1. ЦО — процедура оценки, основанная на наблюдении кандидата в упражнениях, моделирующих типичные для выполняемой деятельности ситуации.
2. Система критериев оценки и программа оценки специально разрабатываются для каждого ЦО в соответствии со спецификой деятельности.
3. Оценка основывается на четко определенных измерениях управленческого поведения.
4. Должно использоваться множество оценочных техник.
5. Экспертам необходимо знать, что требуется для успеха в выполнении оцениваемой деятельности. Они должны быть хорошо знакомы с работой и организацией и по возможности иметь опыт этой работы.
6. Эксперты должны быть хорошо обучены и натренированы участия в наблюдении и оценке.
7. Поведение участников в ходе процедуры оценки надлежащим образом описывается, фиксируется, и данные о нем должны быть доступны всем экспертам.
8. Для получения оценок по критериям и конечной оценки экспертам необходимо использовать метод групповой дискуссии.
9. Процесс оценки должен быть разбит на стадии, которые отделяют формирование общих представлений, оценок по критериям и итоговых оценок от непосредственного наблюдения поведения кандидата в ходе упражнений.
10. Оценивание кандидатов должно происходить не относительно друг друга, а относительно четко установленных норм.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
Деятельностная игра «Имидж организации»
Предлагаемая технология была разработана для международной программы менеджеров. Она представляет собой комплекс экспертных и тестовых оценок поведения кандидатов в специально организованных ситуациях, моделирующих реальную управленческую деятельность. Комплекс включает три оценочных блока.
1.Экспертная оценка ответов менеджеров на специально разработанный нестандартизованный вопросник. Объект оценки в данном случае — письменные ответы менеджеров на 9 открытых вопросов относительно их функций на предприятии, проблем и трудностей предприятия, его основных целей и перспектив деятельности. В качестве предмета экспертной оценки выступают так называемые «параметры». Параметр есть одновременно и определенная характеристика ответа менеджера на каждый из 9 вопросов, и операциональное понятие, интерпретирующее и операционализирующее «критерий» — некоторое оцениваемое качество личности менеджера. Каждый параметр оценивается экспертом по4-балльной шкале. Более подробно соотношение параметров и критериев, процедура оценки будут описаны в следующем, основном, разделе, поскольку их конструкция в описываемой технологии типовая.
2.Экспертная оценка поведения менеджеров в различных процедурах специально разработанной деятельностной игры (ДЙ). ДИ под общим названием «Имидж организации» включает 6 упражнений: самопрезентация, разработка программы формирования имиджа организации, публичное выступление с программой, групповая дискуссия, переговоры и рефлексия. Перечисленные упражнения моделируют широкий набор ситуаций управленческой деятельности (индивидуальной и совместной) и позволяют в полной мере проявить свой потенциал каждому менеджеру (общая структура ДИ показана в табл. 1.2).
Таблица 1.2
Общая структура ДИ
Название этапа
Длительность, мин
Вступительное слово (руководителя)
Установка на игру (ведущего):
правила игры
выбор формы обращения
Самопрезентация:
инструкция
подготовка
выступления участников
2-3
Перерыв
Подготовка программ формирования имиджа организации:
инструкция
письменная работа
Перерыв
Публичные выступления с программой:
инструкция
выступления с докладами и их «обсуждение»
Перерыв (обеденное время)
Психологическое тестирование:
инструкция
письменная работа
Групповая дискуссия:
инструкция
индивидуальная работа
работа в группе
Перерыв
Переговоры:
инструкция
подготовка
проведение переговоров
Перерыв
Итоговая рефлексия:
инструкция
подготовка
выступления участников
2-3
Заключительное слово (ведущего)
Итого:
рабочее время
общее время
Общее количество «игроков» может варьировать от 10 до 16 человек. В ДИ принимают участие ведущий и как минимум два наблюдателя-эксперта (они находятся вне «игрового поля»). Все они являются профессиональными психологами высокой квалификации со специализацией в области психологии управления. Основные моменты ДИ снимаются на видеопленку и используются в дальнейшем для специального анализа (например, при расхождении экспертных оценок). Общая продолжительность деловой игры составляет примерно 10 академических часов.
Предметом наблюдения и экспертной оценки в ДИ являются параметры. Как уже отмечалось, они, с одной стороны, есть определенные возможные характеристики деятельности менеджера (в данном случае, в игровых ситуациях), ее процессов и продуктов, а с другой стороны, они интерпретируют и операционализируют заданные критерии — деловые качества менеджера. При этом один параметр может соотноситься с одним или несколькими критериями. Как и при оценке ответов на вопросник, параметры оценивались по 4-балльной шкале. Качественная интерпретация шкалы в каждом отдельном случае зависит от содержания оцениваемого параметра.
В общем по всем игровым упражнениям оцениваются 42 параметра. Все многообразие оценок по параметрам сводится к оценкам по 9 интегральным критериям. Их описание дано в таблице 1.3.