Рисование и другая художественная деятельность всегда были неотделимы от достижений человека. Еще в доисторические времена люди с помощью рисунка и резьбы выражали свои чувства и увековечивали события. Возможно, визуальные формы искусства вначале служили не столько эстетическим, сколько практическим целям, например передаче сообщения. Перед тем как развился фонетический язык, люди общались при помощи зрительных символов. В психологии и психотерапии рисуночные методики используются давно и с большим успехом как проективные, диагностические и психотерапевтические методики. Самовыражение при помощи рисунка представляется более символичным и менее специфичным, чем слова. Во время рисования активизируются воспоминания и фантазии, связанные с неосознанными смыслами и содержащие материал менее подвергнутый цензуре. Рисуя, испытуемый защищен от непосредственной конфронтации с эмоционально нагруженной информацией, что вызывает у него меньшее беспокойство и снижает вероятность появления защитной позиции. Последнее особо важно для данного исследования, так как здесь многие испытуемые — больные с нервно-психическими расстройствами.
Рисунок — это самовыражение очень личного характера, содержащее сознательные и бессознательные планы.
Согласно трехуровневой концепции времени субъект может представлять время как:
1) точечное с характеристиками:
а) ограниченность ситуацией, желаемой или действительной;
б) слабая взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, нет логики перетекания одного в другое;
в) эгоцентризм, это «только мое» время, оно ограничено событиями собственной жизни, эмоциональными переживаниями о прошлом и эмоциональными представлениями — надеждами о будущем;
г) имеет начало и конец; нет идеи бесконечности;
д) может иметь пустоты (выпадение прошлого, настоящего или будущего);
2) циклическое с характеристиками:
а) замкнутый цикл, который повторяется без изменения. Есть идея бесконечности, так как циклы повторяются бесконечное количество раз;
б) внутри цикла есть движение прошлое—настоящее — будущее, есть развитие от прошлого к будущему, понятна внутренняя логика развития;
в) имеет одно направление;
г) есть начальная точка отсчета и конечная точка развития, которые переходят одна в другую;
д) нет развития от цикла к циклу;
3) глобальное с характеристиками:
а) не зависит от времени жизни конкретного субъекта или от исторической эпохи, было до них и будет после них;
б) бесконечно, не имеет начала и конца;
в) имеет направление (или много направлений);
г) развивается, движется, расширяется;
д) имеет объем.
Субъект — носитель концепции глобального времени — способен полностью и к разбору прошлого опыта, и к планированию будущего с учетом окружающих ритмов и процессов, своевре-мен, учитывает многие возможности и т.п.
Носитель концепции циклического времени способен опираться на прошлый опыт и планировать будущее, но в ограниченных пределах. Нет «полета мысли». Он — скорее исполнитель. Для успешной и устойчивой трудовой деятельности субъект должен обладать концепцией либо глобального, либо циклического Бремени.
Субъект, который владеет концепцией лишь точечного времени, плохо опирается на прошлый опыт, слаб в планировании, не способен учитывать окружающие ритмы. Он не в состоянии решать основные трудовые задачи — такие как синхронизация, разбор предыдущей деятельности и планирование последующей.
Инструкция. «Вы только что оценили понятие "время", используя шкалы. А теперь нарисуйте время, как Вы его себе представляете, — в виде любого символа, образа, который у Вас ассоциируется со временем». Всем испытуемым предлагался стандартный набор из 10 цветных восковых мелков, и испытуемые могли использовать любое их количество.
Когда испытуемые заканчивали рисунок, их просили разделить его на три части, отметив прошлое, настоящее, будущее цифрами 1, 2, 3 соответственно.
Анализ результатов. Анализ рисунков проводится в таком порядке: 1) величина рисунка, 2) цвет, 3) абстрактность образа и идея времени (уровень концепции времени), которая обнаруживается в рисунке, 4) тип изображения, 5) сортировка рисунков экспертами в соответствии с уровнем (точечное, циклическое, глобальное), 6) направление времени, 7) связность, наличие разрывов.
Пример.
Использование методики для исследования отношения ко времени у трудоспособных и больных испытуемых. Обработка рисунков показала следующее.
1. У нетрудоспособных испытуемых отмечается отчетливая тенденция использовать для своего рисунка меньший объем листа, чем это делают здоровые люди. Половину листа и больше рисунок времени занял у: 76 % здоровых испытуемых; 64 % больных неврозами; 57,5 % больных наркоманией; 40 % больных шизофренией.
Сопоставление размеров рисунка с оценкой времени по семантическому дифференциалу шкалы «большое —маленькое» < наружило тенденцию к «уменьшению» времени в рисунках, особенно у больных шизофренией.
2. Количество цветов, примененных для рисования. Нетрудоспособные лица использовали меньше цветов для изображения времени, чем трудоспособные. Так, больше трех цветов использовали 45 % здоровых испытуемых, 31 % больных неврозами, 37,5 больных наркоманией, 12 % больных шизофренией.
3. Абстрактность — конкретность образа. Под конкретными под-; разумевались рисунки, в которых использовались узнаваемые предметы, реальные образы предметного мира, например дома, люди, солнце, море, растения и т.п. Результаты подсчета сведены в таблице 9.2.