Труд - сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Категория деятельности является ведущей в системе эргономического знания. Труд осуществляется в различных формах предметно-практической, производственной, познавательной и управляющей деятельностей.
Деятельность есть специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира.
Для эргономики основополагающим является исходное расчленение деятельности, в соответствии с которым выделяют: цель, предмет, средство (орудия труда) и результат.
В историческом аспекте выделяют три основные стадии развития труда и его орудий (техники): ручной, механизированный и автоматизированный труд. Все эти типы труда характерны для современного производства. Эргономика, возникнув на стадии автоматизированного труда, тем не менее, имеет отношение ко всем трем его типам.
В сферу эргономических исследований включаются виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств. Труд, выполняемый вручную, также включают в сферу изучения эргономики, имеются эргономические издания, посвященные проблемам ручного труда.
В условиях использования автоматизированных средств производства функциональная направленность действий человека ещё более дифференцируется, повышаются требования к срокам или скорости выполнения действий, жестче становится их организация в целом
Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек способен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудового воздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая "духовный продукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называют предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и формирование собственных энграмм (т. е. представлений, образов, понятий, планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельности практически не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном преобладании одного из них.
Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное устройство определяется, главным образом, тем, какие свои функции, как преобразователя информации и энергии, человек передал этому устройству. Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": с промежуточными устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.
Первый тип систем, которые можно называть системами "человек- инструмент", делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человека реализует орудие труда.
1. С эффективными орудиями (инструментами). Психофизиологическая особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на предмет труда по сравнению с естественными двигательными реакциями человека.
2. С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный образ предмета труда превращается в измененный образ, который можно рассматривать как простейшую информационную модель предмета. Эта модель идентична объекту. Искусственного кода здесь нет, а есть изменение масштаба, ракурса, выпадение отдельных признаков и появление новых (например, при работе с микроскопом). В результате человек должен в процессе обучения выработать специальный (отличный от жизненного опыта) набор эталонов, необходимых для восприятия.
3. С орудиями памяти (например, чертеж, фотография, запись). В этом случае используется искусственный код. Перекодирование как специфический психический процесс становится важным компонентом деятельности человека.
4. С орудиями преобразования информации (счеты, логарифмическая линейка). В результате использования таких орудий = происходит изменение психологической структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного мышления человек может превратить в простые операции прямого замыкания, высвобождая тем самым свой мозг для творческого мышления.
Второй тип систем, или систем "человек - машина", делится на три класса:
1. С простой машиной, в которой совершается преобразование информации по элементарной линейной программе. Обратная информация от предмета труда поступает почти полностью к человеку, и он сам вносит коррективы в программу машины.
2. С репродуктивно - преобразующей машиной (обычные ЭВМ). В этом классе характерным является существенное, почти полное отчуждение человека от предмета труда и его преобразования. Если человеку понадобится включиться в рабочий процесс, он должен будет по искусственному коду реконструировать как состояние предмета труда, так и процессы, которыми управляет машина.
3. С продуктивно - преобразующей машиной (самоорганизующиеся кибернетические устройства). Взаимодействие человека с такой машиной уже носит характер информационного обмена между относительно замкнутыми системами информации.
При работе с простыми орудиями труда весь поток информации, необходимый для управления воздействием на предмет труда, преобразует человек и он, таким образом, во всех отношениях и в любой момент осуществляет и контролирует процесс воздействия. Машина в интересующем нас аспекте является преобразователем информации, а не только энергии, т. е. она частично без участия человека формирует командные сигналы и регулирует воздействие. В результате принципиальная особенность работы человека с машиной заключается в неполном контроле с его стороны за протекающим процессом воздействия на предмет труда.
Наиболее характерной чертой деятельности оператора является то, что он лишен возможности непосредственно наблюдать за управляемыми объектами и вынужден пользоваться информацией, которая поступает к нему по каналам связи. Деятельность человека, совершаемую не с реальными объектами, а с их заместителями или имитирующими их образами, называют деятельностью с информационными моделями реальных объектов.
Профессиональная подготовка операторов, включает в себя: профессиональную ориентацию, рассматриваемую как систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку людей к выбору профессии (с учетом особенностей личности); профотбор, предполагающий допуск людей к определенному виду деятельности на основе диагностики их профессиональных способностей; профобучение, обучение, в процессе которого человек получает специальность и квалификацию.