Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма текущего контроля



Индивидуальные выступления студентов по результатам самостоятельной домашней работы по исследованию национальных (этнических) стереотипов.

Материалы текущего контроля:

Найдите ответы на вопросы:

– В чем причина разнообразия культур и форм ее проявления?

– Назовите предмет этнопсихологии. В чем, по мнению Г.С. Солдатовой, разница между этническим самосознанием и этническим сознанием?

– Дайте понятие «этническая идентичность». Почему этническая идентичность уже этнического сознания и почему шире?

– В чем Вы видите взаимосвязь позитивной этнической идентичности и толерантности?

– Как называются основные теории происхождения этнической идентичности?

– Какой теории «примордиализм» или «конструктивизм» Вы придерживаетесь? Обоснуйте свою точку зрения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме

Основная литература

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. (Глава 2, 3.)

2. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология: учебное пособие / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов–на–Дону : Феникс, 200. – 448 с. разделы 6, 7.

3. Крысько В.Г. Этническая психолгия : учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)

4. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. (Книга доступна в электронной библиотеке biblio-online.ru.) Гл. 1 (1.3. Этнос как социокультурная реальность 1.3.1. Механизмы функционирования этнических феноменов)

5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.

6. Платонов Ю.П. Психология национального характера : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с.

7. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с..

8. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. пособие. М.: Ин-т психологии РАН «Академический проект», 2008.

9. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.

10. Историческая этнология (учебник для вузов). – Режим доступа : http://ethnopsyhology.narod.ru/svlourie/hist-ethnology/index.htm. Глава 10, 11.

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, проектор для помощи студентам в организации презентации результатов экспериментального исследования по изучению этнических стереотипов.

 

 

Семинар № 4 «Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей»

Интерактивное занятие

План

1. Межэтнические отношения: национальные стереотипы и предрассудки, этнические конфликты.

2. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире.

3. Учет национально-психологических особенностей воспитательной работы в коллективе.

 

Ключевые понятия семинара:воспитание, социализация, национальные стереотипы, предрассудки, этнические конфликты, модели и системы этносоциализации.

 

Ход семинара

1. Работа с этнологическим словариком (повторение этнопсихолоических терминов по интеллект-схеме) и запись в собственный словарь (глоссарий).

2. Разработка по группам презентации различных моделей и систем социализации детей в современном мире, в т.ч. этносоциализации:

– Какие нравственно-духовные ценности составляют основу традиционных моделей воспитания у разных народов?

– В чем особенность традиционной модели воспитания у русского народа?

– В чем особенность традиционной модели воспитания у чувашского народа?

– В чем особенность традиционной модели воспитания у народов Дагестана?

– В чем особенность традиционной модели воспитания у северных народов?

– Обеспечивают ли традиционные модели воспитания социализацию детей в современном мире? Каким образом?

 

3. Решение этнопедагогических задач.

 

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Работа с этнологическим словариком: объяснение ключевых понятий семинара:воспитание, социализация, национальные стереотипы, предрассудки, этнические конфликты, модели и системы этносоциализации. Проверка записей в этнопедагогчисеком портфолио
Групповая Разработка по группам презентации различных моделей и систем социализации детей в современном мире, в т.ч. этносоциализации. При этом все 4 группы отвечают на два одинаковых вопроса «Какие нравственно-духовные ценности составляют основу традиционных моделей воспитания у разных народов?» и «Обеспечивают ли традиционные модели воспитания социализацию детей в современном мире? Каким образом?» и на один из четырех вопросов: – В чем особенность традиционной модели воспитания у русского народа? – В чем особенность традиционной модели воспитания у чувашского народа? – В чем особенность традиционной модели воспитания у народов Дагестана? – В чем особенность традиционной модели воспитания у северных народов? Презентация традиционных моделей воспитания разных народов.
Индивидуальная Решение этнопедагогических задач Представление и защита решения конкретной задачи

 

Содержание этнопедагогических задач

I часть заданий:

– Большинству культур присущ достаточно высокий уровень родительского принятия и заботы о детях. В разных культурах имеется свой уровень родительского контроля, родительской строгости или вседозволенности. Приведите примеры.

– Разработка по группам презентации различных моделей и систем социализации детей в современном мире, в т.ч. этносоциализации.

– Определите с опорой на пословицы, какие методы воспитывают гостеприимство у детей разные народы: английская – «Мой дом – моя крепость», цыганская «У цыган дом – три кола, а посредине – головня», русская «гость в дом – Бог в дом». Почему так устойчиво держится обычай гостеприимства одним из главнейших? Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру? почему гость аналогичен приходящему божеству – Дионису?

– Приведите примеры поговорок и пословиц, раскрывающих нравственные идеалы и стремления народов.

– Что такое «вежество»? О каких двух вежествах идет речь в былине: «У Добрыни вежество врожденное и ученое. Умеет Добрыня слово молвити. Перед тем царем–Батыем поклонитися, поклонитися умеет и похвалитися».

– Совершенствование человека представлялось народом вполне конкретно и определенно: речь шла не только о синтетическом образе совершенного человека, но и о формировании конкретных качеств личности. Назовите примеры формирования конкретных качеств личности средствами устного народного творчества.

– В каком виде в народной педагогике передаются детям знания о нормах морали? вспомните сказки, в которых содержатся указания на вполне конкретные правила и нормы морали.

– С.В. Лурье пишет: «Чтобы приступить к реальному действию, человек должен иметь представление о том, при каких обстоятельствах это действие осуществимо: кто он такой, что может он совершить; какими качествами он должен обладать (какие качества себе приписывать); в каких отношениях он должен находиться с другими людьми, нуждается ли он в их помощи или он способен помочь себе сам, могут ли оказать ему помощь другие; каким образом возможно совместное действие, и какими качествами должен обладать коллектив людей, чтобы решиться на действия». Можете ли Вы выстроить систему своих реальных действий? От каких факторов социализации будет зависеть выстраивание вами собственных действий? Как это соотносится с этнической культурой, в которой Вы находитесь?

– Перечислите субстантивные термины, обозначающие качества совершенного человека в народной педагогики. Перечислите адъективные выражения, обозначающие качества совершенного человека в народной педагогики.

– Назовите советы по сохранению и укреплению здоровья, выраженные в пословицах и поговорках разных народов (Деньги – медь, одежда – тлен, здоровье всего дороже).

– Продолжите советы по сохранению здоровья: «Лук семь недугов лечит», «Лук да капуста лихого не пропустят», «Баня – мать вторая: кости расправит, все тело направит».

– В русской народной культуре только труженицу назовут красавицей, красивая бездельница не будет считаться хорошей невесткой, женой, матерью. Что включает в себя содержание физического воспитания? Когда произошло отделение физического воспитания от умственной и трудовой деятельности?

– Почему в отличие от замужней женщины девушку считали «бездомной»? Определите этимологию слов «невеста», «свекровь», «шурин», «зять». Как происхождение некоторых слов связано со здоровьем будущего рода?

– Почему греки называли красоту «аристон», что значит «чувство меры»?

– Какими словами в сказках описывалась красота девушек? Приведите примеры конкретных сказок. Будут ли эти эпитеты отличаться друг от друга, если речь идет о сказках разных народов?

 

II часть заданий

Прочитайте задания. Выберите один из предложенных вариантов ответа. Поясните одним-двумя предложениями свой выбор.

 

Ситуация 1. Русская девушка Юлия, которая недавно приехала в Австралию, идет на прогулку со своим другом Марком. Она берет его за руку. Марк показался немного удивленным, но потом начал улыбаться больше и больше. В конце вечера он попытался ее поцеловать, что удивило Юлю, поскольку она этого не ожидала. Через несколько дней ситуация повторилась и с другим ее другом. Юля совсем растерялась: неужели у всех Австралийцев такие плохие манеры или это она настолько привлекательна? Пожалуйста, помогите ей понять, почему это с ней происходит.

a) Ее друзья влюбляются в нее, потому что она очень привлекательна.

b) Ребята легко целуют девушек в первый вечер, если она им нравится.

c) У ее новых друзей плохие манеры.

d) Ребята расценили жест Юли как знак к началу более близких отношений.

 

Ситуация 2. Инцидент в автобусе.

Иван Иванович Иванов, крупнейший специалист в области этнопсихологии, был приглашен на Северный Кавказ, в университет города N для чтения курса лекций по психологии этнической толерантности. На вокзале Ивана Ивановича встретил его университетский друг Барасби и сразу же пригласил на свадьбу своего младшего брата, которая должна была состояться на следующий день. Вот что произошло с нашим героем.

Утром Барасби и Иван Иванович вместе с другими гостями собрались около автобуса, чтобы ехать в селение, где должна была состояться свадьба. Барасби предложил Ивану Ивановичу сесть на переднее сиденье, а сам отошел, чтобы решить какие–то вопросы по организации торжества. Так как автобус стал быстро заполняться гостями, наш герой занял соседнее место для Барасби. Через некоторое время в автобус вошел почтенный старец в большой папахе и собрался сесть рядом с Иваном Ивановичем, но тот вежливо сообщил ему, что место занято. Несмотря на это, кавказец не отходил, и Иван Иванович вынужден был еще раз попытаться объяснить ему, что место занято, и указать на множество свободных мест сзади. В это время в автобус вошел Барасби, поспешил к пожилому человеку, помог ему сесть на выбранное место и долго перед ним извинялся. Иван Иванович был в недоумении, всю дорогу его терзало неприятное ощущение, что он сделал что–то не так.

Как Вы думаете, как Барасби объяснил случившееся Ивану Ивановичу? Выберите подходящий, по Вашему мнению, ответ:

1. Почтенный старец занял это место раньше, поэтому так настойчиво пытался сесть на это место.

2. Почтенный старец не владел русским языком, поэтому он не понял Ивана Ивановича, решив, что тот хочет уступить ему свое место.

3. Почтенный старец не хотел сидеть рядом с «чужаком» и надеялся, что вынудит его перейти вглубь автобуса, сев на занятое для Барасби место.

4. Почтенный старец действовал, исходя из принципов, сложившихся в течение всей его жизни.

 

III часть заданий

1. Рассмотрите ситуации, которые предназначены для обучения кавказцев и русских в межнациональном культурном центре г. Ставрополя. Чем они похожи и чем отличаются по содержанию? Почему? Выскажите свое мнение относительно ситуаций.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.