Для исследований был использован комплекс, составленный их четырех методик: опросника САМОАЛ, направленного на выявление уровня самоактуализации личности, методики «15 событий», анкеты-интервью «Организация времени жизни» и проективной рисуночной методики.
Методика 1. Опросник САМОАЛ
Описание методики. Опросник представляет собой переведенный на русский язык тест POI (Personal Orientation Inventory), автором которого является ученица А. Маслоу Э.Шос-трем. Опросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я.Гозманом, Ю.Е.Алешиной, М. В. Загикой и М. В. Кроз) и опубликован в 1987 г. под названием «Самоактуализационный тест» (САМОАЛ).
В структуре опросника 11 шкал: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, ауто-симпания, контактность, гибкость в общении.
Шкала «Ориентация во времени» показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушение грядущих успехов. Низкий результат по шкале «Ориентация во времени» показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе. При обработке заполняется форма 9.1. Для примера приведены данные, полученные при обследовании моряков-судоводителей.
№ испытуемого
Ориентация во времени
Ценности
Взгляд на природу человека
Потребность в познании
Креативность
Автономность
Спонтанность
Самопонимание
Аутосимпатия
Контактность
Гибкость в общении
10,5
7,5
10,5
4,5
7,5
10,5
7,5
4,5
4,5
10,5
7,5
10,5
4,5
13,5
10,5
7,5
13,5
10,5
4,5
10,5
10,5
10,5
4,5
10,5
7,5
Форма 9.1. Первичные данные группы по методике «САМОАЛ»
Результаты. Опросник САМОАЛ показал ценностную значимость времени жизни для группы моряков-судоводителей.
Высокие значения по шкале времени (у 19 респондентов) соответствуют представлениям о времени жизни как уникальном, неповторимом актуальном моменте, включающем в себя ретен-циальные события-воспоминания и потенциальные события-прогнозы. Такая оценка времени жизни в сочетании с высоким уровнем реализованное™: времени свидетельствует о наличии внутреннего конфликта, причиной которого является осознание ценности времени жизни и трудности осуществления себя как субъекта своей жизни.
Методика 2. «15 событий»
Описание методики. Относится к классу биографических методов. В отличие от традиционных биографических методов, направленных лишь на ретроспективное описание прошедших в жизни событий, она состоит в диагностике целостной субъективной картины жизненного пути, включающей как происшедшие, так и предстоящие, ожидаемые и планируемые, события.
В количественный анализ входит определение степени включенности событий реализованного, актуального и потенциального времени в межсобытийную связь; оформление времени жизни респондента в виде каузограммы, т. е. схемы причинных связей.
Для качественного анализа было проведено определение сферы значимости событий в соответствии с классификацией Н.А.Крыловой.
Выявление процентной доли реализованных событий осуществляется по формуле R : S х 100 %, где S — общее количество причинных и целевых связей, установленных респондентом (или, говоря иначе, насыщенность поля элементарных событий), R -количество реализованных связей. Выявление процентной доли актуальных (реализующихся) событий осуществляется по формуле А : S х 100 %, где S — общее количество межсобытийных связей, А — количество актуальных связей; процентная доля потенциальных событий вычислялась, соответственно, по формуле Р : S х 100%, где S — насыщенность поля, Р — количество потенциальных связей, установленных респондентом. Для каждого отдельного элементарного события, указанного респондентом, так же можно установить, зная количество связей данного события с другими и долю актуальных связей данного события, насыщенность поля события и его актуальность.
При обработке результаты следует представить по форме 9.2.
Испытуемый
Все связи
Актуальные связи
Реализованные связи
Потенциальные связи
Форма 9.2. Первичные данные группы по методике «15 событий»
Каузальный метод позволил оценить представления о времени жизни у моряков-судоводителей по таким параметрам, как событийность и временная перспектива. По параметру «событийность» была выявлена иерархия значимости событий, выделяемых респондентами: работа, семья, досуг. События, обозначенные Е. И.Головахой и А. А. Кроником (1984) как «авантюрные», т.е. не влияющие на прогнозирование и временную перспективу, у моряков-судоводителей относились преимущественно к сфере профессиональной деятельности — самой значимой для респондентов; отсутствие межсобытийных связей объясняется не «случайностью», незначимостью события в ряду других событий жизни, а стрессогенным характером данного события. Нами предложено наряду с «авантюрными» событиями выделить класс «критических» событий. Наличие «критических» событий в событийном ряду как следствие особых условий труда моряков-судоводителей затрудняет прогнозирование и приводит к уменьшению временной перспективы.
Временная перспектива у 45 респондентов из 59 носит «объектный» характер: данные респонденты ограничивают событийный ряд событиями прошлого и настоящего, не указывают события будущего, т. е. не намечают через события временную перспективу. Наличие временной перспективы выявляется только на уровне анализа межсобытийных связей.
Высокий уровень реализованности времени жизни: от 80 до 100 % — показали 48 человек.