Существует два подхода к изучению психологических и физиологических характеристик трудовой деятельности: "косвенный", основанный на регистрации изменений в организме человека, возникающих вследствие выполнения им работы, и "прямой", основанный на выявлении психических и физиологических процессов, составляющих содержание деятельности. Полная картина структуры деятельности может быть получена только путем сочетания "прямого" и "косвенного" способов получения информации о трудовом процессе. К ним относятся:
извлечение информации из документов (инструкции по эксплуатации техники, нормативов оценки уровня квалификации специалистов и т. п.;
инженерно - психологическое обследование (оборудования, устройства рабочего места, кода информации, взаимосвязей между специалистами и т. п.);
наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалиста;
беседа со специалистами;
самоотчет в процессе деятельности;
анкетирование и экспертная оценка;
объективная регистрация и измерение составляющих трудового процесса (киносъемка направления взора и показаний приборов, запись движений органами управления и измерением силы воздействия, магнитофонная регистрация команд и т. п.);
анализ ошибок, допускаемых в работе;
объективная регистрация и измерение показателей факторов среды;
эксперимент.
С точки зрения психофизиологического анализа деятельности извлечение информации из документов можно разделить на три группы:
· характеризующие содержание и организацию трудовой деятельности, устройство системы управления, особенности среды;
· отражающие итоги деятельности;
· характеризующие личностные особенности специалистов.
Группа 1 включает описания объектов техники, содержащиеся в эскизных, технических проектах и других подобных документах, наставления, руководство и инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию и т. п.
Изучение этих документов дает возможность, прежде всего, ознакомиться со структурой и техническими особенностями ЭС, с существом профессиональной деятельности, устройством рабочего места, организацией взаимодействия между специалистами и специалистом и техническим устройством.
Затем выделяются наиболее важные и сложные операции (связанные с дефицитом времени, аварийными ситуациями и т. п.) разных подуровней и ориентировочно оценивается психофизиологическая сущность выполнения их специалистами. Уже на основании инструкций можно составить отдельные операционные схемы деятельности.
Из этих документов можно также получать информацию о режимах труда и отдыха и динамике показателей факторов среды. Нормативные документы дают возможность приблизительно оценить степень специфической напряженности при выполнении определенных работ (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и т. п.).
Группа 2 включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно - экономические отчетные документы, медицинские книжки и т. п.
Этот материал является одним из источников получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе специалистов, заболеваемости и травматизма. Кроме того, он может дать информацию для оценки личностных качеств и уровня профессионального мастерства конкретных лиц.
Группа 3 включает служебные и медицинские характеристики представления для назначения на должность, летные, водолазные книжки и т. п.
Инженерно - психологическое обследование ЭС. Непосредственное ознакомление с техникой и рабочим местом является дальнейшим шагом в изучении сущности трудовой деятельности и необходимой предпосылкой перехода к приемам наблюдения за протеканием рабочего процесса.
Оборудование изучается выяснением назначения различных технических устройств, с которыми взаимодействует человек - оператор, составлением схем потоков информации, последовательностью обращения специалиста к приборам и органам управления при решении типовых и наиболее сложных производственных задач. При этом необходимо постоянно сопоставлять получаемые результаты с инженерно - психологическими требованиями (в частности, с принципами построения информационных моделей).
В результате наблюдения за ходом трудового процесса проанализируем ответы на следующие вопросы, касающиеся производственных задач.
I. Характеристика каналов движения информации:
число информационных каналов;
динамика движения информации во времени (однонаправленная, с переключением, совмещенная).
II. Характеристика сигналов (сообщений), поступающих к специалисту:
общие данные о сообщениях: содержание основных сообщений, поступающих к специалисту при выполнении различных задач; путь и характер поступающих сообщений (от кого поступают и каким образом: непосредственно голосом, через переговорную трубку, по трансляции, посредством световой сигнализации, нужно ли их запоминать, передавать дальше и т. п.);
характеристика информации по видам анализаторов человека (слуховое восприятие, зрительное и т. д.): краткое описание каналов поступления информации (откуда подается, есть ли передаточные звенья); характеристика информации (физическая сила, частота поступления по данному каналу, длительность отдельных информаций, длительность пауз между ними, наличие интерференции информации (одновременного поступления); характеристика различных каналов поступления информации: относительная "загрузка" каналов, возможность "и частота" одновременного поступление информации по двум и более каналам; помехи передачи информации по данному каналу (шумы - их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене);
характеристика взаимодействия комплекса анализаторов (частота переключения с одного анализа на другой; одновременная, однонаправленная и разнонаправленная работы анализаторов).
III. Данные о функции опорно - двигательного аппарата:
поза при работе и во время "активного покоя";
характер и частота изменения позы при различных манипуляциях, наиболее типичная поза при определенном виде деятельности;
характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);
положение головы, характер ее движения;
данные о скорости и степени мышечного утомления и нарушениях координации движений;
энергетическая загрузка в период рабочей деятельности.