Понятие надежности человека в технических системах. Проблемы аварийности и безопасности при работе с техникой. Вероятностно-временные характеристики деятельности человека. Профессиональная и функциональная надежность оператора. Работоспособность и надежность. Фазы работоспособности оператора. Функциональные состояния человека-оператора и способы контроля за состоянием. Роль самоконтроля как психологического механизма обеспечения надежности деятельности.
Проблема ошибок человека-оператора. Различные подходы к классификации ошибок. Классификационные признаки ошибок. Причины ошибок в профессиональной деятельности. Ошибки умышленные и неумышленные, преднамеренные и непреднамеренные. Личностный фактор как источник ошибок. Пути, способы и методы предупреждения ошибок в деятельности.
Психологические вопросы деятельности в особых условиях. Индивидуально-психологические особенности человека, влияющие на эффективность работы в человеко-машинных системах. Проблема риска в профессиональной деятельности.
Тема 5. Напряженность труда оператора и информационный стресс.
Понятие напряженности деятельности. Проблемы утомления и работоспособности в деятельности операторского типа. Особенности развития профессионального стресса.
Природа информационного стресса человека-оператора. Классификация причин информационного стресса. Роль информационно-когнитивных процессов в развитии стресса. Проявления информационного стресса в психофизиологических реакциях и в поведении. Подходы к исследованию механизмов регуляции, прогнозу и профилактике информационного стресса.
Устойчивость к стрессу в операторской деятельности. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в развитии и преодолении психологического стресса.
Тема 6. Психологические проблемы взаимодействия человека с новыми информационными технологиями.
Инженерно-психологические проблемы диалога человека и компьютера. Понятие пользователя, отличие деятельности пользователя от деятельности оператора. Типы пользователей. Проблемы языка взаимодействия с компьютером. Понятие «дружественного интерфейса» пользователя. Организация работы за персональным компьютером: инженерно-психологические требования к работе за дисплеем. Алгоритмы и процедуры взаимодействия с компьютером. Работа с текстом, инженерно-психологические требования к организации текстовой информации на экране. Организация «рабочего стола» и сайтов. Когнитивная и компьютерная эргономика.
Влияние компьютеризации на психику взрослых людей и детей. Виртуальная компьютерная реальность, компьютерные игры и общение в Интернете. Проблемы компьютерной зависимости и зависимости от Интернета. Этические вопросы в сфере информационных технологий и проблемы информационно-психологической безопасности.
Особенности личности профессионалов в области информационных технологий. Одаренность в сфере информационных технологий. Использование информационных технологий в образовании и психологические требования к обучающим программам.
Литература
Основная
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003.
2. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ:
4. 2001.
5. Голиков Ю.Я. Методология психологических проблем проектирования техники. – М.: ПЕР СЭ, 2003.
6. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. – М., 1994.
7. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001.
8. Практикум по инженерной психологии и эргономике /Под ред. Стрелкова Ю.К. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Ломова Б.Ф. - М., «Машиностроение», 1982.
10. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная
1. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., ИПРАН, 1998.
14. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. – М.: Аспект Пресс, 2003.
15. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека - оператора. М, «Транспорт», 1993.
16. Котик М.А. Курс инженерной психологии. Таллин, 1978.
17. Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972.
18. Крылов А.А., Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. и др. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л.,1974.
19. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. /Под ред. Душкова Б.А. - М., 1983.
20. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.: Медицина, 2000.
21. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984.
22. Леонова А.Б. Основные подходы к изучение профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 3. С.4—21
23. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стресса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
24. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: РАДИКС, 1995
25. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. М., 1970.
26. Лепский В.Е. Концепция субъективно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М., ИПРАН, 1998.
27. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966.
28. Ломов Б.Ф. Человек в системах управления. М. «Знание», 1969.
29. Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем М., «Мир», 1979.
30. Методология инженерной психологии, психология труда и управления. М., «Наука», 1981.
31. Мунипов В.М. Камо грядеши эргономика? М., 1992.
32. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. – Л., 1977.
33. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб, 1996.
34. Основы инженерной психологии / Под ред. Ломова Б.Ф. - М., «Высшая школа», 1977.
35. Основы инженерной психологии / Душков Б.А., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. и др. Под ред.Ломова Б.Ф. - М., 1986.
36. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.