Если Вам знакомо Имя клиента, то непременно обращайтесь к нему только по Имени. Обращение по имени — это как доверительное отношение близкого круга. Это теплое обращение родителей и друзей. Каждого из нас приятно, когда к намобращаются по имени, которое сопровождает нас всю жизнь.
Имя как обращение произносится чуть громче других слов в предложении, как и все слова вежливости. Между Именем и другими словами выстраиваются интонационные паузы, выполняя роль золотой рамки для красивого слова.
Смелееиспользуйте обращения: госпожа, господин. Или привычныеобращения для клиента, если он житель англоязычной страны:мисс, леди, мистер, джентльмен; франкоязычной: мадемуазель, мадам, месье. Для испано- и итальяноговорящих клиентов используйте: сеньорита, сеньора, сеньор. И так далее. В каждой стране мира есть свое обращение, к которому люди привыкают с детства и естественно его воспринимают.
Заведите индивидуальный «блокнот вежливости». Коллекционируйте все изящные фразы и приятные обращения, которые затем будут удачно применены Вами в общении с клиентами. Выпишите фразы вежливости на распространенных иностранных языках. Владейте свободно всемирной покоряющей вежливостью. Пусть это станет Вашим преимуществом. Вовлеките в этот процесс своих иностранных гостей: им
будет необыкновенно приятно обучить Вас фразам вежливости своей страны.
Правило второе
Никогда не делайте замечаний клиенту. В частности, по поводу того, что он тихо или громко говорит. Если клиент говорит громко, то начните произносить слова чуть тише, чем он. Почувствуйте себя камертоном при настраивании тональности вашей беседы, задающим, определяющим общее настроение, общий тон.
Проанализируйте громкость Вашего голоса, вернее, прочувствуйте его силу. Произнесите любую фразу: сначала громко, заполняя пространство вокруг себя, постепенно усиливая каждое слово и представляя тех, кто должен это услышать. Варьируйте громкость голоса в зависимости от содержания речи. Ощутите вибрацию голоса телом. Вибрируйте приятно для себя и для других ушей, кому посвящаются Ваши речи. Управляйте своим голосом!
Клиентовне стоит осуждать за ихневнимательность илиплохое настроение, тем более, если Вы не знаете причину такого поведения. В то же время хорошо знать и иметь возможностидля изменения или поднятия их настроения!
Для насдолжно иметь значение не с каким настроением к нам пришли,а с каким от насуходят. Это личная ответственностькаждого работника сервиса. Созданное нами хорошее настроениенепременно передается другим людям через нашихклиентов. Будьте мастером хорошего настроения!
Придумайте несколько «хитростей», как изменить в лучшую сторону настроение Ваших посетителей. Может быть, то, что веселит Вас, поможет поднять настроение и клиенту? Не бойтесь прослыть неоригинальным, повторяя знакомые шутки. Не позволяйте клиенту предаваться долгой грусти, хотя бы, пока Вы находитесь рядом с ним. Ставьте всегда своей целью поднять настроение клиенту чего бы Вам это ни стоило!
Любой диалог обязательно заканчивайте оптимистичной фразой. Пусть позитив будет обязательно за Вами. Это Вам подарит ощущение благоприятного развития отношений с клиентом и в дальнейшем.
В любом диалоге находите идею позитива. Например, клиент говорит: «У меня плохое настроениеи мне все не нравится сегодня». Вы отвечаете: «Как хорошо, что Вы появилисьу нас!У Вас сейчас начнет подниматьсянастроение». Или клиент: «Мнеэто не нравится». Вы: «Теперь Вы точно знаете, что в следующий раз не станете это заказывать».
Правило третье
Находясь на рабочем месте, всегда сохраняйте отношения «клиента и продавца» высокого уровня. Даже со своими случайно зашедшими друзьями в качестве посетителей в место, где Вы работаете. Им будет особенно приятно и неожиданно открыть в Вас новые качества профессионального обслуживания. Играйте и улыбайтесь! Им это понравится. Запомните, что за «свои отношения» деньги не платят. Окажите им услуги класса люкс!
Не следует использовать место своей работы для личных знакомств и свиданий. Разделяйте личное и профессиональное. Определите для себя приоритеты.
Не объединяйтесь с недовольными клиентами в критике каких-либо мест, предложений и концепций, особенно, заведения, в котором Вы работаете. Это не возвысит Вас над критикуемым, но может повлиять на Вашу репутацию тактичного человека. Если Вы подвергаете критике место своей работы, то критикуете и себя. Конструктивным решением может быть внесение позитивных предложений для разрешения ситуации.
Вы можете утверждать, что место Вашей работы является «люксовым». Но клиент все равно получает информацию < уровне сервиса по отличительным признакам, в частное! по отношению к нему всего персонала.
Помните, что только люди оживляют, приземляют или возвышают любые проект, идею, бизнес своими отношением, действиями, чувствами. Без нашего воодушевления все теряет свою привлекательность.
Правило четвертое
Не пытайтесь извлечь из общения с клиентами какую-либо личную выгоду. Если Вам что-нибудь нужно от собеседника! или Вы хотите воспользоваться его помощью, открыто просите его об этом, в рамках корпоративного кодекса общения.
Люди любят помогать и подсказывать. Если даже умеют этого показать, знайте, что своей просьбой и благодарностью Вы доставили им удовольствие. И лучше, ков чаще повторяться в благодарностях, чем в просьбах.
Когда идет свободное доверительное общение, нелепо думать о том, насколько оно выгодно. При взаимной симпатии все произойдет само собой, наилучшим для всех образом.
Можно считать успешным общение, когда участники не чувствуют себя использованными в интересах других. Ни кто не любит быть использованным.
Правило пятое
Будьте одинаково доброжелательны ко всем гостям. «Мне будет приятно, если я смогу Вам чем-то помочь», «Пожалуйста, я с удовольствием к Вашим услугам», «Чем я могу быть Вам полезным (-ой)?», «Вы можете рассчитывать на меня, я Вам с удовольствием помогу!» — эти фразы направлены ко всем без исключений.
представляйте, что все Ваши клиенты — особы королевских кровей и обходитесь с ними соответствующе. Поверьте, им будет очень приятно такое внимание. Не вынуждайте клиентов демонстрировать свои благополучие и состоятельность.
Если клиент находится в вашем заведении, то он уже обладает прекрасным вкусом и состоянием. Отнеситесь к нему, как к чрезвычайно богатому и важному гостю! Тогда у него появится желание продемонстрировать качества, свойственное вниманию высокого уровня.
Обслуживайте всех клиентов, как будто они самые важные гости. Отнеситесь к ним так, и они станут такими!
Дистанция
Дистанция недоступности существует между людьми ровно до момента соприкосновения взглядом, словом, рукопожатием или объятием. Потом она меняет свое качество. Она может стать теплой. Близкой. Партнерской. Свободной. Приятной. Прозрачной.
С появлением клиента в пространстве мы должны показать нашу доступность для него. Мы первыми мягко проявляем инициативу сближения.
Не подходите к клиенту слишком близко. Дистанция должна быть примерно такой, чтобы мы, не смотря снизу вверх или сверху вниз, видели человека полностью.
Вокруг каждого человека существует личное пространство примерно на расстоянии вытянутой руки. Не входите в «круг
личного пространства» клиента, чтобы не вносить дискомфорта от присутствия в нем незнакомого человека. Сохраняйте дистанцию. Это естественное желание ощущать свои независимость и защищенность.
Если Вы проходите мимо кого-то, попадая в круг личного пространства, то извинитесь за это случайное вторжение произнеся слова: «извините», «прошу прощения», «позвольте», «sorry», «pardon». Проявите уважение к свободе личного пространства человека.
Вообразите, что клиент находится в центре круга, нарисованного белым мелом на расстоянии вытянутой руки! Приближаясь к кругу, максимально раскрывайтесь, проявляя свою вежливость и профессионализм. Очерченный участок можно назвать «кругом реализации Ваших превосходных возможностей». При удалении от воображаемого круга, расслабляйтесь. Такая техника комбинирования состояний поможет использовать Вам свои ресурсы с максимальной эффективностью и правильной затратой энергии.
Как только клиент освоится в незнакомой обстановке, можно постепенно сокращать дистанцию. В этом Вам поможет улыбка. Улыбающийся человек красив и симпатичен всем. Улыбкой он освещает свою внутреннюю красоту. На улыбающихся людей приятно смотреть.
Улыбайтесь. Всегда улыбайтесь!
Можно с удовольствием провести время в местах, где люди часто улыбаются и светятся радостью. Это один из лучших видов отдыха и туда хочется вернуться. Только улыбка может вызвать добрую улыбку в ответ.
Общаясь с клиентом, стойте напротив него. Клиенту важно видеть человека, которому он собирается доверить осуществление своего желания.
Расправьте плечи с гордостью, смотрите в область переносицы собеседника. Не позволяйте взгляду «гулять» по лицу или смотреть бегло снизу вверх или сверху вниз. Фиксируйте свой взгляд для концентрации внимания.
Уверенно стойте на двух ногах, ощущая свою силу положения. Не скрещивайте руки на груди. Не прячьтесь, будьте открытыми для теплого контакта. Своей открытостью мы побуждаем людей к доверию и откровенности.
Направьте ось своей груди в сторону клиента, который находится рядом с Вами. Так информация и пожелания клиента не пройдут мимо Вас.
Если Вам предстоит сопровождать клиента, то Ваш корпус должен располагаться на полшага впереди гостя. Чувствуйте шаги и ритм движения клиента. Сохраняйте презентационную осанку и в то же время проявляйте удовольствие от сопровождения, от ощущения себя ведущим.
Сопровождайте путь клиента приятными рассказами, историями, презентациями всего, что попадается на Вашем пути следования. Презентуйте все самое лучшее!
Если при сопровождении клиента чувствуется неловкость, возьмите несколько уроков парного танца, например, танго. Научитесь танцевать этот танец, и Вы начнете чувствовать партнера, овладеете способностью свободно вести и следовать. Танцуйте!
При общении с клиентами и со своими коллегами наши жесты объясняют многое быстрее, чем наши слова. Говорите с помощью выразительных жестов. Дирижируйте!
Если клиент располагается у Вас по правую руку, то все указывающие жесты выполняются левой рукой. Как и наоборот. Это очень важно. Пространство между вами будет всегда открытым. То* же самый «закон открытости» действует и тогда, когда Вы располагаете предметы перед клиентом. Если Вы находитесь с левой стороны, то перемещайте предметы левой рукой, если с правой — то правой рукой. Обратите на это внимание. Таким образом мы не перечеркиваем круг доверия, который чутко создавался с самого начала.
Когда Вы на что-нибудь указываете рукой, то в ту же сторону слегка наклоняйте голову. Иными словами, показывайте и говорите всем телом. В этом случае все жесты будут максимально понятными и выразительными.
Сохраняйте деликатную дистанцию с клиентом не только в пространстве, но и в беседе. Не затрагивайте глубоко личные темы гостя, беседуйте только о том, в чем Вы компетентны. Берегитесь! Иначе Вы можете стать пассивным слушателем долгих чужих рассказов.
Всегда имейте возможность выйти из общения, например, для того, чтобы воспользовавшись удачным моментом, либо или кого-либо представить.
Общение можно прервать и для того, чтобы уделить внимание вновь прибывшим клиентам или посетителям, сказав: «Извините, подождите одну минуту, я к Вам скоро вернусь». Не говорите при этом: «извиняюсь». «Извиняюсь» — глагол, определяющий постоянство действия. Вы же не хотите быть всегда в состоянии извиняющегося человека?
Если Вы не настроены вступать в контакт, проходя мимо кого-либо, замедлите шаг и улыбнитесь, слегка наклонив голову.
Всегда уступайте дорогу, демонстративно останавливаясь, показывая свою красивую осанку: «Пожалуйста, только после Вас!» Помните, что преимущество в движении по пути Вашего следования принадлежит всегда клиентам. Соблюдайте правила движения в системе люкс!
Не беритесь судить по внешнему виду о человеке, его положении в обществе, возможностях и потребностях. Вы можете ошибиться. Вещи иногда служат для личного комфорта, а не для афиширования своего положения в обществе. Не позволяйте себе определять стоимость деталей. Важны не детали, а умение ими пользоваться. Не превращайте себя в оценщика лавки чужих вещей!
Сохраняйте дистанцию, которая Вас возвышает. Дистанцию, с расстояния которой можно взаимно разглядеть достоинства Ваши и Ваших гостей. Дистанцию, на расстоянии которой можно продемонстрировать достоинства компании, которую Вы собой представляете.
Установите собственные дистанции, приближая к себе то, что способно нас сделать еще лучше, и приближаясь к тому, что мы способны изменить к лучшему.