Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Переходы в деятельности



Технологический процесс зависит и от других людей, от их деятельности, от социальной ситуации, а не только от одного непосредственного исполнителя деятельности. Технологический процесс течет сам собой, в какой-то степени автономно, продолжаясь даже тогда, когда «одиночный» человек бездействует. Чем выше степень автоматизации, тем длительнее периоды бездействия человека. Наличие периодов бездействия в технологическом процессе заставляет говорить о переходах к активной деятельности и после ее окончания — о периодах бездействия. Такие переходы могут вызывать трудности даже у опытных профессионалов. При переходе к активным действиям нелегко преодолеть инерцию состояния пассивного ожидания в предыдущий период и инерцию состояния активной деятельности — при переходе к периоду бездействия.

Но и сама деятельность рассматривается не как слитная, а как множество согласованно функционирующих блоков: восприятие, исполнительные процессы, мышление, сознание, бессознательное. Сам субъект может выделяться из деятельности, противопоставляя себя ей, но может сливаться с ней, погружаясь в нее да-ликом. Внимание (непроизвольное, произвольное, послепроиз-вольное) связывает субъекта с деятельностью, с технологическим процессом, с окружающим миром. Здесь снова вспоминаем о паузах и, соответственно, переходах, обязательных в любых типах технологических процессов: кузнечное дело, металлургия и машиностроение, транспорт. Всякое промышленное производство содержит периоды ожидания, бездействия и соответственно переходы, которые должны совершаться так, чтобы не разрушить производственный процесс. Переход от бездействия должен осуществляться так, чтобы после него субъект мог интенсивно, успешно действовать, не отставая от технологического процесса и не опережая его. Это и есть синхронизация, период перехода предполагает ее, переход становится своеобразной подготовкой к деятельности, адекватной технологическому процессу. В период бездействия профессионал готовится к следующему периоду активного действия. Подготовка предполагается самим переходом. В процессе подготовки субъект решает различные временные задачи: определение временной упорядоченности активных действий, их длительности, моментов контроля и пр. Если технологический процесс идет автономно, субъект еще больше отделяется от него, но его деятельность становится иной: понимание, толкование, обсуждение с коллегами, наблюдение. Личное отношение не утрачивает своего значения, а, наоборот, усиливается. Это есть в любом процессе, в который включен человек: обучение, тренинг, психодиагностика. Мы говорим о временных качествах человека-профессионала: аккуратность, точность, педантичность, королевская вежливость.

В деятельности динамика возникает из исполнительных (моторных, речевых) и воспринимаемых движений, из переживаний субъекта и напряжения ситуации. Такой динамический аспект деятельности необходимо постоянно удерживать в рассмотрении, иначе мы будем иметь дело с мертвой, надуманной системой.

Сложной проблемой является усвоение ритмов, навязываемых технологическим процессом и только им, вопреки возможностям индивида. Тем не менее индивид должен суметь втянуться в любой ритм. Освоение требуемых чуждых ритмов возможно только ценой усилий. Усвоенные ритмы могут поддерживаться автоматически, усилия уходят на второй план, но с утомлением для поддержания ритмов субъекту потребуются новые, теперь уже явные усилия. Ритм как особая временная форма создается и поддерживается энергией человека. Усваивая навязанные, «чужие» скорости и ритм деятельности, человек расширяет свои возможности, познает себя, укрепляется в уверенности в своих силах. Если человек будет работать на пределе своих возможностей, то через некоторое время наступит срыв — человек утратит способность трудиться. Это прежде всего срыв в эмоциональной сфере, в сфере реренности в себе, в успехе действия и пр.

Время образа мира

Мир — множество процессов, каждый из которых имеет свое собственное время, но поскольку мир — единое целое, он имеет свое особое время, не сводимое к множеству времен отдельных процессов. Как целое мир имеет особый смысл для субъекта. Внутри мира субъект занимает особое место и особое время. Можно говорить о временной локализации субъекта в мире — его жизнь, деятельность, жизнь его рода, семьи связаны с историей народа, с жизнью планеты. Образ мира — совокупность представлений, в которых предметы, ситуации, процессы даны субъекту в их пространственном расположении, временной длительности и упорядоченности, в языковых значениях и личностных смыслах. Образ мира строится на основе временной схемы мира и представлений о множествах разнообразных процессов. Время придает образу мира особую связность: одновременность и последовательность, горизонт настоящего, длительность и временные синтезы настоящего, прошлого и будущего. Категории настоящее, прошлое, будущее могут быть введены в обиход только с введением субъекта,который констатирует временное соотношение: «это — сейчас», «это уже прошло», «это еще не наступило», — и тем задает точку отсчета в системе временных связей образа мира.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.