Этнопедагогика решает основной вопрос (пока не решен!): ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТНИЧНОСТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫМ, УКОРЕНЕННЫМ, ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИМ ДАННЫМ СВОЙСТВОМ ЧЕЛОВЕКА (ЧЕЛОВЕЧЕСТВА), ИЛИ ЭТО – ФЕНОМЕН СУБЪЕКТИВНОЙ ПРИРОДЫ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНО СКОНСТРУИРОВАН В СООТВЕТСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ИНТЕРЕСАМИ?
На рисунке ниже представлено соотношение межу понятиями «этничность» и «этническая идентичность».
В понимании этнической идентичности, ее сущности и функций, можно выделить три основных подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.
Подход к пониманию сущности этнической идентичности
(≈ этничности)
Автор
концепции
Основные идеи концепции
Примечание
Примордиализм
К. Гирц,
Э. Стюард,
П.ван ден Берге,
Л.Н. Гумилев (социо-биологическое направление),
Ю.В. Бромлей (эволюционно-ист. направление),
– Осознание групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции.
– Этничность – система социально значимых признаков, получаемых или наследуемых при рождении.
– Этничность невозможно создать или разрушить искусственно.
– Этничность рождается в семье – в первом микромире человека,
– Этничность – явление, детерминированное генетическими и географическими факторами.
– Этничность – всеохватывающая форма естественного отбора и родственных связей, которые сохраняют свое значение и в развитых обществах.
– Этническая идентичность – не только продукт генетического кодирования, но и результат человеческой эволюции, эволюционно-исторического развития
Этничность биологически обусловлена!
Инструментализм
Дж. Ротшильд,
К. Янг,
К. Энлое,
70-е гг. ХХ в.
– Этничность – чувство солидарности группы людей, которое формируется при определенных ситуациях и обстоятельства.
– – Этничность – своеобразный источник ресурсов, к которому обращаются люди, когда других источников оказывается недостаточно для достижения поставленных целей.
– Чаще этничность в таком понимании проявляется в периоды межэтнических и межгрупповых конфликтов.
– Этничность – эффективное средство для преодоления отчуждения и восстановления этнического равноправия.
– Этничность присутствует вечно в человеке в латентной (скрытой) форме, актуализируется в случае необходимости. например, политическими лидерами (эта идея сдвигает концепцию в сторону примордиалима!)
Данный подход – всего лишь познавательная ориентация, а не целостная теория объяснения природы этничности.
!! Переходный вариант от примордиализма к непримордиализму
Конструктивизм
Ф. Барт (норвежс. ученый)
Рубеж 70-е гг. ХХ в.
– Не отрицает первоначальной этничности, лежащей в основе жизнедеятельности различных этнических групп, но все её дальнейшее развитие происходит исключительно через приму социальной структуры общества.
– В основе – принцип рационального выбора – человек в различных ситуациях руководствуется принципом рациональности и полезности.
– Социальная сущность играет большую роль, чем этническая принадлежность человека.
– Этнические группы и их свойства возникают и воспроизводятся в результате специфического взаимодействия исторических, экономических и политических обстоятельств: они чрезвычайно ситуационны, но не примордиальны.
– Этнос – общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.
Данный подход – попытка объединить идеи примордиализма и инструменталим.
Когерентная теория этничности
Рассмотренные подходы не носят взаимоисключающего характера, в будущем – ожидается интеграция их наиболее важных аспектов в единую – согласованную – теорию
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Нарисовать шкалу для этнической идентичности с учетом степени этнической толерантности (этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм)