Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ сказки «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» в обработке К. Ушинского



1. Как отражается национальная ценностная парадигма: какие модели решений той или иной проблемы используются?

В сказке отражается ценностная парадигма добра и зла. Проблема достижения жизненных благ решается умением делать добро и помогать окружающим, тогда они обязательно помогут тебе и отплатят благодарностью сполна ( смирная, работящая девочка Машенька накормила мышку, а та помогла ей выиграть в игре в жмурки у медведя, и он отблагодарил Машеньку стадом коней, да возом добра ).

2. Какая педагогическая идея (мораль) заложена в сказке?

Педагогическая идея (мораль) сказки такова: как ты относишься к окружающим, так и они к тебе. И без труда и усердия ничего само собой у тебя не появится. ( Машенька накормила мышку, та ее спасла от медведя, а он наградил девочку; Наташа же швырнула в мышку поленом и она пожелала злой Наташке избитой быть, - так и вышло)

3. Гендерный состав героев (чем обусловлен).

Гендерные роли животных сказки (мышка, медведь) не указываются. Из людей же в сказке есть: дед и баба, и две их дочери – Машенька (дочь деда) и Наташа (дочь бабы). Возможно, преимущество в числе женщин над мужчинами обусловлено тем, что у нас в России больше женщин, чем мужчин. Или, еще одно предположение, в сказке показано главенство женщины над мужчиной, и автор обилием женских ролей хотел усилить это впечатление.

4. Взаимоотношения старших и младших (родителей/ детей, братьев/сестер) - какие стили общения в них отражены?

У бабы авторитарный стиль общения и с дедом, и с падчерицей Машенькой (Машеньку невзлюбила , мужика заела ), в речи проскальзывает приказной тон и зависть к ним обоим. К дочке же своей отношение лучше (моя Наташа не чета твоей Машке ).

У Наташи отношение к деду и сестре полностью соответствует маминому. К матери она испытывает уважение и любовь, а возможно, и страх.

У деда с Машенькой добрый, уважительный, понимающий стиль общения (деду пришлось оставить дочку в лесу, в землянке одну: завтра я приеду тебя проведать, и она покорно приняла и поняла это решение). К бабе и Наташе они относятся смирно, потакают их прихотям и выполняют их приказы.

5. Каким образом усваиваются героями ценностные нормы? (устно, примером других, через собственный опыт и т.д.)

В сказке показано, что злая и ленивая девочка Наташа, должна была научиться у доброй Машеньки теплому и заботливому отношению к окружающим, трудолюбию и честности на собственном горьком опыте (после того как медведь ее избил, и мышка не помогла ей избежать этой участи).

6. Какие черты национального характера проявляются в действиях и установках героев?

К сожалению, чертами русского характера обладают и дед с Машенькой, и баба с Наташей. Первые: покорностью и послушанием, добротой и трудолюбием, бесстрашием и честностью. Вторые: завистью и злобой, верой в то, что все появится само собой.

7. Какой урок (вывод) может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой?

Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Проверка уровня развития профессиональной этнотолерантности у педагога (прохождение теста): Опросите любого из Ваших однокурсников. Оцените результат развития профессиональной толерантности у респондента. (Источник: Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И.Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2003.-84 с.) –Составление раздела Портфолио «Методическая копилка диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник»: задание из шкалы баллов 6 неделя семестра Проверка записей в этнопедагогчисеком портфолио
Групповая Подготовка к следующему семинару № 6 «Мир детства: понятие и современные проблемы» (по группам): Повторить из курсов социальной педагогики вопросы: – особенности и социальные проблемы детей с девиантным поведением; – социальные проблемы беспризорных детей; – социально–психологические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья; – социально–психологические проблемы детей-беженцев и эмигрантов; – социально–психологические проблемы детей, лишенных родителей. – Социальная защита детства (основные документы, направленные на реализацию прав ребенка). – Что такое «субкультура детства»: что это такое? 6 неделя семестра Участие в мини–конференции по проблемам детства на следующем семинаре
Индивидуальная (по выбору студента) – Прочтите работу А.В. Маркова «О методе изучения загадок» и подготовьте для детей старшего дошкольного возраста сообщение «Этимология слова «загадка»». В чем вы видите педагогический смысл, идею загадки? Для выполнения задания воспользуйтесь учебным пособием «Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие/ сот. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; под ред. Б.Г. Круглова. – М. : Высшая школа, 2003. – 170 с.». – Выявите основные функции загадки. – Прочтите работу известного русского фольклориста М. А. Рыбниковой «Загадка. Её жизнь и природа». Составьте мнемокарту предметного поля загадки 6 неделя семестра Представление и защита итогов выполнения конкретного задания из трех предложенных

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.