Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обследование кандидатов



Исходя из практики обследования кандидатов на работу в таможне, можно утверждать, что ЦЗ не раз помогало прогнозировать, подойдет ли конкретный кандидат для имеющейся вакансии в определенном структурном подразделении. Так, если обследуемый предпочитает красный цвет в сочетании с желтым — это чувственный экстраверт, он активен, оптимистичен, энергичен, контактен, честолюбив, хорошо разбирается в людях, стремится действовать совместно. У него есть шансы стать успешным практическим психологом. Если к тому же он выбирает ультрамарин и отвергает пурпурный — у него хорошо развито логическое мышление. При этом он практичен, ориентируется на материальные результаты во внешнем мире (акцент на поле № 4 даже в рисунке «несуществующее животное»).

Такие характеристики по ЦЗ у двадцатидвухлетнего кандидата в юридический отдел позволили прогнозировать перспективу его профессионального роста. Действительно, за шесть месяцев он «вырос» от рядового инспектора-стажера до заместителя начальника отдела.

Другой обследуемый являлся кандидатом в инспекцию по работе с личным составом. Однако в силу особенностей его личности эта работа ему не совсем подходит. Дело в том, что, согласно должностной инструкции, работник инспекции должен тесно взаимодействовать с другими сотрудниками таможни по фактам их ошибочных действий, проступков, беседовать с личным составом для профилактики служебных правонарушений, брать объяснительные и т. п.

Таким образом, помимо коммуникабельности, оперативности, точности и аккуратности в деловых вопросах среди профессионально важных качеств сотрудника инспекции должны быть непременно эмоциональная зрелость, дипломатичность и умение разбираться в людях.

Психологический портрет, составленный по ЦЗ, дал неблагоприятный прогноз. Активный, общительный, любознательный, чрезвычайно подвижный, поверхностный, ощущающий экстраверт. Эмоционально незрелый (заполнение левых полей) ожидает к себе материнского отношения, хочет, чтобы его баловали (пара цветов «зеленый—небесно-голубой»). Очень эмоционален, восторжен, доверчив (выбор майской зелени). Боится анализировать себя (отвергаемый цвет — фиолетовый) и слабо разбирается в людях (как всякий ощущающий экстраверт, он судит обо всем поверхностно, только по внешним признакам, которые можно непосредственно увидеть своими глазами, услышать своими ушами). К тому же он не дипломатичен (отвергает серый).

Этот человек уволился из таможни по собственному желанию ровно через два месяца после начала работы.

Отдельные цветовые выборы указывают не на конкретную профессиональную направленность личности, а на сам факт неопределенности, эмоциональной незрелости. Например, несамостоятельные люди часто отвергают ультрамарин. Цветовая пара «желтый— небесно-голубой» нравится инфантильным людям. Для них характерны «неясные мотивы» и «бесцельно бродящее стремление расширить пределы своей личности».

Внимательное изучение раскладки позволяет делать выводы о склонностях испытуемого к той или иной деятельности. Информативна обобщенная интерпретация. Например, если у обследуемого получены данные, свидетельствующие о склонности приспосабливаться к обстоятельствам, о деловой направленности мышления, о способности получать удовольствие от деловой активности, то можно предположить профессию коммерсанта. Тот,' кто деятелен, хорошо формулирует свои мысли, у кого налицо активные информационные интересы и т.д., может стать журналистом или писателем. Если у тестируемого по цветовым предпочтениям на первый план выходит интерес ко всему живому, склонность выполнять работу вручную, то для него речь идет, скорее, о расположенности к практической деятельности, чем у того, кто в первую очередь занят самим собой.

В ряде случаев красноречивыми оказываются даже отдельные выборы. Например, оранжевый на поле № 4 выкладывают люди практичные, с умелыми руками и редким хобби. Синий цвет как цвет абсолютного предпочтения (ЦАП), особенно в сочетании с ультрамарином, свидетельствует о преподавательском потенциале тестируемого.

Приведем несколько примеров из своей практики, когда ЦЗ позволило выявить у разных людей наличие преподавательских, I музыкальных и иных способностей.

Портрет летчика с задатками учителя. Волевой, рассудитель-} ный, хладнокровный мыслительный интроверт. Им владеют пред-1 ставления о том, чего он хочет достигнуть. Он постоянно «начеку», чтобы не дать себя провести. Фатализм. У него хороший самоконтроль. С другими людьми держится на расстоянии. Большинство стремлений проистекает из сферы рассудка. Поиск разумного, справедливого решения. Склонен к сосредоточению, размышлению. Дохо-1 дит до сути. Задатки учителя. Подлинная глубина чувств отсутствует, i Он живет во внутреннем мире по собственным законам. Его личное [ стремление к свободе оснащено хорошей тактикой, так что порой; он даже не замечает, как ставит других в зависимость от себя. Энер- j гетическое обеспечение психических процессов максимально.

Фраза о задатках учителя появилась в психологическом портрете на основе явного предпочтения в тесте синего цвета. Впоследствии она получила объективное подтверждение. Оказалось, что до испытательной работы ему в течение восьми лет пришлось (помимо желания, как истинному мыслительному интроверту) быть инструктором в военном летном училище. Услышав свой портрет, он решил, что психолог как минимум познакомился с его личным делом...

Портрет летчика, музыкально одаренного. Внешне спокойный, внутренне одинокий чувственный интроверт. У него нежный, мягкий мир переживаний. Чувства могут быть очень глубокими, интенсивными, длительными, но мысли и чувства в основном связаны с собой. Любит себя, жалеет, склонен приукрашивать.

Не лидер, редко проявляет инициативу, задается вопросами о смысле жизни. У него прилежно-домашнее отношение к миру. Эстет. Многое сублимирует. Отличается особой чувствительностью — признак музыкальной одаренности. К сожалению, то уникальное, что он делает, не все считают прекрасным. В общении с другими проявляет дистанцию и осторожность. Нуждается в надежном порядке и руководстве сверху. Вместе с тем исходит в первую очередь из своего Я. Если что-то решил — будет стоять на своем. Не слушает советов и наставлений. Ищет поддержки и влюбленности, но чувствует себя непонятым. При перегрузках типично «бегство в себя».

Суждение о музыкальной одаренности основано на выборе цветовой пары «зеленый—лиловый». Каждый раз, когда в раскладках обследуемых встречалась эта цветовая пара, выявлялась музыкально одаренная личность. В вышеописанном случае оказалось, что в юности обследуемый считался в своем городе непревзойденным саксофонистом. Он делал сложный выбор между карьерой музыканта и летчика. За 30 лет он стал «просто хорошим» летчиком, достаточно успешным, но не лучшим. А с музыкой не расставался: он и сейчас иногда играет на трубе для узкого круга друзей (налицо сублимация).

Диагностика характера

Тест Фрилинга позволяет судить о текущем состоянии обследуемого: какое оно — оптимальное или негативное, прогнозировать успешность адаптации молодого специалиста, а также «отсеивать» кандидатов в случае явной или скрытой патологии.

Временное состояние

Иногда при цветовом тестировании фиксируются не характерологические, «стержневые» качества личности обследуемого, а его временное, текущее психоэмоциональное состояние. В таком случае в его раскладке появляются цвета, которые резко отличаются от обычно предпочитаемых им в жизни. Об этом можно судить также по вербальным высказываниям обследуемого.

Например, подвижная, эмоциональная, впечатлительная сотрудница 25 лет является выраженным чувственным экстравертом. Коллеги единодушно ассоциируют ее с оранжевым и красно-оранжевым цветами (что согласуется с ее психологическим типом). Но при тестировании она выкладывает фиолетовый и сама комментирует: «Странно, это совсем не мой любимый цвет, но сейчас на него очень приятно смотреть». В ее выборе нет ничего странного, поскольку в силу жизненных обстоятельств она уже две недели находится в состоянии острой депрессии (а фиолетовый является классическим цветом депрессии). Для уточнения степени выраженности депрессии применяем Опросник Бека: обследуемая получает 32 балла, что вдвое превосходит критическое значение.

Интерпретации Фрилинга, имеющие отношение к актуальному психоэмоциональному состоянию человека, подтверждались неоднократно. Так, лица, у которых в настоящее время плохие, «гнетущие отношения со значимыми другими (в семье или на работе)», часто отвергают охру. В период ухудшения телесного и/или душевного состояния люди обычно обращают внимание на оливковый, так называемый «цвет осторожной саморегуляции». Те, кто страдает от мигреней, часто выкладывают серый на поле № 2.

Обследуемый, который не желает тестироваться, закрыт от контакта, обычно выбирает цветовую пару «серый—светло-зеленый» или даже «серый—зеленый». Особенно показательными являются отдельные случаи, когда лица, выложившие такую цветовую пару, в рисуночном тесте поворачивают несуществующее животное спиной к зрителю (что недвусмысленно выражает стремление обследуемого уйти от контакта). Во всяком случае, таким обследуемым опросники можно не предлагать — результат заведомо окажется недостоверным.

Тот же серый цвет на поле № 4 свидетельствует о том, что данный человек «что-то открыл для себя в повседневной или профессиональной жизни и скрывает это от других». Ярким примером такой раскладки из практики служит тестирование начальника оперативно-розыскного отдела одной из московских таможен. У этого человека трезвое, реалистическое, практичное мышление (цветовая пара «желто-зеленый—коричневый») и ясные цели (цветовая пара «серый—оливковый»). Он склонен «сравнивать пове- | дение свое и окружающих» (желто-зеленый на поле № 3), спосо- | бен «открывать мысли других людей» (оливковый на поле № 2). При этом обычно он «держит свое мнение при себе» (цветовая пара «охра—розовый»), «в контактах с людьми только внешне откры-1 вается» (оливковый на поле № 3). Наконец, в первой же раскладке он помещает серый на поле № 4 — а это индикатор актуального для тестируемого «открытия некоторого знания, которое он скрывает от других». Поскольку для него ведущим является стремление «добиваться признания в социальной сфере» (цветовая пара «охра—оливковый») в ущерб семейной сфере (цветовая пара «серый—темно-коричневый»), то можно было предположить, что его «тайное знание» имеет отношение к работе, позже это предположение подтвердилось. Оказалось, что в этот день начальник оперативно-розыскного отдела получил секретную оперативную информацию о грубейших нарушениях при оформлении товара, и сразу после тестирования он поспешил выяснить все на месте, в отделе оформления. Своим появлением он настолько перепугал «заинтересованных лиц» из околотаможенных структур, что в тот же вечер подвергся нападению в подъезде своего дома и в крайне тяжелом состоянии поступил в реанимацию.

Однако встречаются и курьезные случаи. Например, в 1992 г. при обследовании пилотов ВВС молодой летчик из пополнения Летно-испытательного центра выложил белый цвет на поле № 1. В качестве обратной связи психолог высказал предположение: «Вероятно, сейчас вы чувствуете, что в чем-то виноваты, и стремитесь забыть об этом». Ответной реакцией было резкое отрицание. Однако спустя двадцать минут после ухода этот летчик снова показался в дверях класса и в смятении чувств поделился с психологом: «Я вспомнил!..» Оказалось, рано утром он совершил на редкость неудачный тренировочный полет и постарался поскорее об этом забыть. Механизм вытеснения сработал безупречно. К моменту психологического тестирования свежий материал уже оказался в подсознании, летчик действительно «вычеркнул» его на уровне сознания. Однако проективная методика позволила эксплицировать актуальное психоэмоциональное состояние летчика на уровне бессознательного. А работа по осознанию дала ему возможность вспомнить этот неприятный эпизод.

Некоторые хорошо осознают, что находятся как бы «не в своей тарелке». Например, 40-летний летчик, бывший политработник, во время тестирования стремился расположить к себе психолога, показать себя как незаурядную личность (о чем свидетельствует пурпурный на поле № 2 в первой же раскладке). После полного тестирования (т.е. шести раскладок) он спросил, почему психолог не удивляется тому, что он ни разу не выбрал красный цвет. Потом добавил, что в другое время выложил бы цвета по-иному, и показал, как именно (с красным и отсутствующим в тестовом наборе бирюзовым). Довольно часто отвержение красного цвета имеет место у тех, кто недавно перенес операцию (ибо красный обычно ассоциируется с кровью, шоковыми переживаниями). Так было и в описываемом случае: летчик проходил тестирование в тот день, когда вышел на работу после ложной операции по удалению грыжи. Признаки его неблагополучного психического состояния (дезадаптация, негативизм) нашли отражение и в рисунке: его угловатая металлическая птица по имени Игл (с иголками по кромке крыльев) живет в межзвездном пространстве, ничего не ест, не имеет ни врагов, ни друзей. На рисунке Игл заключен между двумя косыми линиями, что перекликается также с интерпретацией его цветового выбора (цветовая пара «зелено-синий-зеленый»): «чувствует, что скован определенными рамками и стремится из них вырваться». Его текущее состояние легко понять, если обратиться к фактам биографии. Этот человек много лет успешно работал в военных политорганах, которые в прежнем виде были упразднены в Российской армии в 90-х годах. Под давлением обстоятельств он сделал сознательный выбор — решил перейти на исключительно летную работу, хотя это противоречило его призванию. Психосоматическим проявлением личностного конфликта, компенсирующим средством вынужденного самоограничения и явилась его «грыжа». Это подтверждается тем фактом, что летная комиссия так и не допустила его к полетам. По возвращении из отпуска после первой операции у него было обнаружено затемнение пазухи носа (зафиксировано на рентгеновском снимке). При оперативном вмешательстве выяснилось, что тревога снова была ложной...

Действительно, порой тот или иной тестовый цвет (или сочетание цветов) является четким индикатором определенного актуального состояния обследуемого. Так, человек с острым чувством неполноценности резко отвергает оранжевый. Тот, кто в настоящем сильно переживает по поводу измены партнера, неизменно выкладывает цветовую пару «черный-зелено-синий».

Как правило, женщина, которая отказывается от эротики, отвергает зеленые тона. Например, сотрудница 30 лет, мать двух девочек школьного возраста, уже 11 лет состоит в браке. Однако, вопреки ожиданиям, при тестировании она отвергает сразу три зеленых тона (зеленый, майскую зелень и зелено-синий). Выбранные ею цветовые пары свидетельствуют о том, что ее «желание внимания со стороны партнера не удовлетворяется» (цветовая пара «небесно-голубой—желто-зеленый»), что ее «сексуальные потребности не могут удовлетворяться естественным путем» (цветовая пара «лиловый—красно-оранжевый») и что она «живет в мире изоляции, эротической мечты» (цветовая пара «розовый—светло-зеленый»). За тестированием последовала просьба о консультировании, в ходе которого стало известно, что около года тому назад по инициативе мужа супруги полностью прекратили половые отношения. На его предложение «поискать для этого другого мужчину» жена ответила гневным отказом. Она призналась, что в настоящий период действительно живет исключительно в мире эротических фантазий.

Черты личности

Характеристика личности по ЦЗ согласуется с описанием черт личности по тестам Кеттелла, Шмишека. Например, мужчина 38 лет, руководитель кадрового звена, по Кеттеллу, является очень умным, в меру общительным, порядочным по убеждению, человеком долга. Также ему присущи следующие качества: мягкость, эстетический вкус, богатое воображение и одновременно покорность, зависимость. По ЦЗ оказалось, что это действительно эстет (цветовая пара «синий-светло-зеленый»). Он действует планомерно, целенаправленно, точнее, «им владеют представления о том, чего он хочет достигнуть» (синий на поле № 3), но при этом не является сторонником директивных, насильственных действий (отвержение черного). У него сильно выражена «потребность в нежности, внимании» (цветовая пара «розовый-синий»); «в личной жизни стремится к нежности» (цветовая пара «розовый—майская зелень»). Мягкий, интеллигентный, романтичный по своей сути, он и несуществующее животное нарисовал соответствующее: его Тох имеет округлые формы, светло-зеленый мех. На морде выделяются большие глаза с длинными ресницами. Тох дружелюбно улыбается во весь рот, «а зубов нет» (снова подтверждение мягкости, зависимости, неагрессивности).

Например, по тесту Шмишека у женщины 42 лет получился гипертимный, демонстративный тип акцентуации характера. По цветовому тесту Фрилинга она является ярким представителем чувственных экстравертов: «заинтересована в художественном и эмоциональном участии в мире» (цветовая пара «синий—оранжевый»); она «хочет играть роль, блистать, влиять» (цветовая пара «оранжевый—красный»); «ищет возможность показать себя и получить признание» (цветовая пара «оранжевый—желтый»). Реально в молодости она активно участвовала в организации самодеятельных мероприятий типа «капустников». В настоящий период она является руководителем высшего звена и одновременно неформальным лидером у подчиненных, «душой коллектива».

Совершенно иные цветовые выборы характерны для представителей других акцентуаций характера. Так, холостой мужчина 36 лет по тесту Шмишека относится к застревающему типу. По Юнгу (на основании ЦЗ), он является ощущающе-мыслительным интровертом. У него амбивалентное отношение к красно-оранжевому цвету. С одной стороны, он отвергает этот цвет, что является признаком душевной раны. С другой стороны, чуть позже он использует его в раскладке в паре со светло-зеленым, что свидетельствует о «сублимации чувственной жизни». Он «дистанцируется от других людей» (цветовая пара «белый-розовый»). Ему присущи «бесплодные мечты» (цветовая пара «синий-ультрамарин»). Недаром он изобразил угловатое несуществующее животное по имени Робот, такой своеобразный автопортрет современного Акакия Акакиевича...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.