для принятия решения. В О.- к.м. помимо априорных (полученных в процессе обучения) и преобразованных (полученных в процессе анализа информаци­онной модели) данных содержится целый ряд не формализуемых, но необходимых для достижения конечной цели функционирования СЧМ чисто субъективных данных. К ним относятся более широкое представление о задачах СЧМ, мотивы, знание и последствий правильных и ошибочных действий, готовность к маловероятным исходам,

ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - деятельность по решению практических за­дач в быстроменяющихся условиях, которая осуществляется на основе динамического моделирования человеком состояний объ­ектов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуации схем действий управления реальными объ­ектами и процессами.

ОПЕРАТОР (ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР) - термин, выражающий одно из основ­ных понятий эргономики. Употребляется для обозначения роле­вой позиции человека, выполняющего определенные функции и (или) деятельность определенного вида в системе "человек -машина". Степень этой определенности и, соответственно, объ­ем понятия 0. существенно изменялись в процессе развития эргономики, причем по-разному в ее основных направлениях, а до сих пор окончательно не устоялись. Это связано как с постоянным расширением области эмпирического материала эр­гономики (особенно в связи с появлением автоматизированных систем нового типа), так и с динамикой ее внутреннего ста­новления.

В эргономике еще нет общепринятой трактовки понятия 0., и спектр используемых определений чрезвычайно широк: от весь­ма общих (когда 0. именуют любого члена персонала автомати­зированной системы) до весьма частных (когда 0. является, например, тот, кто осуществляет функцию дистанционного уп­равления объектом).

В отечественной литературе по эргономике можно выделить по крайней мере семь типовых определений 0.:

I) 0. является подсистемой замкнутого контура регулирования, и содержание его деятельности состоит в получении, переработке и отправлении информации;

2) 0. - человек, выполняющий некоторую (любую) функцию в СЧМ;

3) 0. - человек, осуществляющий в автоматизированной системе функцию принятия решений;

4) О. - человек, работающий с помощью специального орудия «машины»;

5) 0. – человек, использующий в качестве средств труда различные технические (автоматические) устройства и выполняющий стандартные действия управления каким-либо процессом

6) О. – это тот, кто своевременно, надежно, ответственно, творчески, с высокой готовностью к экстренным действиям в условиях гипокинезии, а часто и в условиях дефицита времени взаимодействует с информационной моделью вдали управляемого объекта;

7) O. - это тот, кто осуществляет деятельность не с peaльными объектами управления, а с их информационными моделями. Специфика деятельности 0. в этих определениях задается по разным основаниям: в одних случаях путем указания только на средства, используемые человеком в деятельности (например, достаточно быть членом персонала автоматизированной системы), в других - на функцию, реализуемую человеком, в третьих – на то и другое.

ОШИБКА ЧИЮВЕКА-ОПЕРАТОРА - вид отказа человека, не связанный с прекращением деятельности или изменением ее цели. Отказ и его разновидность - ошибка могут быть определены только в отношении предписанных действий, для которых задан уро­вень качества достижения целей.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, направленные на решение разнообразных перцептивных задач - таких, как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание. П. д. - активный, динамичный, регулируемый задачами деятельности процесс, обладающий механизмами обратной связи и предвосхищения и подчиняющийся особенностям обследуемого объекта. П. д. осуществляются посредством поисковых, установочных движений рецепторных аппаратов, а также посредством собственно гностических движений. П. д. - существенный компонент деятельности оператора-наблюдателя.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ – формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования некоторой исходной информации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - свойст­во человека-оператора, определяемое совокупностью специаль­ных знаний, умений и навыков, обусловливающее его способ­ность выполнять определенную деятельность с определенным качеством.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ СЧМ - элемент рабочего места человека-операто­ра, на котором размещены средства отображения информации и органы управления СЧМ.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - ОПЕРАТОРА - свойство человека-опера­тора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требу­емого интервала времени.

РАБОЧЕЕ МЕСТО - зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая; деятельность ис­полнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию.

РАСПОЗНАВАНИЕ (ОПОЗНАНИЕ) - процесс сличения наличного стимула с записанными в памяти эталонами, отнесение стимула к определенной категории. 3 опознавательном процессе участвуют зафиксированные в памяти образы знакомку объектов или клас­сов объектов. Их актуализация происходит избирательно и об­условливается стоящей перед человеком задачей, его пред­ставлением о вероятностных характеристиках объектов, о зна­чимости последних в жизни и деятельности человека. В последующем сложном процессе взаимодействия между хранимыми в памяти образами и поступающей информацией анализатор полу­чает какой-то показатель соответствия или несоответствия между ними. В первом случае говорят о положительном Р., во втором - об отрицательном. Если полученный отрицательный результат не отвечает на стоящий перед человеком вопрос, актуализируются вовне следа, выдвигаются новые гипотезы. Эффективность процесса Р. определяется рядом факторов, сре­ди которых основными являются следующие: длина ряда альтер­нативных объектов, мерность стимулов (или число параметров, по которым они различаются), неопределенность реакции, веро­ятность появления стимулов, стратегия распознающего поиска.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ - определение операций (и действий), которые должны выполняться человеком или машиной для обеспечения требуемой эффективности системы.

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА (ССБТ). - Разрабатывает­ся по решению ВЦСПС и Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР. ССБГ включает: основополагающие государственные стандарт государственные стандарты общих требований я норм по виден опасных и вредных производственных факторов; стандарта общих требований безопасности к производственному оборудованию; стандарты общих требований безопасности к производи венным процессам; стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих. В стандарты безопасности труда вес шире включаются требования эргономики.

СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" (СЧМ) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую дея­тельность.

СИСТЕМЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - совокупность технических средств, обеспечивающих представление данных для людей - oпeраторов, а также подачу операторами команд при контроле и управлении. Чаще всего данные воспроизводятся в визуальной форме, и соответственно в состав С.о.и. входят индикаторы информации и устройства отображения информации. Основной целью разработки современных С.о.и. является отоб­ражение данных в видах, удобных для восприятия и переработ­ки их человеком.

СРЕДСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - элемент рабочего места чело­века-оператора, предназначенный для формирования информаци­онной модели. СРЕДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ – совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, которые воздействуют на оператора.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧШВЕКА-ОПЕРАТОРА – пространственно - временная организация выполнения алгоритма деятельности че­ловека-оператора.

ТИПЫ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - качественно различные формы трудовой деятельности оператора, выделяемые в зависимости от основной выполняемой функции и двух видов соотношения: сравнительного удельного веса образного, понятийного и мо­торного компонентов в человеческой деятельности, а также доли труда человека и машины.

I. Оператор-технолог. Непосредственно включен в технологи­ческий процесс, работает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные дей­ствия, руководствуясь четко регламентирующими действия ин­струкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуа­ций и решений. Это - операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы, выполняющие функции формального перекодирования и передачи информации.

II. Оператор-манипулятор. Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсомоторной регуляции и в меньшей степени - понятийного и образного мышления. К числу функций опе­ратора-манипулятора относится управление манипуляторами, роботами, машинами, усилителями мышечной энергии.

III. Оператор-наблюдатель, контролер. Это классический тип оператора (оператор слежения радиолокационной станции, диспетчер транспортной системы). Для данного типа деятельности характерен больший вес информационных и концептуальных моде­лей. Соответственно и у оператора несколько редуцированы кашки управления (по сравнению с первыми двумя типами дея­тельности). Он может работать в режиме как немедленного, так и отсроченного обслуживания. Такой тип деятельности яв­ляется массовым для операторов технических систем, работающих в реальном масштабе времени.

IV. Оператор-исследователь. В значительно большей степени в его деятельности используются аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Орга­на управления играют для него еще меньшую роль, а вес информационных моделей, напротив, существенно увеличивается. К этой категории операторов относятся исследователи любого профиля: пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов (изображений) и т.д.

V. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами система или машины, а другими людьми. Управление осуществляется как непосредственно, так и непосредственно через технические средства и каналы связи, К этой катего­рии операторов относятся организаторы, руководители различ­ных уровней, лица, принимающие ответственные решения, об­ладающие соответствующими знаниями, опытом, тактом, волей, навыками принятия решения и интуицией. Операторы - руководи­тели в своей деятельности должны учитывать не только воз­можности и ограничения машинных компонентов системы, но и в полной мере особенности подчиненных - их возможности и ограничения, состояния и настроения. Основной режим дея­тельности оператора-руководителя - оперативное мышление. Выделение Т.о.д. намечает общие пути согласования внешних и внутренних средств деятельности для существующих видов операторских профессий. Системное изучение структуры каждого Т.о.д. создает возможность проектировать ряд закономер­ностей будущих, только еще создаваемых видов трудовой дея­тельности.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - положительное, эмоционально окрашенное отношение к работе, которое обус­ловлено соответствием актуальных мотивов человека-операто­ра (отвечающих общественной направленности, познавательным, материальным интересам, психофизиологическим возможностям) и условий, содержания и результатов трудовой деятельности.

УТОМЛЕНИЕ - совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека, развивающихся в результате деятель­ности и ведущих к временному снижению ее эффективности. Субъективное ощущение У. называется усталостью. В зависимости от вида выполняемой работы выделяют умствен­ное и физическое У., при котором учитывают отклонения энер­гетических показателей обмена, например изменение темпера­тура тела, биоэлектрических потенциалов. В связи с тем что обнаружилась принципиальная общность физического и умствен­ного У., приобретает большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации У. в звеньях нервной системы, обеспечивающей деятельность человека. Борьба с У. осуществляется внедрением рациональных режимов труда и отдыха, улучшением условий обитаемости, внедрением эргономических рекомендаций по организации рабочего места, панелей и пультов управления, рациональным распределением функций между человеком и машиной. Мощное средство борь­бы с У. - тренировка, которая предусматривает формирование оптимальных функциональных систем, обеспечивающих минималь­ное расходование физиологических резервов при заданной ин­тенсивности, упрочение навыков, правильное распределение микропауз и перерывов в работе. Серьезное значение имеет эмоциональное и мотивационное содержание деятельности. Чем значимее мотивы труда, тем позже наступает У., особенно при мотивах высокого социального значения, имеющих соревнова­тельный характер. Они обусловливают интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции обеспечивают быстрое включение в ритмику труда, длительное сохранение оптимальной работоспособности, способствует долее полной мобилизации физиологических резервов организма.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА - интегральный комплекс на­личных характеристик тех функций в качеств человека, кото­рые прямо или косвенно обусловливают осуществление деятельности.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (в технике) - характеристики человека (или группы людей) и машины (или технической системы), проявляю­щиеся в конкретных условиях их взаимодействия в системе "че­ловек - машина", функционирование которой определяется дос­тижением поставленной цели. Ч.ф. имеют отношение прежде все­го к тому аспекту этого взаимодействия, который определяет­ся деятельностью человека. Правильное сочетание способнос­тей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем "человек - машина" и обусловливает опти­мальное использование человеком технических средств в соот­ветствии с их назначением.

Учет Ч.ф. является неотъемлемой частью проектирования, соз­дания и эксплуатации машин и технических систем, необходи­мым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учет осуществляется при проектировании деятельности человека в системах "человек - машина". Проектирование конкретного вида деятельности предусмат­ривает доследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласования их о внешними средствами деятельнос­ти (документами, алгоритмами, инструментами, органами руч­ного управления и т.д.) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы. На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используется человеком для осуществления этого вида деятельности.

Различают понятия "Ч.ф." и "личный фактор". В отличие от Ч.ф., понятие "личный фактор" (введенное в связи с изуче­нием ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на производстве и транспорте} вклепает индивидуальные ха­рактеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует. Ч.ф. - сравнительно новое понятие, возникшее Б связи с изучением и проектированием систем "человек— машина" как функцио­нального целого.

ЭРГОНОМИКА - научная дис­циплина, комплексно изучавшая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном произ­водстве. Э. возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в совре­менной производстве, существенным изменением трудовой дея­тельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Э. сформировалась на стыке наук - психологии, фи­зиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической ре­волюции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэто­му при проектировании новой и модернизации существующей тех­ники особенно важно Заранее и с максимально доступной пол­нотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необ­ходимо согласовать между собой отдельные рекомендаций пси­хологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т.п., соотнести их и увязать в единую систему требования к тому или иному виду трудовой деятельности человека. Человек, машина и окружающая среда рассматриваются в эрго­номических исследованиях как сложная система. Основной объ­ект исследования Э. - система "человек и машина"; Э. изуча­ет характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия (см. Человеческие факторы), разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функ­ций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем о учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей) и т.д. Ряд эргономических проблем связан с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности для лиц с пониженной трудоспособностью. Э. не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой де­ятельности, связанных с использованием новой техники. Методологическую базу Э. составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем "человек и машина". Э. опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развива­ется в тесном взаимодействии с инженерной психологией, ки­бернетикой, системотехникой, исследованием операций, техни­ческой эстетикой, а также с научной организацией труда и охраной труда. Э. органически связана с художественным кон­струированием. Проблемы Э. разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых, в зависимости от характера решаемых задач, могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизай­неры, архитекторы, инженеры.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ "ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" (СЧМ) - способность СЧМ достигать поставленную цель в заданных условиях и с опреде­ленным качеством.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.