Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме



Основная литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2.

2. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс.

3. Крысько В.Г. Этническая психолгия : учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)

4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с. Введение, параграф 1.

5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.

6. Садохин А.П. Основы этнологии : учебное пособие / А.П. СТ.Г. Грушевич. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 354 с. Режим доступа в Интернет: http://www.biblioclub.ru/book/119009/.

Дополнительная литература:

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. № 7.1988.

3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М: Рольф, 2000.

4. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с. .

5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб. : Питер, 2004 – Глава 1. П. 1.1.

6. Платонов Ю.П. Психология национального характера : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с. Раздел 3, Глава 7–11.

7. Базунов Е.П. Происхождение человека современного типа как формы Разума и его будущее : монография / Е.П. Базунов. – СПб. : Алетейя, 2012. – 163 с. Режим доступа в Интернет: http://www.biblioclub.ru/book/119621/

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, портреты педагогов-классиков и современных ученых, внесших вклад в становление и развитие этнопедагогики.

 

 

Семинар № 3. «Этнические различия и национальный менталитет»

Интерактивное занятие

План

1. Структура этнической психологии.

2. Этническая идентичность.

3. Этнопсихология личностных свойств.

4. Национальный характер и менталитет.

5. Этническая картина мира.

 

Ключевые понятия семинара

этнос, этническая идентичность, этнопсихология, национальный характер, менталитет, этническая адаптация, межэтнические отношения.

 

Ход семинара

1. Работа с этнологическим словариком (повторение этнопсихолоических терминов по интеллект-схеме) и запись в собственный словарь (глоссарий).

2. Выступления студентов по результатам самостоятельной домашней работы по исследованию национальных (этнических) стереотипов (2 задания из шкалы баллов).

3. «Конструирование» образа собственной этнической картины мира, основанной на поиске ответов на проблемные вопросы семинара.

 

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Работа с этнологическим словариком.   Проверка записей в этнопедагогчисеком портфолио.  
Групповая – «Мозговой штурм» по выведению определений этнического стереотипа, выявлению их свойств и характеристик. – Попытайтесь объяснить, почему подбирая пословицы, которые бы наилучшим образом отражали русский характер, большинство респондентов выбирали следующие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Русский мужик задним умом крепок», «На Руси, слава Богу, дураков на сто лет запасено», «Работа не волк, в лес не убежит». Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.   Участие в мини-дискуссии
Индивидуальная Выступления студентов по результатам самостоятельной домашней работы по исследованию национальных (этнических) стереотипов Презентация результатов исследования, участие в обсуждении полученных результатов.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) 1. Подготовка сообщения (3–5 страниц текста) по теме «Мигрантская педагогика: программы, методы, трудности» (задание из шкалы баллов). ! Рекомендуется докторская диссертация М.В. Дюжаковой (ДЮЖАКОВА МАРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИИ И США) 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наукСанкт-Петербург, 2009.) 2. Выполнение комплексного задания «Описание национального характера какого-либо народа» (алгоритм описания см. ниже таблицы) 4-я неделя семестра Проверка конспекта материала в этнопедагогическом портфолио студента.   Выступление с сообщением на следующих семинарах
Групповая      
Индивидуальная «Конструирование» образа собственной этнической картины мира, основанной на поиске ответов на проблемные вопросы семинара 4-я неделя семестра Проверка записи в тетради или Портфолио
По выбору студента Подготовка к следующему семинару № 4 «Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей» Изучение информации и подготовка выступлений на 3–5 мин по проблеме «Модели и системы социализации детей в современном мире». Возможно использование материалов сайта 6 http://ethnopsyhology.narod.ru/study/socialization/index.htm – Исследования социализации (теории).   4-я неделя семестра Конспект в тетради или портфолио

 

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ:Составьте описание национального характера какого-либо народа (на выбор). Это может быть большая группа (немцы, французы, японцы и т.д.), либо малая народность (тофалары и т.д.).

От Вас требуется не только охарактеризовать основные национально-психологические особенности представителей данной этнической группы, но также проследить причины формирования этих особенностей; их взаимосвязь с исторической, политической, экономической, социальной историей народа; предложить прогноз развития взаимоотношений данного этноса с другими на основе выделенных характеристик.

Возможная структура отчета о проведенном исследовании:

1. Название и краткая характеристика выбранного этноса (территория проживания, примерная численность, основные виды деятельности).

2. Основные черты национального характера данного этноса (на основе этнопсихологических исследований: ссылки на авторов!). Здесь необходимо опираться на теоретические концепции национального характера (например, концепцию Лурье – описать через нее). Описать базовую (или модальную) личность данной культуры. Какие механизмы социализации преобладают в данной культуре? Есть ли интересные особенности культурной социализации детей? Есть ли примеры культурно-специфичных заболеваний, психических патологий?

3. К какому типу культур (по Бенедикт, Мид и т.д.) Вы могли бы отнести данный этнос? Почему?

4. Какие механизмы поддержания этнической идентичности использует данный народ? Проявляет ли этноцентризм? В каких формах? Участвует ли в этнических конфликтах?

5. Стереотипные представления об основных чертах национального характера данного этноса, отраженные в культуре и искусстве (фильмах, литературе, анекдотах и т.д.), а также выявленные в научных исследованиях: степень истинности данных стереотипов (на Ваш взгляд и на основе этнопсихологических исследований). Здесь можно добавить личный опыт общения с представителями данной этнической группы, если таковой имеется.

6. Характеристики вербальной и невербальной коммуникации: как представители данного этноса ведут себя в межличностном общении? Культурно-специфические нормы и традиции общения. Традиции семейных отношений.

7. Исторический путь формирования основных особенностей национального характера данного этноса (географический детерминизм, виды деятельности, исторические события и т.д.) – все, что покажется Вам важным в формировании данного национального характера.

8. Каким образом особенности национального характера данного народа влияют на выстраивание взаимоотношений с соседями, как отразились на текущем социально-экономическом и политическом положении данного этноса? Здесь необходимо затронуть психологические механизмы возникновения и протекания этнических конфликтов, механизмы межгруппового восприятия и т.д. (см. учебник Стефаненко).

9. Предложите прогноз развития данной этнической группы с учетом национально-психологических особенностей ее представителей (можно использовать теорию развития этноса, например, Гумилева).

10. Составьте рекомендации для эффективного общения, взаимодействия с представителями данного этноса. Что бы Вы посоветовали человеку для успешной адаптации в данной культуре?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.