1. Как отражается национальная ценностная парадигма: какие модели решений той или иной проблемы используются?
В сказке отражается ценностная парадигма добра и зла. Проблема достижения жизненных благ решается умением делать добро и помогать окружающим, тогда они обязательно помогут тебе и отплатят благодарностью сполна ( смирная, работящая девочка Машенька накормила мышку, а та помогла ей выиграть в игре в жмурки у медведя, и он отблагодарил Машеньку стадом коней, да возом добра ).
2. Какая педагогическая идея (мораль) заложена в сказке?
Педагогическая идея (мораль) сказки такова: как ты относишься к окружающим, так и они к тебе. И без труда и усердия ничего само собой у тебя не появится. ( Машенька накормила мышку, та ее спасла от медведя, а он наградил девочку; Наташа же швырнула в мышку поленом и она пожелала злой Наташке избитой быть, - так и вышло)
3. Гендерный состав героев (чем обусловлен).
Гендерные роли животных сказки (мышка, медведь) не указываются. Из людей же в сказке есть: дед и баба, и две их дочери – Машенька (дочь деда) и Наташа (дочь бабы). Возможно, преимущество в числе женщин над мужчинами обусловлено тем, что у нас в России больше женщин, чем мужчин. Или, еще одно предположение, в сказке показано главенство женщины над мужчиной, и автор обилием женских ролей хотел усилить это впечатление.
4. Взаимоотношения старших и младших (родителей/ детей, братьев/сестер) - какие стили общения в них отражены?
У бабы авторитарный стиль общения и с дедом, и с падчерицей Машенькой (Машеньку невзлюбила , мужика заела ), в речи проскальзывает приказной тон и зависть к ним обоим. К дочке же своей отношение лучше (моя Наташа не чета твоей Машке ).
У Наташи отношение к деду и сестре полностью соответствует маминому. К матери она испытывает уважение и любовь, а возможно, и страх.
У деда с Машенькой добрый, уважительный, понимающий стиль общения (деду пришлось оставить дочку в лесу, в землянке одну: завтра я приеду тебя проведать, и она покорно приняла и поняла это решение). К бабе и Наташе они относятся смирно, потакают их прихотям и выполняют их приказы.
5. Каким образом усваиваются героями ценностные нормы? (устно, примером других, через собственный опыт и т.д.)
В сказке показано, что злая и ленивая девочка Наташа, должна была научиться у доброй Машеньки теплому и заботливому отношению к окружающим, трудолюбию и честности на собственном горьком опыте (после того как медведь ее избил, и мышка не помогла ей избежать этой участи).
6. Какие черты национального характера проявляются в действиях и установках героев?
К сожалению, чертами русского характера обладают и дед с Машенькой, и баба с Наташей. Первые: покорностью и послушанием, добротой и трудолюбием, бесстрашием и честностью. Вторые: завистью и злобой, верой в то, что все появится само собой.
7. Какой урок (вывод) может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой?
Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Проверка уровня развития профессиональной этнотолерантности у педагога (прохождение теста):
Опросите любого из Ваших однокурсников. Оцените результат развития профессиональной толерантности у респондента. (Источник: Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И.Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2003.-84 с.)
–Составление раздела Портфолио «Методическая копилка диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник»: задание из шкалы баллов
6 неделя семестра
Проверка записей в этнопедагогчисеком портфолио
Групповая
Подготовка к следующему семинару № 6 «Мир детства: понятие и современные проблемы» (по группам):
Повторить из курсов социальной педагогики вопросы:
– особенности и социальные проблемы детей с девиантным поведением;
– социальные проблемы беспризорных детей;
– социально–психологические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья;
– социально–психологические проблемы детей-беженцев и эмигрантов;
– социально–психологические проблемы детей, лишенных родителей.
– Социальная защита детства (основные документы, направленные на реализацию прав ребенка).
– Что такое «субкультура детства»: что это такое?
6 неделя семестра
Участие в мини–конференции по проблемам детства на следующем семинаре
Индивидуальная (по выбору студента)
– Прочтите работу А.В. Маркова «О методе изучения загадок» и подготовьте для детей старшего дошкольного возраста сообщение «Этимология слова «загадка»». В чем вы видите педагогический смысл, идею загадки? Для выполнения задания воспользуйтесь учебным пособием «Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие/ сот. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; под ред. Б.Г. Круглова. – М. : Высшая школа, 2003. – 170 с.».
– Выявите основные функции загадки.
– Прочтите работу известного русского фольклориста М. А. Рыбниковой «Загадка. Её жизнь и природа». Составьте мнемокарту предметного поля загадки
6 неделя семестра
Представление и защита итогов выполнения конкретного задания из трех предложенных