– Чем отличаются такие подходы к изучению этнопедагогики как эмик и этик?
– В чем сущность культурологического и аксиологического подходов к изучению этнопедагогики?
– Назовите источники этнопсихологии и этнопедагогики.
– Раскройте связь этнопсихологии и этнопедагогики с другими гуманитарными науками.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме
Основная литература
1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.
2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
3. Крысько В. Этническая психология : Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/krusko/index.php. - Глава 1, п.1.3.
4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с.
5. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. (Книга доступна в электронной библиотеке biblio-online.ru.) Гл. 1.
Дополнительная литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.
3. Огородникова С.В. Школьный музей нового типа – средство гражданского образования в сельском социуме : метод пособие / С.В. Огородникова, Т.А. Конышева, Т.И. Комарова; под ред. В.С. Данюшенкова. – Киров : Изд–во ВятГГУ, 2009. – 83 с.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, проектор для помощи студентам в презентации результатов использования методов исследования в этнопедагогике.
Тема 1.4. Психологические основы этнопедагогики
Лекция № 4 «Психологические основы этнопедагогики»
Цель: Ознакомить студентов с этнопсихологическими предпосылками этнопедагогики – позитивной этнической идентичностью, этнической толерантностью на групповом и личностном уровнях, сущностью умения организовать оптимальное взаимодействие в этноконтактных группах, а также принципами методически выверенной реализации этнокультурного просвещения.
План
1. Основные характеристики этнопсихологии. Измерение культуры и классификация культур.
2. Этнические различия и этническая идентичность. Национальный менталитет. Национальные стереотипы и предрассудки. Этническая и межкультурная адаптация. Этнические конфликты.
3. Этническая картина мира.
Ключевые понятия: этнопсихология, этническая идентичность, этнической этническая толерантность, этноконтактные группы, культура, этническая культура и культура этноса, национальный менталитет, национальные стереотипы и предрассудки, этническая и межкультурная адаптация, энические конфликты.
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Конспектирование материала лекции по вопросу «Характеристики этнопсихологии как науки» при опоре на интеллект-карту (каждому студенту сокращенная карта выдается на бумажном носителе, где студент имеет возможность сделать пометки замечания)
Проверка записей на схеме
Индивидуальная
Работа с раздаточным материалом по теме «Измерение культуры и классификация культур». Изучив материал о типологии культур, студентам предлагается вывести совокупность характеристик для русской культуры
Представление и защита «портрета» русской культуры
Интеллект-карта по теме «Психологические основы этнопедагогики»
Культура – сложное понятие, относящееся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности (религия, искусство и наука). Культура амодальна: мы можем видеть лишь проявления культуры в продуктах деятельности, ритуалах, традициях и изучать ее, выявляя различия в поведении представителей разных культур. Культура системна: многочисленные элементы культуры имеют иерархическую взаимозависимость и находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи, ни один элемент не может быть адекватно понят вне связи с остальными, равно как и не может существовать в отрыве от всей системы в целом. Носителем и транслятором культуры является личность человека.
Типологии культур
Простота – сложность
Индивидуализм – коллективизм
Открытость–закрытость
Избегание неопределенности
Дистанция власти
Маскулинность–фемининность
Этническая идентификация (её также многие ученые включают в состав национального самосознания) – постепенное перенесение индивидом на себя (интериоризация) качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность. Этническая идентичность – результат процесса этнической идентиифкации, представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением. По мнению Г.У Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, с другой – шире, поскольку содержит в себе слой бессознательного.
Этническая идентичность — это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Смысл данного понятия наилучшим образом отражает именно термин переживание, переживание индивидом отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других общностей, самоопределения в социальном пространстве относительно многих этносов (см. рис.). Приступая к исследованию этнической идентичности, нужно учитывать множество нюансов.
Так, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности — социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Если этничность – аскриптивная (приписываемая обществом) характеристика, то этническая идентичность достигается индивидом в процессе конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней. В реальной жизни субъективная идентичность и социально предписанная этничность далеко не всегда совпадают.
Этничность – особое константное, хотя и различное по интенсивности переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения «нас» с «не–нами» в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве (Г.У Солдатова).
Национальный менталитет – относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.
Этнические конфликты – высшая, наиболее острая форма развития этнических противоречий.
Этническая адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для неё социально-этнических условий или этнической среды.
Понятие о современной этнической картине мира (ЭКМ)
Этническая культура мира – важная составляющая национального менталитета, включающая в себя различные этнокультурные концепты и концептуальные структуры (Сироткина Т.А.). Сердцевиной этнокультуры является ментальность – «совокупность типичных проявлений в категориях родного языка понимания человеком (членом данного культурно–языкового сообщества) внешнего и внутреннего мира, специфическое проявление в процессах познания интеллектуальных, духовных и волевых качеств национального характера» (Алефиренко Н.Ф., 2002)
Этническая картина мира как конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе которого лежат представления о социальной реальности, связывающие субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).
ЭКМ – целостный конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности и имеющий интерсубъективный характер.
Основой конструирования ЭКМ выступает этничность, которая наполнена интерсубъективными смыслами. Этничность представляется характеристикой групповой идентичности, имеющей естественный характер, который проявляется во взаимодействии этнофоров, и отличающей одну этническую группу от другой. Одновременно с этим, этничность может рассматриваться как самостоятельный феномен, наполненный смыслами. Именно в этом аспекте этничность может выступать в качестве основы конструирования интерсубъективного мира носителей этничности и фундамента ЭКМ.
Способы репрезентации ЭКМ: язык, традиции, обычаи, ритуалы, фольклор, искусство, система этнокультурных символов и др. Репрезентации представляются как связь между интерсубъективным миром и реальным. Отмечается, что все вышеперечисленные элементы – вполне конкретные структуры, вырастающие из социокультурного пространства социальной системы и определяющие его содержание. ЭКМ репрезентируется, «является» реальному миру посредством перечисленных структур. Корни вышеуказанных структур лежат в конструируемом ментальном мире.
Это та "призма", через которую представитель этноса смотрит на мир и создает его образ.