Методика направлена на оценку способности к логическим умозаключениям.
Простые количественно-качественные отношения между числами (больше или меньше в несколько раз) представляют собой хорошо усвоенные практически всеми людьми связи, на основе которых можно построить пригодные для широкого использования логические задачи. Одним из вариантов этих задач является выведение на основе заданных количественных взаимоотношений новых путем умозаключений, т. е. с помощью логического мышления.
Для проведения исследования необходимо иметь бланки таблицы, карандаши, секундомер. Таблица представляет собой набор 18 логических задач.
Сущность метода легко понять на примере.
Обследуемому предлагается задача:
А больше Б в 3 раза
Б меньше В в 4 раза__
А В
Необходимо дать ответ: «А больше В» или «А меньше В». В данном случае путем несложного рассуждения (умозаключения) нетрудно сделать вывод, что А меньше В: число А больше числа Б в 3 раза, а число В больше того же числа Б в 4 раза — следовательно, А меньше В.
Обследуемые надписывают бланки, после чего дается следующая инструкция: «Вам предстоит решить 1 8 логических задач. На бланках, которые вы только что видели, каждая задача написана в такой форме (на доске пишется пример без ответа).
Путем рассуждений следует определить, больше или меньше будет одно число (А или Б) по отношению к другому (В или А), и ответ в сокращенном виде (буква "б" — больше, "м" — меньше) написать под чертой. Решать задачу нужно только в уме, без помощи каких-либо пометок карандашом. Переходить от задачи к задаче следует в порядке их номеров, т. е. слева направо и сверху вниз. Надо стараться выполнить задание как можно скорее и без ошибок. Как только вы решите все задачи, поднимите руку, я сообщу каждому персонально время, которое он затратил на выполнение задания (например, 8 мин 45 с), запишите время на бланке. По команде "Конец!" все должны прекратить работу».
После инструктажа и ответов на вопросы экспериментатор подает команду «Приготовиться! Начали!». Одновременно с командой включается секундомер. Через 10 мин подается команда «Стоп!». По этой команде все должны прекратить работу.
При обработке результатов учитывается время выполнения задания (в секундах), определяется количество ошибочных ответов путем использования бланка-ключа, причем ошибкой считается неправильное определение количественного соотношения между двумя числами, и рассчитывается относительная частота ошибочных ответов делением количества ошибок на количество выполненных задач, определяется скорость выполнения задания (интегральный показатель) как частное от деления количества правильных ответов на время выполнения задания (в секундах).
Оперативная память
Методика «Шкалы»
Перед обследуемым стоит задача складывать в уме по определенным схемам показания отдельных приборов, сохраняя при этом в памяти промежуточную сумму показаний, рассчитав предварительно цену деления исходной шкалы и показания стрелок каждого шкального прибора.
Для проведения обследования необходимо иметь карандаш (ручку) и бланк методики.
Для выполнения задания дается 6 мин.
Инструкция испытуемым: «На ваших бланках изображены 9 приборов со стрелками, внизу изображено 10 квадратов, внутри каждого — 9 кружков и стрелка. Кружки условно обозначают ряды приборов (верхний, средний, нижний). Ваша задача — в определенном порядке складывать показания нескольких приборов.
На каждой шкале в центре стоит 0, вправо и влево от нуля по 4 деления, на одном из делений обозначено число. С помощью этого числа нужно определить цену деления, а затем подсчитать, что показывает стрелка. Вправо от нуля расположены положительные числа, влево — отрицательные. Определив показания прибора, нужно, не записывая, запомнить их и перейти к следующей шкале. Складывать показания приборов с учетом знака необходимо в уме.
Внутри каждого из 10-ти квадратов условно (в виде кружков) изображены верхние 9 приборов, а стрелка внутри квадрата показывает, в какой последовательности и показания каких именно приборов вы должны складывать. Например, в первом задании нужно сложить показания крайних правых приборов в верхнем, среднем и нижнем рядах. Во втором задании — показания первого прибора из верхнего ряда, второго прибора из среднего ряда, второго и первого приборов из нижнего ряда. В третьем задании нужно сложить последовательно показания первого, второго и третьего приборов из нижнего ряда и третьего, второго и первого приборов из среднего ряда и т. д.
Ответ каждого задания — полученную сумму — вы должны написать под квадратом. Кроме этих ответов писать на бланках ничего нельзя.
По команде "Начали!" приступаете к работе, по команде "Конец!" — заканчиваете».
При обработке подсчитывается количество правильных ответов.