Методика предназначена для изучения некоторых особенностей процесса репродуктивного мышления (активности, гибкости, сообразительности) и оперативной памяти.
Для исследования необходимо иметь бланк, который представляет собой набор слов, в каждой строке расположены пять слов. В начале каждой строки имеется набор условных знаков.
При выполнении задания испытуемый должен найти и подчеркнуть те слова, в которых порядок расположения букв соответствует порядку расположения условных знаков в начале строки. Задание выполняется в течение 10 мин.
Для проведения исследования кроме бланков надо иметь карандаши, секундомер, классную доску или вспомогательную таблицу для объяснения задания.
По указанию экспериментатора испытуемые надписывают бланки. Затем дается инструкция: «На бланке имеются 25 строк, в каждой строке пять разных слов. В начале строки стоят условные знаки "§", "+", ")", ":", "=", "X" и т.п. Порядок расположения этих знаков соответствует порядку расположения букв в одном или нескольких словах, которые имеются в данной строке. Ваша задача — определить, в каких словах каждой строки порядок расположения букв соответствует порядку расположения знаков, и подчеркнуть их. Каким образом это сделать?
Условные знаки обозначают порядок букв в слове. Если все буквы в слове разные, то и знаки, обозначающие это слово, должны быть тоже разными. Если буквы в слове повторяются, то и знаки, обозначающие эти буквы, тоже должны повторяться.
Возьмем, например, слово МАМА (написать на доске). В этом слове одинаковые первая и третья, вторая и четвертая буквы. Это слово можно обозначить так: %Х%Х. А как обозначить слово ПАПА? Точно так же. При этом важен только порядок этих знаков.
Допустим, что у нас есть строка (экспериментатор пишет на доске):
X : ? + X КУЛАК БУБЕН ТЕАТР ОРДЕР РАДАР
Какие слова здесь надо подчеркнуть? В этой строке мы должны подчеркнуть слово "кулак", так как в наборе условных знаков первый и пятый знаки одинаковые, а второй, третий и четвертый — разные. Слово "радар" подчеркивать не надо, так как, несмотря на то, что первая и пятая буквы в этом слове одинаковые, вторая и четвертая тоже одинаковые, а по условию они должны быть разными.
Анализировать расположение условных знаков надо внимательно, так как в словах могут встретиться по три одинаковых знака, по две пары одинаковых знаков и т. п.
Пример:
! + § ? ! X 0 § ОПЕРЕНИЕ СТРИХНИН ТРАВИАТА
АНТРАЦИТ
АРТЕФАКТ
В этом задании подчеркиваем слово "антрацит", так как оно соответствует условию: первая и пятая буквы одинаковые ("!", т. е. "а"), третья и восьмая также одинаковые ("§", т.е. "т"), остальные буквы разные, что соответствует разным знакам в условии. Слово "артефакт" не подчеркиваем, потому что, хотя в нем третья и восьмая буквы одинаковые, первая и пятая — разные.
Ваша задача заключается в том, чтобы в каждой строке находить и зачеркивать слова, в которых порядок букв такой, какой зашифрован условными знаками в начале этой строки. Таких слов в строке может быть несколько, поэтому каждую строку нужно просматривать до конца. Писать на бланке ничего нельзя, нужно только зачеркивать найденные слова-ответы. Если ошиблись — исправьте.
Работать будете 8 мин. Старайтесь работать быстро, но главное — правильно. Будут поданы три команды. По команде «Приготовиться!» положите перед собой бланки и возьмите ручки. По команде "Начали!" начнете работать. По команде "Конец работы!" поставите вертикальную черту после последнего слова, которое вы просмотрели (показать на доске). Какие есть вопросы?»
С доски стираются примеры или убирается вспомогательная таблица.
Экспериментатор подает соответствующие команды и включает секундомер. В ходе работы экспериментатор и ассистент наблюдают за испытуемыми и при необходимости помогают отдельным лицам, отмечая это в протоколе. Через 8 мин подается команда «Стоп!». Поставьте вертикальную черту после слова, которое вы просмотрели последним, положите карандаши, переверните бланки».
Обработка протоколов производится по ключу-бланку. Результаты подсчитываются по формуле:
где А — условный коэффициент; Д — количество ключевых слов, которые необходимо было зачеркнуть в просмотренном массиве; П — количество пропущенных ключевых слов в просмотренном массиве; Ош — количество неправильно зачеркнутых слов; S — количество просмотренных слов.