Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. ОТБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА



ПРАКТИКУМ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКЕ.

Под редакцией Ю.К.Стрелкова

Рекомендовано

Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

 

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО Е.А.Климов;

доктор психологических наук, профессор В. И. Моросанова

 

Авторы:

С.К. Сергиенко — занятие 1;

В.А.Бодров, Ю.Э.Писаренко — занятие 2;

В.Н.Кононова — занятие 3;

Ю.Я.Голиков, А.Н.Костин — занятие 4;

А. Б. Леонова, М. С. Капица — занятие 5;

А. С. Кузнецова — занятие 6;

О. Н. Родина — занятие 7;

Т. С. Кабаченко — занятие 8;

Л. П. Енькова, Т.Н.Денисова, Ю.К.Стрелков — занятие 9;

А.Н.Строкина — занятия 10, 11;

О.Н. Чернышева — занятие 12

Практикум по инженерной психологии и эргономике:Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С. К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко и др.; Под ред. Ю.К.Стрелкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.

 

Практикум является составной частью курса «Инженерная психология и эргономика». Основная цель учебного пособия — дать точное изложение процедур сбора и анализа данных, с тем чтобы на занятиях можно было по описанию воспроизводить эти процедуры. В пособии содержатся методики, которые основаны на новейших и точных приемах регистрации и дозирования информации и применяются для анализа двигательного действия и процессов переработки информации, решения сложных задач. Представлены методы: изменения функциональных состояний; анализа происшествий; отбора и оценки персонала; проектирования и оценки рабочего пространства и информационной среды. Особенно подробно рассмотрены малоизвестные в России проективные методики «Цветовое зеркало» и «Изображение времени».

Может быть полезно инженерам, интересующимся применением психологии в технике.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Для освоения современной прикладной психологии, занимающейся проблемами организации человеческой деятельности, необходимо владение методами сбора информации, процедурами тренинга и оценки. Поэтому практикум можно рассматривать не как дополнение к теоретическому курсу, а как его основание. Особенностью данного учебного пособия является то, что каждое занятие содержит комплекс методик и одновременно определенный объем соответствующего теоретического материала. Это позволяет строить гипотезы и адекватно интерпретировать результаты исследований. (На наш взгляд, практикум должен не только представлять методики измерений, но и учить студентов методам и подходам научного мышления, поскольку теория и эксперимент разделимы.)

В пособии представлен комплекс современных методов исследования труда и личности профессионала. Это — новейшие средства с использованием компьютерных программ (модели, тренажеры), стандартные бланковые методики-задачи, применяемые при аттестации и отборе, субъективные методики оценки функциональных состояний и проективные методики, экспертные методики и методы экспериментальной психофизики. Методы тренинга и аутотренинга, деловые игры и методы ассессмента позволяют воздействовать на функциональное состояние, состояние эмоционально-личностной сферы и профессиональное мышление. Все методики, предлагаемые для изучения, получили подтверждения в научных исследованиях и прошли испытания на практике. Учебное пособие содержит 6 тематических разделов, включающих 12 занятий.

Тема 1 — «Отбор и оценка персонала» — раскрывается на трех занятиях, цель которых — освоение методов аттестации, ассессмента, диагностики профессионалов и отбора для обучения операторским профессиям, предъявляющим к человеку особенно высокие требования.

Цель занятия 1 — освоение метода оценки персонала современного предприятия в ходе деятельностной игры «Имидж организации». Студенты знакомятся с процедурой, которая одновременно и обучает профессионалов опыту размышления над имиджем предприятия, и оценивает качества, необходимые для выполнения функций руководителя. Занятие 2 содержит метод обработки диагностических данных, позволяющий уменьшить величину ошибки при использовании комплекса известных методик, применяемых при отборе лиц для обучения операторским профессиям. Студенты знакомятся с комплексом диагностических методик, снабженных инструкциями и образцами бланков. Оба задания содержат точные данные об ошибках, допускаемых при использовании процедур ассессмента и отбора. В занятии 3 разбирается проективная методика раскладки цветов, которая менее известна, по сравнению с методикой Люшера, в России и за рубежом. Между тем применение методики «Цветовое зеркало», созданной Г. Фрилингом, учеником К. Г. Юнга, показало, что она может эффективно использоваться в различных областях психологии и практики, для решения задач диагностики и оценки, в ходе отбора и аттестации, а также — в сочетании с рисуночными методиками — для коррекционной работы с лицами, пережившими психическую травму и нуждающимися в психологической помощи.

Тема 2 — «Анализ трудового процесса» — дает представление о методах изучения профессиональной деятельности на рабочем месте. Эти методы сложились в процессе решения прикладных задач проектирования техники и человеческой деятельности, и для проведения занятий потребуются мощные и точные технические средства. Занятие 4 содержит методы исследования интеллектуальных процессов в сложной операторской деятельности (космонавтов, летчиков). Студенты знакомятся с заданиями, основанными на регистрации движений глаз и анализе длительности интервалов между скачками и позволяющими выявить проблемные области и исследовать процесс решения профессионалом сложной задачи на рабочем месте. Отличительной особенностью данного занятия является то, что оно предполагает использование современной техники (компьютера) для предъявления информации и установки для регистрации движений глаз.

Тема 3 — «Функциональное состояние человека» — посвящена освоению субъективных методов оценки функционального состояния человека и процедурам воздействия на функциональное состояние — мобилизации и релаксации. Занятие 5 нацелено на освоение методов субъективной оценки функционального состояния. Диагностический комплекс, предлагаемый для изучения, содержит несколько методик оценки различных видов актуального функционального состояния, фонового уровня функционального состояния и шкалу дифференциальных эмоций. В занятии 6 представлены методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний профессионалов. Студенты знакомятся с серией заданий, в которых предлагается изучить особенности методик психологической саморегуляции и варианты методик, используемых в профессиональной практике: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция. Возможности метода психологической саморегуляции функционального состояния профессионала раскрыты в занятии 7. На примере сборщиц-микроскописток демонстрируется эффективность метода воздействия на эмоционально-личностную сферу профессионала, что позволяет студентам освоить метод оценки состояния эмоционально-личностной сферы.

В теме 4— «Ценности в организационном поведении» — представлен оригинальный метод измерения ценностных приорететов человека в организационном поведении.

Тема 5— «Образ мира профессионала» — знакомит с методами исследования образа мира, прежде всего временной составляющей. Студентам предлагаются для изучения два комплекса методик: один разработан и опробован при исследовании представлений о времени жизни у моряков, а другой — для сравнительного анализа отношения ко времени у лиц с нормальной и нарушенной трудоспособностью. В основе каждого комплекса — проективная графическая методика, осуществляемая с помощью карандаша и листа бумаги. Методика воплощает идеи Р. Арнхейма, разработавшего концепцию визуального мышления. Согласно его представлениям люди могут изображать на рисунках сложные и абстрактные понятия. Применение методики показало, что она позволяет исследовать особенности устройства и функционирования образа мира профессионала.

Тема 6 — «Эргономика рабочего пространства» — посвящена освоению эргономических методов проектирования рабочего пространства и оценке рабочей позы. Занятия 10 и 11 знакомят студентов с комплексом методов исследования и оценки элементов рабочего пространства (высота стула и стола, наклон спинки и высота подлокотников) и рабочей позы, среди которых — метод постоянного стимула, модифицированный для измерения различительных порогов проприоцептивной чувствительности; опросники, беседа и экспертные методы. Цель занятия 12 — освоение векторно-координатного метода проектирования и оценки рабочего пространства. Это занятие содержит ряд заданий, позволяющих освоить отдельные стороны этого нового и важного для эргономики метода.

Авторы пособия — высококвалифицированные специалисты, известные и в нашей стране, и за рубежом. Большая часть методик, адаптированных для освоения их в практикуме, представлена впервые.

Глубокую признательность авторы книги выражают А. Щеколдиной и П. Малыхину за помощь в подготовке рукописи и рисунков.

Научный редактор Ю. К. Стрелков


Тема 1. ОТБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Занятие 1. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЕ «ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.