Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Динамическая структура перехода



Временная связность — переход, переживаемый как длительность. Переход осуществляется в реальной деятельности, с щемящим чувством уходящего времени, текущего процесса, с временным определением и переживанием усилия в процессе синхронизации. Понятие перехода пространственно: оно содержит в себе идею двух точек и смену расположения. Но переход — это еще и процесс движения, преодоление препятствия. Временная связность противопоставляется разорванности, создаваемой препятствием.

Понятие времени — инструмент практики, поэтому временную связность будем искать, поместив образ мира в глубину исполнительного процесса, совершаемого человеком среди многих жизненных дел.

Необходимо понять, как функционирует образ мира в процессе деятельности, где субъект совершает движения и воспринимает изменения, где задан жесткий срок исполнения. Чувство времени связано с исполнительными движениями и изменениями в окружающем мире.

Дискурс о времени должен сопровождаться чувством «живого движения», текущего процесса. Он должен поддерживать чувство уходящего времени, возобновлять и острое чувство ожидания, и щемящее воспоминание, и восприятие перехода, изменения, процесса, в который вовлечен субъект и который требует его участия. Временные определения, усилия по синхронизации, упорядочению и удержанию длительности — вот что делает картину полной.

Дисгармония, асинхрония, нарушение порядка требуют обращения ко времени. Когда все синхронно и упорядочение, субъекту нет необходимости обращаться ко времени, и психология может говорить о чем угодно, только не о времени. Тема времени возникает, когда субъекту следует приложить усилия, чтобы успеть в срок или наладить необходимый ритм деятельности. Для этого субъект должен следить за временем, не оставляя усилий по выполнению деятельности.

Чтобы представить структуру перехода, необходимо исходить из сферы настоящего, сквозь которую проносится поток жизни. Располагаясь в центре сферы, субъект спешит выполнить все дела, чтобы не отстать от потока. Его не оставляет чувство времени, переживание уходящего, которое нельзя остановить, примешивается чувство сожаления по поводу несделанного, чувство утраченного времени. Восприятие движений, изменений в окружающем мире и переживания по поводу происходящего вокруг, восприятие и оценки с использованием часов и календаря сопровождают чувство уходящего времени. Страх, опасение, тревога по поводу подступающего срока: человек боится не успеть выполнить намеченные к сроку дела. Контролируя сиюминутное исполнение и прослеживая продвижение к цели, человек прикладывает сознательные усилия, чтобы завершить дела вовремя.

Прошлое входит в структуру памятью событий, которые когда-то были настоящим, и следами того, что не было отмечено вниманием субъекта, но сохранившийся, уже частично разрушенный след продолжает действовать, оказывать влияние на настоящее. Структура опыта воспроизводится в настоящем действии, мышлении, отношениях. Будущее входит в структуру настоящего ожиданиями, окрашенными разнообразными эмоциями, планами, более или менее детальными и продуманными, прогнозами, установками, антиципациями и аттитюдами. Мотивационная структура личности обращена в будущее, где локализованы цели и потребности.

Необходимо рассматривать личность в живом потоке настоящего, представляя ее как динамическую структуру: в совокупности функционирующих подструктур, осуществляемых на живом меняющемся жизненном материале. Образ мира надо рассматривать на фоне меняющихся процессов в мире, через процесс деятельности и динамическую структуру личности.

Методики

Эффективным оказался метод интервью: С. А. Кузнецова применила его для изучения проблемы переезда в жизни жителей Севера. Кроме широко известных — рисуночной методики («Изобрази свой мир») и конструкторской («Построй свой мир») - существует методика, где испытуемому предлагается лист бумаги и карандаши с тем, чтобы он изобразил время и дал свою легенду, Результаты показали, насколько отчетливо выражается система наиболее актуальных смыслов субъекта в цвете, форме и легенде. Ниже даны два комплекса методик, позволяющих исследовать представления о времени жизни и отношение ко времени. Каждый комплекс содержит свою, построенную в соответствии с предметом исследования, интерпретацию рисунков времени.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.