Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод семантического дифференциала. Время одномоментно является и объективной величиной (физическое



Время одномоментно является и объективной величиной (физическое, объективное время), и субъективной (психологическое время, субъективное время и т.п.). Время упорядочивает связи внутри образа мира конкретного индивида и вместе с тем каждый человек имеет свое собственное, индивидуальное отношение ко времени. Время амодально. Отношение к нему закреплено в системе оценок, значений, смыслов. Часть оценок должна быть общей для большинства людей, иначе люди просто не могли бы сосуществовать и тем более трудиться вместе. Выделить эти общие характеристики времени, т.е. зарегистрировать семантику времени, можно используя метод семантического дифференциала (СД), разработанного группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.

Общая характеристика метода. Осгуд выделяет две сферы значений — денотативную и коннотативную. Денотативное значение объективно, межличностно. Коннотативное значение субъективно, индивидуально, метафорично; в него включаются эмоциональный и оценочный компоненты. Метод СД был предложен как метод измерения прагматического, или, конно тативного значения.

Метод СД позволяет выявить и количественно описать отношение субъекта к миру вещей, социальному окружению, самому себе.

Суть метода состоит в том, что испытуемому предлагается набор биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных — антонимов, и набор стимулов. Испытуемый оценивает степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы. Основной экспериментальной техникой фиксации являются те или иные варианты. Факторизация матриц шкальных оценок позволяет построить семантическое пространство. У Ч. Осгуда оно оказалось декартовым с тремя координатами-векторами: «Оценка», «Сила», «Активность». Однако данный метод не позволяет дать содержательное описание субъективного мира.

легкий тяжелый
радостный печальный
слабый сильный
плохой хороший
большой маленький
темный светлый
активный пассивный
противный приятный
горячий холодный
хаотичный упорядоченный
гладкий шершавый
простой сложный
расслабленный напряженный
влажный сухой
родной чужой
мягкий твердый
дорогой дешевый
быстрый медленный
злой добрый
жизнерадостный унылый
любимый ненавистный
свежий гнилой
глупый умный
острый тупой
чистый грязный

Форма 9.5. Набор прилагательных для семантического оценивания объекта

В экспериментах Е. Ю. Артемьевой (1999) возможности СД были существенно расширены. При изучении визуальной коннотатив-ной семантики были выявлено, что многим объектам соответствуют устойчивые наборы свойств. Такие содержательные комплексы представлений о свойствах объектов были названы семан-тико-перцептивными универсалиями. Они обладают сложной структурой, определяются свойствами перцептивного процесса, образуют целостные единицы перцептивной деятельности, устойчивы и инвариантны, могут быть использованы в качестве сообщения для передачи информации и при этом описывают содержательную сторону субъективного опыта. Существенную информацию можно получить с помощью невербального семантического дифференциала, построенного с использованием изображений как контрастирующих пар. Развивая возможности применения СД, В.Ф.Петренко применил методы психосемантики для исследования сознания, а А. Г. Шмелев — психодиагностики личности.

Материал. Испытуемому предъявляется набор из 50 прилагательных, расположенных парами и снабженных шкалами с цифрами от 0 до 3 (форма 9.5).

Инструкция. «Подумайте о том, что такое время. Не конкретно время Вашей жизни или настоящего момента, а время в самом глобальном понимании. Перед Вами набор шкал, каждая из которых представляет собой пару противоположных по значению прилагательных. Оцените понятие "время", исходя из Вашего представления о нем. Обведите кружочком ту цифру, которая соответствует Вашему мнению. Цифра 3 означает максимальную выраженность качества, 2 — умеренную, 1 — легкую; 0 — означает среднее между двумя полюсами».

Аналогичная инструкция давалась для оценки понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее». Шкалируя каждое понятие, испытуемые не могли видеть свои предыдущие ответы.

Процедура обработки данных.

1. Подсчитывается количество испытуемых, отнесших оцениваемые понятия к тому или иному полюсу шкалы.

2. Выбирается качество, получившее наибольшее количество голосов испытуемых, затем из оставшихся выбирается качество, получившее наибольшее количество голосов испытуемых, и так далее до последнего, пятидесятого.

3. Определяется список качеств времени, начиная с качества, получившего наибольшее количество голосов, и так далее в уменьшающемся порядке. Такой список в дальнейшем обозначен как семантический код оцениваемого понятия. Если два или больше качеств получали одинаковое количество голосов, то в списке они учитываются в том же порядке, как и в списке предъявляемых шкал для оценивания.

4. Результаты объединяются в таблице из двух столбиков, где в первом перечислены все 50 прилагательных, а во втором — количество испытуемых, выбравших прилагательное.

5. Анализируя табличные данные, выделить свойства, одинаково оцененные не менее чем 75 % испытуемых. Такие свойства называют значимыми, а список значимых свойств — «семантическими универсалиями».

Пример.

Испытуемые. В исследовании сопоставления представлений о времени у трудоспособных и больных людей приняло участие 100 здоровых испытуемых, 62 больных неврозами, 46 больных наркоманией и 40 больных шизофренией. Для сопоставления с больными наркоманией была обследована еще одна группа 30 практически здоровых людей в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты представлены в таблице 9.1, где указано количество испытуемых, выбравших это качество. Представлены первые семь строк полной таблицы.

Анализ результатов. Полученыпроранжированныесписки присущих времени качеств. Это семантические коды времени и его составляющих (настоящее, прошлое, будущее).

Для общей группы трудоспособных испытуемых выделено четыре качества: быстрое (83%), дорогое (81%), сложное (75%), сильное (75 %).

Для молодежной группы (норма) барьер 75 % не перейден ни для одного качества, но близок к нему. Интересно, что качества «дорогое», «сложное», «сильное» как свойства времени больше оценили молодые испытуемые (в пределах 70%), чем качество быстрое (лишь 56,6 %). Выделены качества времени, по которым имеются отличия между:

1) настоящим и прошлым — настоящее более активное, напряженное, чем прошлое. В молодежной группе настоящее еще и «тяжелое»;

2) настоящим и будущим — будущее более приятное, любимое, хорошее, жизнерадостное, чем настоящее. Будущее менее напряженное, чем настоящее;

3) будущим и прошлым — будущее более активное, приятное, хорошее, жизнерадостное, радостное, чем прошлое.

Семантическое оценивание временных понятий нетрудоспособными лицами проведено на трех группах испытуемых с диагнозом «невроз», «шизофрения», «наркомания».

Сопоставление данных по трудоспособными нетрудоспособным лицам.

Сходство. Выявлены существенные характеристики времени: быстрое, дорогое, сложное, сильное, активное, напряженное. Эти характеристики отражают силу и активность времени. Эти свойства приписаны времени меньшим количеством нетрудоспособных испытуемых, чем здоровых, но тем не менее включены в первую десятку. По-видимому, представления о времени как о быстром, сильном, сложном, активном, напряженном разрушаются в последнюю очередь и являются базисом, над которым надстраиваются другие, более динамичные характеристики.

Таблица 9.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.