Видно примерно равное количество абстрактных и конкретных изображений времени у здоровых испытуемых и значимый сдвиг у нетрудоспособных испытуемых в сторону использования конкретных изображений, практически вне зависимости от степени дефекта.
4. Тип изображения. Выделено три группы рисунков (табл. 9.3):
а) изображения природы (земля, растения, реки, горы и т.п.);
б) изображения человека (людей) и предметов, созданных людьми;
в) схемы, графики, абстрактные символы и варианты изображений космоса.
Таблица 9.3
Количество испытуемых, использовавших определенный тип образов при изображении времени, %
Рисунки
Норма
Неврозы
Наркомания
Шизофрения
Природа
17,7
17,4
17,5
Человек, предметы
53,2
54,3
Абстрактные символы
28,3
17,5
Итак: 1) изображение природы практически одинаково по всем группам испытуемых. Можно предположить, что определенная (относительно постоянная) часть людей понимает время как неотъемлемую часть природы. Такое понимание времени, по-видимому, достаточно устойчиво, и оно не разрушается даже при психической патологии; 2) изображения человека (людей) и предметов, созданных людьми, показали значимые различия между трудоспособными и каждой из групп больных; 3) схемы, графики, абстрактные символы и варианты изображений космоса показали самые существенные различия между трудоспособными и нетрудоспособными испытуемыми.
5. Экспертная оценка рисунков времени. Большинство нетрудоспособных испытуемых, принявших участие в эксперименте, изображали время, не используя какие-либо геометрические или иные абстрактные формы и символы. За основу интерпретации графического изображения времени была принята трехуровневая концепция времени, поскольку, ориентируясь на нее, интерпретатор менее зависит от использования абстракции при выполнении рисунка.
Пять экспертов-психологов с высшим психологическим образованием и стажем работы по специальности 10 лет и более были ознакомлены с идеей трехуровневой концепции времени. Далее им было предложено разложить рисунки испытуемых на три группы в зависимости от принадлежности изображенного на них времени к тому или иному уровню концепции времени. Эксперты не знали, кому принадлежат рисунки. Рисунки были перемешаны. Всего проанализировано 248 рисунков (табл. 9.4). Разброс экспертных оценок составляет не более 3 — 4% и не является существенным.
Таблица 9.4
Результаты сортировки рисунков экспертами, %
Время
Норма
Неврозы
Наркомания
Шизофрения
Точечное
12,3
47,3
71,7
57,5
Циклическое
45,7
23,9
39,2
Глобальное
9,7
4,3
3,3
Очевидно значимое различие между группой трудоспособных и нетрудоспособных испытуемых.
Уровень глобального времени чаще всего представлен изображениями спирали, воронки, космоса, стрелы в центре спирали, изображениями с использованием элементов природы. Эти изображения соответствуют представлению о времени как о вечном и бесконечном, развивающемся, многогранном, объемном.
Уровень циклического времени чаще всего представлен изображениями определенного цикла развития — природного: маленькое растение (взрослое, старое), цикла человеческой жизни, изображениями круга, часов, песочных часов, изображениями фигур наподобие восьмерки, дуги как части окружности, повторяющейся последовательностью цветных полос.
Уровень точечного времени представлен рисунками, отражающими чрезмерно эгоцентрическое восприятие времени, как правило, с не связанными между собой прошлым, настоящим и будущим, рисунками с выпадением времен.
6. Анализ взаимного расположения на рисунках прошлого-настоящего — будущего. Согласно современным психологическим представлениям о местоположении прошлого — настоящего—будущего в каких-либо зрительных образах прошлое у людей представляется чаще всего с той же стороны, что и зрительная память (слева по отношению к человеку), а будущее — с той же стороны, что и зрительное конструирование (справа вверху по отношению к человеку). Исследования в области НЛП показали, что настоящее, как правило, в «благополучных» случаях человек склонен представлять прямо перед собой (между прошлым и будущим). Для проверки этих данных рассматривалось взаиморасположение прошлого —- настоящего — будущего на рисунках испытуемых.
Данные распределения рисунков, где времена представлены в последовательности прошлое — настоящее — будущее либо снизу вверх, либо слева направо для наглядности сведены в таблице 9.5.
Таблица 9.5
Результаты оценки рисунков, %
Группа испытуемых
Линейная последовательность снизу вверх или слева направо
Рисунки с глобальным или циклическим временем
Норма
96,8
Неврозы
38,7
83,3
Наркомания
30,4
Шизофрения
17,5
57,1
Различия между нормой и всеми группами нетрудоспособных испытуемых значимы.
У здоровых испытуемых большинство рисунков отвечают концепции глобального или циклического времени, у больных шизофренией таких рисунков ничтожное количество.
7. Рисунки с выпадением времен. Испытуемые в таких случаях, например, отмечали: «Прошлого нет» или «Есть только одно настоящее» и т. п. Больные шизофренией пропускали времена либо рисовали одно настоящее. У здоровых испытуемых таких случаев не встречается.
Таким образом, трудоспособные лица обнаружили такие особенности отношения ко времени:
1) время представляется как большое, глобальное, крупномасштабное (об этом свидетельствуют размеры рисунков);
2) присутствует логика развития от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему; время направлено к будущему через прошлое и настоящее;
3) время представляется как многогранное, сложное (об этом свидетельствует широкое использование цветов);
4) время представляется как глобальное или циклическое;
5) время определяется как нечто, не зависящее от времени жизни конкретного человека, оно вечно и бесконечно.
Нетрудоспособные лица обнаружили такие особенности отношения ко времени:
1) большинству испытуемых присущ уровень точечного или циклического времени; с углублением дефекта, степени нетрудоспособности явно возрастает тенденция к точечному времени;
2) время «уменьшается» в размерах по сравнению со временем трудоспособных испытуемых, что согласуется с семантическим оцениванием по шкале большое — маленькое;
3) отмечается смещение времен, нарушение их последовательности и выпадение времен; в образе мира есть пустоты, разрывы; время не всегда однонаправлено в сторону будущего через прошлое и настоящее;
4) концепция времени более примитивна;
5) время чрезмерно эгоцентрично, пропущено сквозь призму проблем субъекта, привязано к конкретным предметам, ситуациям, отношениям.