Шкала раздражителей ограничена возможностями органов чувств (например, человек не воспринимает электромагнитные колебания). Чувствительность довольно хорошая. Легко осуществляет фильтрацию при изменении программы. Легко перестраивается.
Шкала раздражителей практически бесконечна и ограничена лишь конструкцией датчиков. Чувствительность превосходная. При изменении программы с трудом осуществляет фильтрацию.
Различение
Различает довольно слабое соотношение: сигнал/шум. Запоминает модели довольно высокой сложности. Восприятие глубины и рельефа беспредельно.
Обычно не различает слабых соотношений: сигнал/шум. Потенциально может запомнить модели любой сложности. Сильно затруднено восприятие глубины и рельефа.
Интерпретация
Способен работать в непредвиденных ситуациях. Способность запоминания кодов и языков ограничена. Может использовать избыточную информацию, организовывать фрагменты информации в укрупненные и взаимосвязанные единицы. Способен к индукции и обобщению. Рассуждение неточное, но может использовать свернутые формы.
Плохо работает в непредвиденных ситуациях. Очень высокая способность запоминания кодов и языков. Организация восприятия сильно ограничена. Способность к индукции и обобщению невелика. Рассуждение очень точное, но пользоваться свернутыми формами не может.
Вычисление
Медленное и неточное.
Быстрое и точное.
Автономность
Независимость передвижения и саморегулирования.
Очень незначительная независимость передвижения и саморегулирования.
Надежность
Небольшая. Подвержена колебаниям во времени.
Может быть очень высокой. Очень устойчива.
Продолжительность работы
Незначительная. Способен в стрессовых ситуациях к превышению своих возможностей.
Неограниченная. Не способна к превышению своих возможностей.
Память
По ориентировочным оценкам 109 - 1013 двоичных единиц (битов).
Практически беспредельна.
Американские ученые предложили подход, названный динамическим распределением функций. Поскольку первая заповедь эргономики - «чти своего потребителя», то весьма желательно предоставление ему возможности самостоятельно распределять функции. Заданное же разработчиком системы распределение функций не может быть изменено без преобразования всей системы. С развитием техники системы приобрели программное обеспечение, позволяющее легко вводить изменения. Акцент в проектировании переносится с предвосхищения требований человека в распределении функций на процессы оценки деятельности и удовлетворенности человека работой, а также функционирования системы. Когда слишком возрастает рабочая нагрузка, система автоматически принимает на себя большую часть, чтобы высвободить пользователя.
Идея состоит в том, чтобы передать человеку то, в чем он превосходит машину, а машине – то, в чем она превосходит человека. Решение задачи приблизительно, так как люди и машины несравнимы. Кроме того, любые перечни ограничений, касающихся машин, рискуют устареть до того, как они будут опубликованы. Тем не менее, специалисты считают, что несовершенный способ распределения функций все же лучше, чем полное отсутствие такового.
Рассматривая вопрос о том, какие функции полезны и соответствуют системе «человек – техника», П. Т. Кидд обращается к работам А. Чапаниса [].
А. Чапанис указывает на ряд вопросов, которые часто игнорируются при распределении функций:
общие сравнения человека и машины зачастую не объективны; например, хотя компьютер лучше выполнит вычисления, не всегда рационально использовать его в этих целях;
не всегда важно решать, какой компонент сделает конкретную работу лучше, достаточно использовать адекватный компонент;
общие сравнения людей и машин не предполагают поиск компромисса.
А. Чапанис указывает также на ряд других важных компонентов. Во-первых, распределение функций в человеко-машинных системах определяется социальными и экономическими ценностями, которые в разных странах могут разные. Поэтому эффективное проектирование в одной стране, может не срабатывать в другой. Во-вторых, распределение функций должно постоянно переоцениваться, поскольку технология непрерывно меняется и то, что невозможно сегодня, вполне может быть приемлемым в ближайшем будущем. В-третьих, многие затруднения при распределении функций обусловлены инженерной неопределенностью. Инженеры часто изменяют проект и иногда действуют при этом методом проб и ошибок. Автор рекомендует, чтобы при распределении функций сначала готовились полные и детальные спецификации. За этим должен стоять анализ всех функций системы. Затем нужно провести пробное распределение функций. После этого должна последовать контрольная проверка действительности всего набора функций, передаваемых людям от машин, чтобы убедиться, что их перегрузки или недогрузки не мешают деятельности человека.
Однако, П. Т. Кидд, анализируя эти рекомендации, отмечает ряд моментов, делающих идею формального распределения функций нереалистичной в ситуации проектирования, а именно:
· при проектировании написать полную и детальную спецификацию невозможно, так как некоторые цели и ограничения существуют в неявном виде, построенная система не соответствует ожиданиям;
· проектирование не является упорядоченным процессом;
· проектирование - процесс подсознательный и творческий;
· инновации в технологии начинаются в исследовательской лаборатории и могут быть продолжены самими клиентами, если они добавят в систему новый элемент;
· при распределении функций речь идет о том, что будет делать машина, но не говорится, как она будет работать;
· при распределении функций ничего не говорится о целях системы, а от них во многом зависит, что будет требоваться от человека.
При проектировании смешались формальные и неформальные методы, анализы, математика, а также элементы суждений и опыта. Чаще проектировщик знает, что надо сделать для достижения желаемого результата, но его опыт не побуждает проводить дополнительный анализ задач, чтобы создать условия для удовлетворительной работы для людей, которые будут использовать данную систему [6, с. 55].
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Дайте определение понятия «метод».
2. Назовите основные группы методов, используемые в эргономике.
3. Что включает в себя описательное профессиографирование?
4. В чем суть инструментального профессиографирования?
5. В чем суть динамического метода распределения функций между машиной и человеком?
6. Назовите основные характеристики человека и машины. В чем их различие?
7. В чем заключается смысл каждого из ниженазванных методов исследований:
· Электроэнцефалография (ЭЭГ);
· Электромиография (ЭМГ);
· Регистрация кожно-гальванической реакции (КГР);
· Электорокардиография (ЭКГ);
· Электроокулография (ЭОГ)?
8. На что направлены социометрические методы исследования в эргономике?
9. Каковы методы определения надежности СЧМС?
10. В чем заключается особенность методов моделирования?