Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Графическая методика исследования отношения ко времени



Рисование и другая художественная деятельность всегда были неотделимы от достижений человека. Еще в доисторические времена люди с помощью рисунка и резьбы выражали свои чувства и увековечивали события. Возможно, визуальные формы искусства вначале служили не столько эстетическим, сколько практическим целям, например передаче сообщения. Перед тем как развился фонетический язык, люди общались при помощи зрительных символов. В психологии и психотерапии рисуночные методики используются давно и с большим успехом как проективные, диагностические и психотерапевтические методики. Самовыражение при помощи рисунка представляется более символичным и менее специфичным, чем слова. Во время рисования активизируются воспоминания и фантазии, связанные с неосознанными смыслами и содержащие материал менее подвергнутый цензуре. Рисуя, испытуемый защищен от непосредственной конфронтации с эмоционально нагруженной информацией, что вызывает у него меньшее беспокойство и снижает вероятность появления защитной позиции. Последнее особо важно для данного исследования, так как здесь многие испытуемые — больные с нервно-психическими расстройствами.

Рисунок — это самовыражение очень личного характера, содержащее сознательные и бессознательные планы.

Согласно трехуровневой концепции времени субъект может представлять время как:

1) точечное с характеристиками:

а) ограниченность ситуацией, желаемой или действительной;

б) слабая взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, нет логики перетекания одного в другое;

в) эгоцентризм, это «только мое» время, оно ограничено событиями собственной жизни, эмоциональными переживаниями о прошлом и эмоциональными представлениями — надеждами о будущем;

г) имеет начало и конец; нет идеи бесконечности;

д) может иметь пустоты (выпадение прошлого, настоящего или будущего);

2) циклическое с характеристиками:

а) замкнутый цикл, который повторяется без изменения. Есть идея бесконечности, так как циклы повторяются бесконечное количество раз;

б) внутри цикла есть движение прошлое—настоящее — будущее, есть развитие от прошлого к будущему, понятна внутренняя логика развития;

в) имеет одно направление;

г) есть начальная точка отсчета и конечная точка развития, которые переходят одна в другую;

д) нет развития от цикла к циклу;

3) глобальное с характеристиками:

а) не зависит от времени жизни конкретного субъекта или от исторической эпохи, было до них и будет после них;

б) бесконечно, не имеет начала и конца;

в) имеет направление (или много направлений);

г) развивается, движется, расширяется;

д) имеет объем.

Субъект — носитель концепции глобального времени — способен полностью и к разбору прошлого опыта, и к планированию будущего с учетом окружающих ритмов и процессов, своевре-мен, учитывает многие возможности и т.п.

Носитель концепции циклического времени способен опираться на прошлый опыт и планировать будущее, но в ограниченных пределах. Нет «полета мысли». Он — скорее исполнитель. Для успешной и устойчивой трудовой деятельности субъект должен обладать концепцией либо глобального, либо циклического Бремени.

Субъект, который владеет концепцией лишь точечного времени, плохо опирается на прошлый опыт, слаб в планировании, не способен учитывать окружающие ритмы. Он не в состоянии решать основные трудовые задачи — такие как синхронизация, разбор предыдущей деятельности и планирование последующей.

Инструкция. «Вы только что оценили понятие "время", используя шкалы. А теперь нарисуйте время, как Вы его себе представляете, — в виде любого символа, образа, который у Вас ассоциируется со временем». Всем испытуемым предлагался стандартный набор из 10 цветных восковых мелков, и испытуемые могли использовать любое их количество.

Когда испытуемые заканчивали рисунок, их просили разделить его на три части, отметив прошлое, настоящее, будущее цифрами 1, 2, 3 соответственно.

Анализ результатов. Анализ рисунков проводится в таком порядке: 1) величина рисунка, 2) цвет, 3) абстрактность образа и идея времени (уровень концепции времени), которая обнаруживается в рисунке, 4) тип изображения, 5) сортировка рисунков экспертами в соответствии с уровнем (точечное, циклическое, глобальное), 6) направление времени, 7) связность, наличие разрывов.

Пример.

Использование методики для исследования отношения ко времени у трудоспособных и больных испытуемых. Обработка рисунков показала следующее.

1. У нетрудоспособных испытуемых отмечается отчетливая тенденция использовать для своего рисунка меньший объем листа, чем это делают здоровые люди. Половину листа и больше рисунок времени занял у: 76 % здоровых испытуемых; 64 % больных неврозами; 57,5 % больных наркоманией; 40 % больных шизофренией.

Сопоставление размеров рисунка с оценкой времени по семантическому дифференциалу шкалы «большое —маленькое» < наружило тенденцию к «уменьшению» времени в рисунках, особенно у больных шизофренией.

2. Количество цветов, примененных для рисования. Нетрудоспособные лица использовали меньше цветов для изображения времени, чем трудоспособные. Так, больше трех цветов использовали 45 % здоровых испытуемых, 31 % больных неврозами, 37,5 больных наркоманией, 12 % больных шизофренией.

3. Абстрактность — конкретность образа. Под конкретными под-; разумевались рисунки, в которых использовались узнаваемые предметы, реальные образы предметного мира, например дома, люди, солнце, море, растения и т.п. Результаты подсчета сведены в таблице 9.2.

Таблица 9.2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.