Время — особая характеристика изменения, движения, процесса. Издавна время считается мерой движения. Подчеркнем, что время — сложная качественная характеристика процесса, которая выполняется применением множества терминов, таких как: длительность, срок, ритм, настоящее, прошедшее, будущее, событие, момент, начало, конец, течение, ход, повторение, темп, цикл, период, эпоха, последовательность, синхронность и пр. Само понятие процесса предполагает отчетливую, устойчивую, повторяющуюся и воспроизводящуюся временную характеристику. Повторы и различения — важные понятия, которые позволяют говорить о времени в деятельности. Время — мера предсказуемости процесса, которая может быть применена именно в силу повторяемости отдельных фрагментов. Временные термины дают возможность схватить временное в деятельности, разумеется, оно не сводится только к повторяемости. Временная характеристика процесса строится сопоставлением его с другим, стандартным, процессом. Время служит универсальным средством, позволяющим сравнивать и подгонять друг к другу самые разные процессы.
В рамках деятельности субъект решает временные задачи, такие как синхронизация, временное упорядочение, выдерживание длительности, ритма, темпа, временное определение, запуск и прекращение процесса и др. Время имеет социальный характер -это сетка встреч, средство координации совместной деятельности. Время — характеристика процесса, но ее невозможно развернуть, не обращаясь к субъекту, который планирует процесс, анализирует и синтезирует, ведет контроль за его исполнением, запускает и останавливает. Сознательным усилием человек удерживает время в заданных рамках социальных, технологических норм и ограничений. Ни одна из временных задач не может быть решена помимо участия сознания, важнейшей из временных функций которого является временное определение — соотнесение выполняемой человеком деятельности с другим процессом или с хронометром. В сознании субъект синтезирует прошлое, настоящее, будущее, образуя их пары — прошлое в настоящем, будущее в настоящем, будущее в прошедшем, и тройки — прошлое настоящее в настоящем, прошлое будущее в настоящем и т. п. Временные синтезы предполагают анализ — выделение из настоящего прошлого и будущего. В сфере настоящего вступают в игру и следы бессознательного — «прошлого, которое никогда не было настоящим и не будет им» (Ж.Деррида).
Деятельность — практическое изменение, движение, преобразование в мире, производимое человеком. Деятельность — отрезок жизненного процесса. Деятельность задается рядом признаков: социальность, сознательность, предметность, целенаправленность, мотивированность, опосредованность и др. Мы будем рассматривать деятельность как процесс, выполняемый субъектом на пересечении многих других процессов, с которыми он должен быть соот-'несен по времени, синхронизован: социальный, телесный, космический, глобальный и локальный в окружающем мире, технологический и пр. Деятельность субъекта вливается прежде всего в социальный и технологический процессы, обеспечивает их осуществление, но никогда не совпадает с ними полностью.
Образ ситуации — восприятие окружающего мира, движений, изменений предметов, различных процессов — обеспечивает синхронизацию, а образ мира выводит субъекта за рамки непосредственной данности — изменений и движений наличных предметов. Без образа мира нельзя обойтись, поскольку знание, мировоззрение влияют на образ наличного, да и граница образа ситуации не определена четко. Образ мира сливается с восприятием окружения, деятельностью и субъектом, но бывают периоды, когда окружающий мир резко противостоит человеку, и тогда образ — словно меняющийся грозный лик мира, который сопротивляется субъекту, противостоит ему. Если в этом противостоянии субъект схватывает мир в изменении и движении, соотнося их с временной шкалой, то следует говорить о времени образа. Деятельность, само время требуют обращения к образу мира. Деятельность — это движение, которое выводит субъекта за его пределы. Для схватывания движения потребуется картина, выходящая за пределы наличной ситуации и содержащая границы и то, что за ними. В ней представлено ' движение и изменение, но представлено разнородно: внутри — непосредственно, за пределами — как знание.
Деятельность
Деятельность хорошо известна профессионалу. Исполнение в совершенстве освоено. Субъект мастерски владеет операциями. Субъект знает технологический процесс в целом и в деталях. Субъект знает и окружающие процессы. Разумеется, в каждом случае речь идет о разных знаниях: знание и владение собственно» деятельностью иное, чем знание технологического процесса,! который включена деятельность человека. Технологический процесс прописан в схемах, картах, графиках, обоснован научными понятиями, а собственная деятельность дана человеку интуитивно — в навыках, приемах, умениях и отрывочных случайных знаниях. Знания профессионала сосредоточены вокруг инструментов, технических средств, материала, особенностей взаимодействии материала и различных средств. Знания человека об окружающем мире бедны — они основаны на приметах, на представлениях о поверхностных связях, за исключением временных связей, которые представлены в опыте профессионала богаче, и это позволяет ему управлять сложным технологическим или социальным процессом с решением задач в аварийных ситуациях. В рамках технологического процесса субъекту точно известны особенности взаимодействия различных процессов и их временные характеристики: сроки, ритмы, скорости, критические события. Именно таи знания позволяют человеку решать временные задачи: ускорять» замедлять свою деятельность для точной синхронизации с заданными событиями, упорядочивать действия по важности — давав ход одним и откладывать другие, выжидать, начинать, завершать, готовиться и анализировать, прерывать и возобновлять. Это своего рода сверхзадачи, задачи более высокого ранга по сравнениюс операциями технологического процесса. Но временные задачи входят в ткань деятельности мастера. Если их убрать, деятельность субъекта сразу зависнет, разрушится, поскольку время — это форма организации деятельности. Через время деятельность одного человека сочетается с деятельностью многих других людей. Благодаря времени деятельность индивида может быть слита с технологическим и социальным процессами.
Время в исполнительной деятельности — это общий график, ткань технологии и ограничения на исполнение. Иным образом входит время в восприятие внешнего процесса, который сам по себе не подвергается изменению. Субъект только отслеживая, подлаживается под него. В деятельности оба типа времени сливаются воедино и не могут быть отделены один от другого. Нельзя вычесть время восприятия из деятельности водителя на дороге, | поскольку водитель схватывает и отслеживает совокупное движе-1 ние, взаимное изменение положения. Нельзя вычесть время вое-j приятия из деятельности сборщицы на конвейере. Ее восприятие! слагается из основного, которое соотносит скорость собственных движений, операций с некоей временной шкалой, и фонового, где скорость движений, изменений не имеет ключевого значении для исполнительной деятельности.
Любое размышление об исполнительной деятельности в единстве трех составляющих — подготовки, контроля за исполнением и анализа исполненного — требует понятия временного синтеза. Движение совершаемое, настоящее стягивает прошлое и будущее.
Синтезу, который определяется исходя из настоящего, противостоит след, мерцающий в настоящем. Ожидание, так же как и след, играет в настоящем, хотя оно качественно отличается от следа прошлого, которое никогда не было настоящим. Временная характеристика должна строиться с учетом бессознательных следов, которые имеют временную метку. Субъект сам делает временные определения, пытаясь уловить смысл следа и ожидания, размещая их в цепи событий и учитывая их неясность и неопределенность.
Временной синтез предполагает временную четкость составляющих — настоящее, прошлое, будущее. Временное определение делается указанием на одну из составляющих в момент восприятия, воспоминания, ожидания чего-то, какого-либо события, предмета или процесса. Когда неясно, следует ли отнести какое-то содержание к настоящему, прошлому или будущему, субъект проводит анализ, чтобы установить, что именно входит в настоящее. Сознательный синтез предполагает понимание, держание в уме сразу двойного или тройного времени вместе с пониманием необходимости отличить, что относится к настоящему, что к прошлому, и что — к будущему. Ясно, сколь важным является четкое определение настоящего. Определение настоящего — наличие, присутствие, здесь-бытие — недостаточно, поскольку в нем не звучит бессознательное.
Деятельность субъекта мы отличаем от технологического процесса, который осуществляет человек. Профессионал, субъект деятельности включен в технологический процесс, осуществляемый в соответствии с нормами, правилами и ограничениями. В психологии разрабатываются различные подходы к деятельности человека (М.Коул, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Г.А.Суворова, Г.В.Су-ходольский, В. Д. Шадриков, Э.Энгестрем). Однако теорию необходимо дополнить понятием процесса, который предполагает подробную временную характеристику, что мы и попытаемся сделать, соотнося деятельность субъекта с технологическим процессом. Деятельность субъекта отличается от технологического процесса. Временами она может сливаться с технологическим процессом, но их нельзя отождествлять. Труд человека всегда осуществляется в соответствии с определенной методикой, нормами, технологией, сформированной в культуре, в соответствии с достижениями науки и техники, но с технологией не следует отождествлять труд или деятельность человека, осуществляемую напряжением сил человека, благодаря его умениям, знаниям, навыкам. Примеры технологических процессов: рейс парохода или самолета, функционирование сборочного конвейера, химико-технологический процесс, обработка металла, например прокат стали, и др. Текущий технологический процесс предполагает действия человека, но деятельность субъекта может не удовлетворять'. бованиям технологического процесса. Новичок, пожилой рабочий, специалист после длительного отпуска должен приложить усилия к тому, чтобы приспособить свою деятельность к особенностям технологического процесса — скорости, точности, ритму и т.д. Это не может быть достигнуто только ловкими движениям, субъекту необходимо совершенное знание и восприятие технологического процесса, окружающего мира и собственной деятельности. Здесь стоит подчеркнуть необходимость отделить восприятие от исполнительных движений, поскольку восприятие берет на себя отдельную функцию временного контроля в синхронизации движений человека с технологическим процессом. Технологический процесс, осуществляемый с помощью технических средств, приборов, инструментов, зависит не только от умений и способностей человека, но и от технических средств, от особенностей их воздействия на материал, зависит от методик, приемов исполнения, а не только от качеств человека-исполнителя.