В ходе своего исторического развития эргономика и инженерная психология сформировались и оформились как науки. Эргономика и инженерная психология, как и любая наука, характеризуется: объектом и предметом изучения; принципами, положенными в основу научных исследований; задачами, стоящими перед наукой; методами исследования и решения поставленных задач.
В то же время стала привычной основная терминология, используемая в эргономике и инженерной психологии, хотя в них широко применяются термины смежных дисциплин: физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др. Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики и инженерной психологии как наук.
Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса труда.
Эргономика является одновременно исследовательской и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой техники и технологии, а также существующих условий труда.
Объектом исследования эргономики является система “человек - машина - среда” (СЧМС). Эргономика рассматривает СЧМС как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Предмет эргономики–конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМС. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях - от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот, - от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМС, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.
Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМС, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов ее осуществления. Увеличивается роль человеческих факторов применительно к задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий культурно - бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная техника и др.).
Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой целостной эргономической характеристике СЧМС, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМС в зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работ при обеспечении необходимых технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.
Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналами.
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.
по управляемости: а) среднее время или коэффициент занятости человека - оператора при выполнении определенной единицы технологического процесса; б) вероятность выполнения человеком - оператором единицы технологического процесса с заданным качеством; в) производительность или норма времени на единицу труда;
по обслуживаемости: а) среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению; б) среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
по освояемости: а) среднее календарное время профессиональной подготовки человека - оператора; б) уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.
Говоря о задачахэргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею.
Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность. С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной части населения.
Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности, надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно - психической организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМС.
Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.
Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного развертывания исследований. Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику конкретных исследований.
Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель или главную задачу эргономики. Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования:
1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко - машинных систем;
2) охрана здоровья людей;
3) всестороннее развитие личности людей, участвующих в трудовом процессе.
Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.
Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой эргономической задачи.
Инженерная психология – область психологической науки, изучая деятельность человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем.
Задачей инженерной психологии является выявление психических закономерностей деятельности человека в указанных системах с целью учета их при конструировании оборудования таких систем. Подготовке людей для их управления и обеспечения наиболее эффективного их применения посвящена публикуемая ниже таблица 1.